$ 524.75  540.6  5.12
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
21.04.2022, 11:45
Экономика

Транскаспийский коридор получил импульс к развитию

Резко выросший спрос на перевозки дает дополнительный импульс развитию маршрутов, проходящих по Казахстану

Транскаспийский коридор получил импульс к развитию
Иллюстративное фото: agmpnews.kz; inbusiness.kz

Главный транспортный вектор этого года для АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) и Правительства страны в целом – раскрытие потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ или Middle Corridor). В текущей мировой ситуации для сохранения конкурентоспособности продукции казахстанских производителей и выполнения экспортных контрактов задача является архиважной, передает Azattyq Rýhy.

«В связи с тем, что с 9 апреля вступил в силу запрет Европейского союза на автотранспортные перевозки для российских и белорусских компаний, мы ожидаем переориентацию с автомобильного транспорта на железнодорожный огромного потока грузов в западном направлении. В мае текущего года падение контейнерооборота в морских портах северо-западного бассейна России может составить до 95%. При этом изменится и маршрут международных грузоперевозок. Грузоотправители больше внимания стали обращать на коридоры ТМТМ и Север – Юг», – считает управляющий директор по логистике АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» Ерлан Койшыбаев.

По его словам, это связано с тем, что из 20 основных международных контейнерных линий, которые присутствовали в Российской Федерации, ушли уже 14, которые контролировали 70-80% грузооборота. В марте падение контейнерооборота северо-западного бассейна составило около 35%, в Азово-Черноморском бассейне – 50%. На сегодня в северо-западных морских портах России из мировых логистических компаний остались только COSCO и Unifeeder. Но и Unifeeder в основном занимается эвакуацией своих контейнеров, после чего тоже собирается уйти с российского рынка. Появление новых морских перевозчиков в указанном направлении в ближайшее время не ожидается.

«Все это повлияет на транзит контейнерных перевозок через Казахстан», – делает вывод Ерлан Койшыбаев.

Резко выросший спрос на перевозки на фоне мировой ситуации дает дополнительный импульс развитию маршрутов, проходящих по территории Казахстана. И, прежде всего, к ТМТМ.

«Мы наблюдаем активное изменение всей устоявшейся логистической структуры. Традиционные маршруты теряют свою актуальность. Грузоотправители, даже из тех стран, которые соблюдают нейтральность в конфликте, переориентируют свои грузовые потоки и ищут альтернативные варианты доставки своих грузов. Нагрузка на Транскаспийский международный транспортный маршрут резко возросла», – подтвердил генеральный секретарь Ассоциации Транскаспийского международного транспортного маршрута Гайдар Абдикеримов.

Если в январе перевозки через порты Актау и Курык составили 14 тыс. тонн, то в феврале они выросли в полтора раза. В марте этот показатель увеличился к уровню февраля еще в 4 раза и достиг уровня 88 тыс. тонн. В апреле участники проекта планируют перевести 238 тыс. тонн грузов.

Мультимодальный транспортный сервис по маршруту Китай – Курык/Актау – Баку/Алят – Батуми/Поти и далее в третьи страны, в том числе через новую линию Баку – Тбилиси – Карс был запущен в 2017 году. Общая пропускная способность маршрута на данный момент составляет 5,8 млн тонн грузов в год, в том числе 80 тыс. ДФЭ (контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте).

Нарастить пропускную способность ТМТМ до конца текущего года в два раза и более – такую цель ставят перед собой участники проекта. Заявки на объемы есть.

8 стран, 20 участников

ТМТМ является мультимодальным маршрутом, в котором задействованы 2 вида транспорта – железнодорожный и морской. Инициатором открытия транскаспийского коридора выступила наша страна, поэтому и штаб-квартира ассоциации расположилась в Нур-Султане.

Международная ассоциация Транскаспийского международного транспортного маршрута объединяет более 20 серьезных игроков транспортного рынка – владельцев магистральной инфраструктуры и перевозчиков из 8 стран. Это – Азербайджан, Грузия, Казахстан, Китай, Польша, Румыния, Украина и Турция.

ТМТМ целенаправленно продвигает транзитные услуги контейнерной транспортировки грузов из Китая и стран Центральной Азии в страны Европы и Африки, а также в обратном направлении.

«Меня радует уровень взаимопонимания, сложившийся среди участников проекта. Все страны и компании-представители едины в желании существенно, по макимуму возможного, сократить время движения грузов по ТМТМ и нарастить его пропускную способность. В текущей мировой ситуации взаимодействие стало еще теснее. Мы встречаемся практически каждый месяц», – говорит Ерлан Койшыбаев.

Развитие коридора

За пять лет – с начала 2017-го и на начало текущего года – по данному маршруту было перевезено более 3,9 млн тонн внешнеторговых грузов. 2,1 млн тонн из них – казахстанские экспортные грузы.

Сегодня, в связи с ситуацией в мире, на этот маршрут ориентируется и значительная часть грузопотока казахстанского экспорта – продукты нефтехимии, черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, зерновые и другие грузы.

«Объемы перевозок по маршруту из года в год растут в разы. По итогам прошлого года грузооборот составил 700 тыс. тонн. А на этот год к нам заявляются 10,5 млн тонн грузов. И эти объемы нам нужно освоить. Поэтому страны-участницы форсируют развитие маршрута», – объяснил Гайдар Абдикеримов.

Буквально на днях Казахстан посетила официальная делегация Азербайджана. Участники встречи обсуждали возможности расширения пропускной способности ТМТМ, решение технических сложностей на высокогорном участке железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс (Азербайджан принял решение дополнительно помочь Грузии финансами в строительстве данного участка, сдерживающего использование магистрали в полную силу), а также использование логистических возможностей нефтяного терминала азербайджанской компании SOCAR в грузинском порту Кулеви.

Азербайджан на своей территории также ведет активное развитие маршрута, намерен сделать новое ответвление – Зангезурский коридор, который пройдет по югу Азербайджана через Армению с выходом на Турцию. Через 3-5 лет, при интенсивном строительстве, это направление даст ТМТМ значительное увеличение пропускной способности.

И самая свежая новость: 18 апреля запущен новый сервис в рамках ТМТМ – фидерное сообщение Поти – Констанца на Черном море вместимостью 400 ДФЭ.

Казахстанские действующие сервисы – паромная переправа, которая связывает каспийские порты Курык (Казахстан) и Алят (Азербайджан) и фидерное сообщение между портами Баку и Актау – также получат дополнительное развитие.

По информации управляющего директора по логистике КТЖ Ерлана Койшыбаева, в этом году с двух до шести будет увеличено количество фидерных судов, для чего на Каспийском море открываются новые порты. Новая ветка фидерного сообщения свяжет Актауский морской северный терминал и порт Говсаны в Азербайджане.

Заявлено и о форсированном строительстве контейнерного хаба в порту Актау с привлечением государственно-частного партнерства, с серьезными мощностями по накоплению и сортировке контейнеров. Под него выделены 19 гектаров земли.

Также стало известно, что о своем интересе к участию в проекте ТМТМ в качестве ассоциированных членов сообщили несколько швейцарских логистических компаний.

Единый оператор в рамках СП

Следуя мировой тенденции, участники проекта делают ставку на развитие движения контейнерных поездов. В 2021 году по Транскаспийскому транспортному коридору их пропущено 122.

«Регулярный мультимодальный транспортный сервис осуществляется по утвержденным комплексным тарифным ставкам. Участники проекта рассматривают и утверждают их на предстоящий фрахтовый год, после чего они становятся обязательными для исполнения всеми операторами перевозок, – рассказывает Гайдар Абдикеримов. – Однако хочу отметить, что на конкурентоспособности ТМТМ и росте экспортных грузоперевозок во многом сказалась инициатива АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» предоставить благоприятные тарифные условия на перевозку через Казахстан грузов в контейнерах, а также нефтепродуктов, минеральных удобрений, металлов, продукции сельского хозяйства и ряда других грузов».

Еще один плюс данного международного маршрута для грузоперевозчиков – обеспечение оперативного диспетчерского управления. В рамках ТМТМ функционирует виртуальный диспетчерский центр, куда входят ответственные работники от железных дорог и логистических операторов перевозок Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, а также исполнительного органа Международной ассоциации ТМТМ. Участники центра ежедневно обмениваются информацией о передвижении и дислокации контейнерных поездов на маршруте ТМТМ и оперативно решают вопросы, возникающие в процессе перевозок, вплоть до ускорения транзитных таможенных процедур.

В конце марта в Алматы прошло очередное заседание экспертной рабочей группы по развитию данного международного транспортного коридора. В связи с резко выросшим спросом на грузоперевозки, участники ассоциации приняли решение ускорить создание единого логистического оператора в рамках совместного предприятия.

«Совместное предприятие Middle Corridor между Грузией, Азербайджаном, Турцией и Казахстаном, мы надеемся, официально заработает в начале или середине 2023 года. Одним из главных приоритетов нашего сотрудничества на ближайшее время является повышение конкурентного преимущества железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс (БТК) в евроазиатских перевозках и увеличение пропускной способности этой линии. От того, как быстро удастся ликвидировать это «узкое место» зависит, насколько быстро маршрут выйдет на расчетный максимум грузоперевозок», – рассказал генеральный секретарь Ассоциации Транскаспийского международного транспортного маршрута Гайдар Абдикеримов.

«Единое управление транспортными потоками ускорит работу с грузами, упростит документооборот и максимально оптимизирует время движения контейнерных поездов по маршруту. В текущей мировой ситуации, своевременная доставка грузов – это уже не просто вопрос логистики, но и жизнеспособности предприятий, которые дают работу в том числе и сотням тысяч казахстанцев. Компания «Қазақстан темір жолы» делает все возможное для того, чтобы минимизировать бизнесу последствия разрыва традиционных маршрутов доставки и переход на новые», – говорит Ерлан Койшыбаев.

Дальнейшее развитие ТМТМ стало ключевой темой и встречи председателя правления АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» Нурлана Сауранбаева с главой ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавидом Гурбановым, которое состоялось 12 апреля в Нур-Султане. По итогам переговоров было подписано Соглашение о сотрудничестве в области логистики и реализации совместных проектов.

Стоит отметить, максимальная реализация транзитного потенциала страны через интеграцию национальной транспортной системы в мировую транспортную сеть – такая задача, как первоочередная, поставлена перед транспортной отраслью Президентом страны.

Новости партнеров