Курс тенге в апреле укрепился на 5,2% – Нацбанк
В сравнении с мартом в прошлом месяце объем валютных торгов сократился вдвое, до 1,72 миллиарда долларов
Заместитель председателя Национального банка РК Алия Молдабекова рассказала о ситуации на валютном рынке в апреле этого года, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу регулятора.
«Ранее я отмечала, что значительные масштабы распространения СOVID-19, обрушение цен на нефть, глобальное падение котировок финансовых активов – все это привело к паническим настроениям на глобальных рынках в марте. Тем не менее к концу марта – началу апреля мы наблюдали постепенную стабилизацию ситуации и некоторое восстановление глобального риск-аппетита на фоне масштабных фискальных и монетарных стимулов. В апреле центральными банками и фискальными органами развитых стран продолжались приниматься беспрецедентные по размерам меры стимулирования экономики, ведь, по прогнозам экспертов, эффект от короновируса, вероятнее всего, превзойдет последствия кризиса 2008-2009 годов», – сказала Алия Молдабекова.
Тема пандемии коронавируса по сей день остается основной для мировых финансовых площадок. Многие страны в период с февраля-марта ввели карантинный режим в тех или иных формах. Вполне справедливо отметить, что это стало ограничивающим фактором для всей деловой активности во многих сферах экономики в глобальном масштабе, отметила она.
«Позитивным для нас стало достижение в начале апреля договоренности между странами ОПЕК+ о сокращении добычи нефти на 9,7 миллиона баррелей в день, что, хотя и временно, восстановило котировки нефти. Нефть торговалась в диапазоне от 19 до 34 долларов США за баррель. Рынок акций вырос в среднем на 11-12%, отыграв частично мартовское обесценение. Благодаря более позитивному сентименту валюты стран с развивающейся экономикой показали укрепление», – продолжила зампред Нацбанка.
В целом, в сравнении с мартом и его шоками, внутренний валютный рынок стабилизировался, сказала Алия Молдабекова.
«Необходимости вмешательства с нашей стороны не возникало. После достижения договоренности странами ОПЕК+ в начале апреля для тенге был задан позитивный тренд. За апрель наша нацвалюта укрепилась на 5,2% c 447,67 до 424,57. На фоне укрепления тенге спрос на инвалюту снижался.
Несмотря на турбулентность нефтяного рынка во второй половине апреля вследствие дефицита нефтехранилищ и общей перенасыщенности рынка дешевой нефтью, обменный курс остался стабильным, закрепившись в среднем у отметки около 430», – подчеркнула она.
С учетом режима карантина многие предприятия функционировали в ограниченном режиме, что также отразилось на снижении спроса на иностранную валюту и, следовательно, на объемах торгов на бирже. В сравнении с мартом этого года объем валютных торгов парой тенге-доллар снизился вдвое, с 3,46 миллиарда до 1,72 миллиарда долларов.
«Спрос полностью компенсировался предложением иностранной валюты, формируемым компаниями экспортерами, продажами валюты из Национального фонда с целью выделения гарантированных трансфертов в бюджет, а также продажами части валютной выручки квазигосударственными компаниями. Как мы ранее отмечали, по поручению главы государства Нацбанк совместно с Правительством координирует участие квазигосударственных компаний на валютном рынке. В рамках этого поручения в целях содействия стабилизации внутреннего рынка квазигосударственные компании продолжали осуществлять обязательную продажу части валютной выручки. Реализованный за апрель объем составил чуть более 230 миллионов долларов», – сказала зампред регулятора.
По предварительным данным, уровень резервов Нацбанка увеличился за апрель на 720 миллионов долларов, до 30,5 миллиарда долларов. Рост резервов в основном произошел за счет роста цены на золото с 1 605 до 1 717 долларов за унцию, благодаря чему сами резервы в золоте увеличились на 1,1 миллиарда, до 20,8 миллиарда долларов США.
«В рамках Концепции формирования и использования Национального фонда с целью его дальнейшей диверсификации в апреле Нацбанк продал аффинированного золота на 250 миллионов долларов США в Нацфонд. Портфель золота в составе резервов Национального банка и активов Национального фонда обеспечивает сохранность, в особенности в период высокой волатильности на внешних рынках, как это происходило со второй половины марта нынешнего года. При этом в случае необходимости золото может быть сконвертировано в твердые валюты.
Валютная часть резервов уменьшилась предварительно на 400 миллионов, до 9,7 миллиарда долларов. Как я уже отмечала, Национальный банк не проводил интервенций в апреле. Снижение валютной части резервов произошло в основном на фоне снижения остатков средств банков второго уровня в иностранной валюте в Национальном банке РК. Это связано с тем, что после мартовского роста уровня долларизации депозитов физических и юридических лиц мы наблюдали частичную обратную конвертацию средств и вкладов клиентов банков из инвалюты в тенге», – отметила Алия Молдабекова.
По ее словам, действительно, падение на рынках, которое мы наблюдали в марте, привело к снижению активов Национального фонда РК.
«Однако уже в апреле за счет частичного восстановления рынка акций, а также положительной доходности портфеля золота и портфеля облигаций инвестиционный доход Национального фонда составил почти 1,5 миллиарда долларов. При этом для удовлетворения потребностей республиканского бюджета в апреле из Нацфонда было выделено трансфертов на сумму 706 миллиардов тенге. С целью выделения трансфертов на валютном рынке было продано валютных активов на сумму 817,5 миллиона долларов, что эквивалентно 355 миллиардам тенге.
Почему мы продали почти вдвое меньше, чем был трансферт? Хотелось бы отметить, что часть трансфертов была удовлетворена за счет остатков на тенговом счете и тенговых поступлениях в Национальный фонд. Несмотря на выделение значительного объема трансферта, валютные активы Национального фонда, по предварительным данным, выросли в апреле на 1,11 миллиарда долларов и составили 58,6 миллиарда. Этот рост связан с упомянутым выше инвестиционным доходом и валютными поступлениями в Нацфонд, которые в течение апреля составили порядка 400 миллионов долларов США», – пояснила зампред Нацбанка.