Некорректная кредитная история: что делать казахстанцам при обнаружении ошибки
К примеру, в персональном кредитном отчете вы увидели информацию о текущей просрочке по погашенному платежу, задолженности по кредиту, который вы закрыли, или о займе, который был оформлен на вас мошенническим способом
Если вы когда-либо оформляли банковский кредит, то у вас сразу же начнет формироваться кредитная история, в которой будут храниться данные о кредитах, сроках возврата и просрочках.
Важно иметь хорошую кредитную историю. Это ваш положительный имидж для банков и микрокредитных организаций, а значит вы сможете брать крупные кредиты на покупку автомобиля или квартиры.
В этом материале рассказано о том, как проверить свою кредитную историю и какими услугами пользоваться для ее мониторинга, а также выясним, можно ли исправить некорректные данные, передает Azattyq Rýhy.
Зачем нужна кредитная история
Кредитная история важна не только для банков, но и для вас. Имея положительную историю, вы сможете с легкостью взять кредит на большую сумму. И наоборот – если вы платили не вовремя или вовсе перестали платить по прошлым кредитам, то банк может не одобрить заем. Если же вы ни разу не брали кредит, то записей в вашей кредитной истории не будет.
С 1 октября 2022 года вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым изменились сроки обновления и предоставления информации о заемщиках в кредитные бюро.
Эти изменения стали результатом вступления в силу подписанного в июле 2022 года Главой государства Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг, банковской деятельности».
Так, с 1 октября 2022 года поставщики информации, за исключением кредитных товариществ и коллекторских агентств, обязаны передавать сведения о новых выданных займах в кредитные бюро в течение одного рабочего дня, а последующие обновления любой информации о субъектах кредитной истории в течение 10 рабочих дней. Ранее они обновляли информацию дважды в месяц – в течение 15 рабочих дней.
При этом в течение 10 рабочих дней в кредитные бюро предоставляют сведения все поставщики информации, кроме:
- коллекторских агентств;
- ИП или юрлиц, реализующих товары и услуги в кредит либо предоставляющих отсрочки платежей, систематизированные признаки которых определяются Правительством;
- субъектов естественной монополии, оказывающих коммунальные услуги. Для них срок предоставления информации в кредитные бюро составляет 30 дней с даты изменения или получения любых данных в отношении субъекта кредитной истории.
Напомним, что в Казахстане функционируют два кредитных бюро – Государственное кредитное бюро (ГКБ) и Первое кредитное бюро (ПКБ), которые формируют кредитные истории, но самостоятельно не вносят изменения в персональные кредитные отчеты. Этим занимаются поставщики информации, то есть банки, организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, и иные лица, реализующие товары в кредит или рассрочку.
При оформлении на вас займа, банки запрашивают данные в кредитных бюро. Например, вы брали кредит и погасили его точно в срок. Эта информация зафиксирована в вашей кредитной истории. Позже вы оформляете кредит в другом банке, который видит, что предыдущий кредит вы вернули вовремя, и воспринимает вас как ответственного клиента. Любой банк хочет быть уверен в возврате выданных средств и кредитовать надежных людей. Вот почему важно следить за своей кредитной историей.
К примеру, в персональном кредитном отчете вы увидели информацию о текущей просрочке по погашенному платежу, задолженности по кредиту, который вы закрыли, или о займе, который был оформлен на вас мошенническим способом. Вы считаете, что данные в вашей кредитной истории не соответствуют действительности.
Некорректную информацию в кредитной истории можно оспорить! Сделать это можно через бесплатный сервис на нашем сайте – в разделе «Оспаривание кредитной истории».
Дистанционный процесс оспаривания информации в кредитной истории введен Агентством по регулированию и развитию финансового рынка совместно с кредитными бюро в 2022 году в целях защиты прав потребителей финансовых услуг и улучшения кредитной истории заемщиков.
Что нужно знать о данном сервисе?
Для оспаривания информации в кредитной истории у нас на сайте необходимо иметь актуальный персональный кредитный отчет, полученный не позднее чем за 15 дней до даты подачи оспаривания.
Запросить его можно в кредитных бюро:
- в Государственном кредитном бюро (ГКБ) – посредством обращения через сайт id.mkb.kz;
- в Первом кредитном бюро (ПКБ) – посредством порталов www.1cb.kz, электронного правительства www.egov.kz, а также в центрах обслуживания населения (ЦОН) по месту жительства или в отделениях АО «Казпочта».
Для подачи заявления через наш сервис необходимо иметь действующий номер телефона, зарегистрированный в базе мобильных граждан.
Прием заявок осуществляется в режиме онлайн. Отработка заявлений – в установленные законодательством сроки. В течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления об оспаривании информации и на основании полученного от кредитора ответа заявителю будет направлен соответствующий результат от кредитных бюро.
В случае признания некорректной информации и внесения корректировок кредитором, данные изменения отразятся в кредитном отчете заявителя.
Где отслеживать статус своего заявления?
Это можно сделать:
- через корпоративный WhatsApp чат ГКБ: + 7(701) 485 08 34;
- в личном кабинете на портале ПКБ.
Если вы не согласны с какой-либо критичной информацией, содержащейся в персональном кредитном отчете, вы имеете право обратиться в кредитные бюро с заявлениями.
Для получения подробной консультации вы можете обратиться в Агентство через call-центр по номеру «1459» (дозвон с городских телефонов), мобильное приложение «Fingramota Online» или сервис «Онлайн-консультант» сайта Fingramota.kz.