Депутаты от AMANAT обеспокоены состоянием гидротехнических сооружений Казахстана
Больше 500 гидротехнических сооружений требуют ремонта, утверждают мажилисмены
На сегодняшний день в Казахстане сложилась напряженная обстановка с состоянием гидротехнических сооружений. Об этом заявил депутат мажилиса Парламента РК, член фракции партии AMANAT Арман Калыков, передает Azattyq Rýhy.
«На территории республики насчитываются 1 502 подпорных гидротехнических сооружений (водохранилищ – 405, дамб – 247, плотин – 461, гидроузелов – 118, прудов – 271), из них в республиканской собственности – 331, в коммунальной – 934, в частной – 230, бесхозных – 7. Из 1 502 гидротехнических сооружений (ГТС) у 967 имеются паспорта, 535 не имеют паспортов. 537 ГТС требуют ремонта, где основная масса находится в коммунальной собственности. Каждую весну более 200 населенных пунктов с населением около 300 тысяч человек подвергаются ЧС в виде паводков, и состояние вышеперечисленных ГТС оказывает прямое влияние на их прохождение. Разрушение этих сооружений может привести к еще более катастрофическим последствиям», – заявил Арман Калыков, обращаясь с депутатским запросом на имя премьер-министра РК Олжаса Бектенова, на пленарном заседании Мажилиса в среду.
По его данным, на сегодняшний день в республике сложилась напряженная обстановка с состоянием ГТС, и уже имеет место прорывов 7 дамб и плотин, в следствии которых нанесен ущерб населению и экономике страны.
«Как отмечено выше 537 ГТС требуют ремонта. Для оценки, состояния которых необходимо провести так называемое многофакторное обследование. В рабочей программе которого предусмотрены определенные виды действий: визуальное обследование, инструментальное обследование, инженерно-геодезическое обследование, подводное обследование. Завершающим актом является получение декларации о безопасности ГТС. Необходимо также учесть тот фактор, что у 535 ГТС отсутствует проектная документация, нет расчетного обоснования, журналов наблюдений за состоянием ГТС, а следовательно и контрольных параметров состояния», – сказал депутат.
Между тем, согласно требованиям нормативных правовых актов, все проверки и обследования, а также разработка декларации о безопасности выполняются собственниками самостоятельно с привлечением аттестованных организаций за счет собственников.
«Взаимодействие с территориальными органами – управлением природных ресурсов и бассейновой инспекцией – носит согласовательный характер. В связи с этим возникают сомнения о корректности этих актов состояния ГТС. Не совсем понятна позиция Министерства водных ресурсов и ирригации, которое должно было разработать новый подход к сложившейся ситуации и переработать правила многофакторного обследования ГТС до начала паводков, разработать методику и нормативно-техническую документацию многофакторного обследования, сформировать реестр ГТС и представление их состояния Министерству по чрезвычайным ситуациям для отработки локальной системы оповещения населения и действий местных исполнительных органов», – отметил Арман Калыков.
Депутаты фракции партии АМАNАТ назвали основные проблемы в стратегии системы водного хозяйства следующие:
- нормативная правовая база не в полной мере отвечает современным требованиям безопасности ГТС;
- не налажена единая информационная система;
- недостаток координации действий государственных структур;
- отсутствие специального государственного надзорного органа за соблюдением собственниками обязательных требований по обеспечению безопасности ГТС.
«При этом необходимо учесть, что в состав нового министерства входит всего один Комитет водного хозяйства, ранее входившего в состав Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан и два подведомственных РГП. На основании изложенного просим Вас, уважаемый Олжас Абаевич, тщательно рассмотреть все вышеуказанные проблемы и о результатах рассмотрения сообщить в установленные законодательством сроки», – заключил Арман Калыков.