Финансовая инклюзия: о проблемах доступности банковских услуг
Люди с инвалидностью сталкиваются с физическими барьерами к зданиям банков и других финансовых организаций, с подтверждением своего дохода/статуса
В Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка состоялось очередное заседание Рабочей группы по вопросам повышения уровня доступности и качества финансовых услуг для лиц с инвалидностью (ЛСИ), передает Azattyq Rýhy.
В заседании приняли участие депутат Мажилиса Парламента Кенжегул Сейтжан, председатель Комиссии по правам людней с ограниченными возможностями им. К.Иманалиева Гульмира Бурашева, представители Алматинского филиала РГП на ПВХ «Казахстанский институт стандартизации и метрологии» Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции, финансовых организаций и Ассоциации финансистов Казахстана.
В ходе встречи были обсуждены вопросы физической доступности финансовых организаций для ЛСИ, адаптации сайтов и мобильных приложений для лиц с нарушением слуха и зрения. Представители финансовых организаций рассказали о модернизации отделений по созданию инклюзивных отделений для каждой категории ЛСИ.
На сегодняшний день в трех городах республиканского значения: Астана, Алматы и Шымкент 350 отделений банков адаптированы под потребности лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. По информации банков и по результатам мониторинга Агентства отделения в этих городах оснащены тактильными обозначениями путей движения, звуковым маяком, поручнями, наклонным подъемником, вблизи отделения имеются парковочные места со знаком «Инвалид». На входе в отделение размещена кнопка вызова персонала и мнемосхема для лиц с нарушениями зрения. Входная группа выполнена из ударопрочного материала, на дверях размещены маркировки желтого цвета для слабовидящих. Внутри помещения лица с инвалидностью могут передвигаться по всему пространству отделения: отсутствуют пороги и бортики. В тех отделениях, где невозможно установление пандусов, имеются гусеничные подъемники. Также в отделениях предусмотрена туалетная комната, адаптированная для лиц с инвалидностью, путь движения до которой оснащен тактильными обозначениями. Персонал регулярно проходит обучение на предмет корректного взаимодействия с уязвимой категорией людей. и готовы оказать ситуационную помощь таким клиентам.
«Агентство уделяет особое внимание лицам с инвалидностью в части их интеграции в финансовую систему страны. Несмотря на то что финрегулятор предпринял значительные шаги в этом направлении, требуется усиление мер по созданию без барьерной среды для инвалидов. Для этого Агентство совместно с Казахстанским институтом стандартизации и метрологии разрабатывают стандарты доступности, которые будут носить обязательный характер для финансовых организаций», - сказал директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Александр Терентьев на встрече рабочей группы.
По информации представителя Казахстанского института стандартизации и метрологии Рената Мырзагельдиева, стандарты будут приняты в ноябре нынешнего года. В ближайшее время начнутся слушания первой редакции, где представители ЛСИ и финансовых организаций смогут внести свои предложения.
Председатель Комиссии по правам людней с ограниченными возможностями им. К.Иманалиева Гульмира Бурашева выразила мнение большинства членов организации о необходимости разработки специальных льготных финансовых программ для этой категории по аналогии с международной практикой.
По итогам заседания было принято решение о сборе предложений от финансовых организаций, включающих возможность предоставления льготных финансовых продуктов и услуг для ЛСИ.
Также было принято решение о внедрении рейтинговой системы для оценки финансовой доступности отделений финансовых организаций и качества обслуживания ЛСИ всех категорий. Данная методика будет разработана с учетом международных стандартов и внедрена во втором полугодие 2023 года.
Эксперт в области международного права, прав человека, менеджмента международных организаций Олег Козырев отмечает, что на данный момент на международном уровне уже сложилось широкое понимание финансовой доступности как необходимого условия устойчивого сокращения бедности и обеспечения экономического роста. Наиболее эффективные экономики неуклонно демонстрируют государственную поддержку финансовой инклюзии, и содействуют интеграции людей с инвалидностью через различные продукты, сервисы и схемы поддержки. Помимо следования очевидной формуле «инклюзия = анти-бедность», финансовые (кредитные) организации всё чаще отмечают экономическую выгоду от вовлечения людей с различными формами ограничения здоровья в финансовые операции, в особенности посредством так называемых FinTech услуг. Кроме того, Всемирный банк оценивает, что на макроэкономическом уровне от 5% до 7% внутреннего валового продукта (ВВП) упускается из-за экономического отчуждения людей с ограниченными возможностями.
Конечно, в развивающихся странах и неустойчивых экономиках ситуация пока далека от совершенства, констатирует Козырев. Доступ к финансовым услугам и микрокредитным организациям как инструмент борьбы с бедностью уязвимых социальных групп признаётся и там, однако, эффективность мер по борьбе с финансовой эксклюзией (изоляцией) остается достаточно сомнительной. Люди с инвалидностью сталкиваются с многочисленными барьерами в осуществлении своих прав. Отсутствие доступа к финансовым услугам и финансовая изоляция наиболее негативно сказываются на жителях отдаленных и сельских районов, а также пожилых и малоимущих гражданах. Это оказывает негативное влияние на индивидуальном, бытовом и национальном уровнях: национальная экономика теряет примерно пять процентов валового внутреннего продукта, если люди с ограниченными возможностями не имеют равного доступа к занятости (такие издержки ещё выше, когда косвенные расходы, такие как уход опекунов, утраченная заработная плата, принимаются во внимание). Многие из препятствий на пути к финансовой доступности являются признаками неэффективности самого рынка. Они означают, что экономика функционирует ниже своего потенциала.
В частности, можно выделить следующие основные проблемы, существующие в этой сфере.
Люди с инвалидностью сталкиваются с физическими барьерами к зданиям банков и других финансовых организаций, с подтверждением своего дохода/статуса и, как результат, не могут взять кредит или воспользоваться другими финансовыми услугами. «Действующие схемы кредитования, микрокредитования и поддержки бизнесменов с инвалидностью ощутимо недостаточны», - убежден эксперт.