$ 527.3  544.86  4.95
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
29.06.2020, 11:26
Интервью

Дело Bek Air: как сельские акимы раздали земли на несколько миллиардов тенге

Деньги, вырученные с незаконной продажи земельных участков, чиновники скрывают в офшорах, утверждает известный юрист

Дело Bek Air: как сельские акимы раздали земли на несколько миллиардов тенге
Фото Марата Калдыбаева

Сельские «царьки» направо и налево раздавали земли, сколотив по несколько миллионов долларов. Подробности уголовных дел, озвученные юристом, по-настоящему шокируют. Напомню, это преступное обогащение привело в конечном итоге к трагедии – погибли люди.  

В Талгарском районном суде сейчас проходит процесс, связанный с земельными махинациями чиновников акимата Талгарского района Алматинской области. О незаконной раздаче земель вокруг аэропорта Алматы стало известно после трагического случая – 27 декабря прошлого года самолет Bek Air врезался в частный дом вблизи воздушной гавани. Погибли 13 человек, многие получили серьезные травмы. После катастрофы выяснилось, что в Гульдалинском и Панфиловском сельских округах чиновники незаконно продавали земельные участки. По Гульдалинскому сельскому округу, где и произошла трагедия, материалы дела передали в суд. По Панфиловскому идет расследование. Подробности двух дел в интервью корреспонденту Azattyq Rýhy рассказал известный юрист по земельным вопросам Бакытжан Базарбек.

 – Бакытжан, кого именно привлекают к ответственности по незаконной раздаче земель в Гульдалинском сельском округе?

– Сейчас по этому делу идет суд. Здесь на скамье подсудимых шесть человек, из которых два руководителя отдела земельных отношений, два руководителя Департамента земельного кадастра, которые по материалам следствия и по моим материалам имеют признаки причастности к этой ситуации. Рустам Турысбеков и Кайрат Алтынбекулы занимали должности начальников отдела земельных отношений акимата района в 2013-2015 годы. В их действиях следствием усматриваются признаки противоправных преступных действий, такие как подготовка проектов постановлений акимата на земельные участки с нарушением требований Земельного кодекса, утверждение землеустроительных проектов в условиях, когда их нельзя было утверждать. Также на скамье подсудимых руководители районного филиала земельного кадастра НАО по Талгарскому району Жарас Машимбаев, Медеу Калыбеков и начальник отдела землеустройства филиала земельного кадастра НАО по Талгарскому району Берик Абдуллаев. В их действиях усматриваются признаки преступлений путем подготовки землеустроительных проектов на земельные участки с нарушением требований закона и правил проведения землеустроительных работ и утверждения землеустроительных проектов. Что интересно, ранее мне от третьих лиц, которые пострадали от действий чиновников, стали известны эпизоды, где землеустроители хитро переносили месторасположение земельных участков.

Я задаюсь вопросом: почему к этому процессу не привлечен аким Талгарского района и его заместитель? Все материалы проходили через земельную комиссию, руководителем комиссии является заместитель акима района, который курирует земельные вопросы.

Многие вопросы, связанные с изменением целевого назначения земли, предоставлением права на землю, без участия заместителя акима (который руководит земельной комиссией) и без его подписи не осуществляются.

Также не вижу на скамье подсудимых акимов сельских округов того периода. Согласно Земельному кодексу именно они подписывают распоряжения, участвуют в земельной комиссии, согласуют землеустроительные проекты.

– А в чем конкретно заключалась махинация, которую провернули все эти чиновники?

– Акимат Талгарского района, акимат Гульдалинского сельского округа, отделы земельных отношений, грубо нарушив требования законодательства, меняли целевое назначение земельных участков с крестьянского (фермерского хозяйства) на личное (подсобное) хозяйство (ЛПХ). То есть там, где закон запрещал, они свободно подписывали и отчуждали земли. Для изменения целевого назначения земли с КХ на ЛПХ готовили проекты детальной планировки к землям населенных пунктов и искусственно привязывали отдаленные территории от села к селу или поселку.

Вот так они лишили страну орошаемых сельхозугодий, которые по требованиям статьи 97 Земельного кодекса подлежат особой охране. Они выводили сельхозземли из сельхозоборота под предлогом ПДП населенного пункта и расширения черты села и поселков и меняли их назначения.

У нас согласно статье 97 Земельного кодекса изменение целевого назначения с КХ на ЛПХ не допускается, за исключением, если это связано с расширением черты населенного пункта, то есть если есть на него генплан. Окрестности Гульдалы – это охранная зона аэропорта, и там должны быть сельхозземли. По сути целевое назначение не должно было меняться и по другой причине – не было расширения границ сельского округа. Расширение черты Гульдалы произошло в 2017-18 годах, а чиновники эти дела под предлогом расширения черты населенного пункта провернули еще в 2013-14 годах.

При проектировании градостроительной документации и подготовке проектов детальной планировки на эти сельхозземли сажали зону «Ж-1, Ж-2» – зону жилой застройки и налево и направо через посредников продавали эти земли.

В итоге под одним конвейером ушли тысячи гектаров сельхозугодий. Государство их потеряло. Там все застроено. Как быть с этими домами, неизвестно.

Часть Гульдалы подпадает под санитарно-защитную зону аэропорта в периметр 500 метров. Если действовать по закону, хотя бы в пределах санитарно-охранной зоны аэропорта (500 метров) правоустанавливающие и идентификационные документы на землю должны быть аннулированы в судебном порядке.

Скажу еще о том, что виновным чиновникам вменяются такие нарушения, как искусственное изменение местоположения участков. При изменении целевого назначения некоторые куски пересаживали с одного населенного пункта в другой. Это очень хитрые технологии, которые простой обыватель не поймет. Землеустроители очень хитро провернули это с корректировкой базы АИС ГЗК (автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра – AR), с корректировкой координатных точек, поворотных углов, с подделкой ряда документов – акт изменения границ и акт изменения местоположения участка.

– Что было после оформления всех документов?

– Все земли, которые выводились из сельхозугодий, делились на участки, и они могли их оформить на подставных лиц. В их качестве было очень много обычных людей. Они были как бы посредниками, которые потом искали им клиентов на эти участки. Я писал про девушку, которая была вхожа в высокие кабинеты акимата Талгарского района. Так вот, на скамье подсудимых Нураим Алданыш, которая, согласно следственным материалам, руководила посредниками, благодаря которой чиновники провернули это все! Девушка-посредник благодаря своей уникальной смекалке умудрилась оформить сотни земельных участков на подставных лиц. Через посредников проходили готовые документы с измененным целевым назначением и с разделенной площадью.

Вообще, у них там очень сложная система – это многоступенчатая иерархия, все там друг другу подчинялись. В этой организованной преступной группе было отдельное мини-государство, где каждый имел свой функционал. Каждый имел свою долю, свои «откаты», проценты.

Проценты доходили до астрономических сумм. По моим меркам, один только аким сельского округа мог незаконно оформить в период между 2012-2019 годами от 150 до 500 участков. Я боюсь сказать, какая сумма варьируется у начальников архитектуры и начальников отдела земельных отношений.

– За какую же цену тогда продавались участки и какой капитал чиновники сколотили?

– Допустим, один участок в среднем продавали от 5 тысяч долларов до 7 тысяч. Все эти деньги полностью оседали в карманах участников этой преступной группы. Основная сумма оседала в карманах чиновников, часть – в карманах посредников. Сумма каждого посредника доходила чуть ли не до полумиллиона долларов. А эти участки они продавали обычным людям. Кто-то отдавал им последние сбережения, кто-то брал кредит, в долги залезали, кому-то давали в рассрочку. Там оборот был сумасшедшим. Нам эти деньги и не снились.

Официально ущерб, нанесенный двумя акимами сельских округов, подсчитан – это 868 миллионов тенге. Это только два акима, которые отработали там всего два года.

А там в период с 2012-го по 2019 год отработали около 14 сельских акимов. Каждый из них причинил ущерб государству минимально на 400 миллионов тенге. Это безобидным ущербом можно считать по сравнению с другими. Я не представляю, каким был масштаб на уровне акима района, потому что сельский аким только выносит постановления, решает-то не он, решают «наверху» акимы районов, начальники отделов земельных отношении и архитектуры.

Там суммы бешеные. Общая сумма ущерба государства от действий всех чиновников тянет на несколько миллиардов тенге.

 – Эти деньги, вырученные с незаконных продаж земель, удалось найти?

– В 2008-2012 годах, когда расследовали незаконные действия чиновников акиматов, которые распродали земли нацпарка «Иле-Алатау», у некоторых чиновников акимата в офшорах лежали несколько миллионов долларов.

Это некоторые сведения, которые известны следствию. Аким сельского округа, у которого официальная зарплата, к примеру, 120 тысяч тенге, как у него с такой зарплатой может быть в офшорах несколько миллионов долларов? Теперь все в этом деле признают вину.

Особенность судебного процесса в том, что он онлайн проходит. Там только судья, прокурор, адвокаты сторон и все, журналисты не могут получить информацию.

Здесь все признают вину. У них логика какая: лучше уж сейчас признать вину, пока следствие что-нибудь не раскопало, и получить по этому делу, допустим, три года. Полтора года отсидит и уйдет по УДО. Не исключаю, что у него за пазухой где-то на островах «висят» 4-5 миллионов «зеленых».

А вернуть деньги невозможно. На подставных лицах все эти счета. На островах есть услуга, которая закрывает все счета – их не видит ни Интерпол, никто. Они оплачивают примерно 200 тысяч долларов за эту услугу, и офшорная зона закрывает все транзакции, и никто не видит ничего.

 – А известны ли Вам подробности второго уголовного дела по Панфиловскому сельскому округу?

– По второму делу расследуется полностью Панфиловский сельский округ. Это другая часть аэропорта. По этому делу я иду консультантом. К сожалению, ввиду того, что я подписал подписку о неразглашении, не могу подробности озвучивать. Могу сказать лишь, что там официально 12 человек привлекаются к ответственности. Им вменяют незаконные действия, такие как предоставление земельных участков в санитарной защитной зоне кладбища, в водоохранной полосе.

Их подозревают в незаконной продаже 191 земельного участка общей площадью 12 733 гектара. Сегодня материалы дела будут переданы в суд.

– Будем ждать вестей и с этого процесса. Благодарю Вас за беседу.

Жан МУРЗА

Новости партнеров