Ситуация на контроле: в КТЖ рассказали о грузовых перевозках на границе с Китаем
Наблюдается рост объемов грузовых перевозок несмотря на сложную ситуацию на границе с КНР
В национальной компании «Қазақстан темір жолы» рассказали о ситуации с приемом и отправкой поездов на границе с Китаем, передает Azattyq Rýhy.
В ходе специального пресс-тура журналистам показали работу приграничной станции Алтынколь и крупнейшего сухого порта в Центральной Азии «KTZE-Khorgos Gateway». Через Алтынколь проходит грузопоток из Китая в Европу, страны Персидского залива, Центральной Азии, Кавказа. Станция стала вторым казахстанско-китайским железнодорожным переходом после станции Достык и является одним из объектов специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота».
В данный момент из-за введения усиленных карантинных мер контроля китайская сторона ограничила прием/отправку поездов, принимая только контейнерные поезда.
«Учитывая, что в данный момент Китай принимает грузы только в контейнерах, грузоотправителям рекомендовано переориентироваться на наиболее перспективные контейнерные перевозки», - сказал и.о. заместителя председателя Правления АО «НК «ҚТЖ» по грузовому движению Оралхан Кулаков.
По его словам, ситуация находится на контроле Правительства, принимаются все необходимые меры для решения вопроса. На ежедневной основе проводятся переговоры с китайскими коллегами.
«Я понимаю, сегодня ряд вопросов стоят по ограничению. Масса жалоб поступает по вопросу импорта. Все эти вопросы возникли из-за антиковидных процедур, которые проводятся китайской стороной. Плюс ко всему 16 мая началась реконструкция на станции Алашанькоу, она сказалась на пропускной способности. Вместе с тем, есть ряд критических замечаний со стороны казахстанского бизнеса. Бизнес задается вопросом: «Почему транзитные поезда «Китай-Европа» проходят без ограничений, а ограничения коснулись импорта в Казахстан?». Ни в коем случае такого нет. Вопрос возник всего лишь из-за того, что бизнес привык работать через станцию Достык. Весь объем, который мы ограничили по станции Достык – Алашанькоу перевели на Алтынколь – Хоргос», - пояснил он.
Журналистам продемонстрировали, что инфраструктура станции Алтынколь готова к приему большего объема груза. На станции происходит прием и отправка грузовых, пассажирских и контейнерных поездов. Внедрены передовые технологии для ускоренного осмотра вагонов.
В свою очередь, заместитель генерального директора ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» Канат Кобесов отметил, что несмотря на сложную ситуацию на границе с КНР, образовавшуюся в связи с пандемией, наблюдается рост объемов грузовых перевозок. Объем передачи грузов по переходу Алтынколь – Хоргос увеличился на 80% по сравнению с прошлым годом. Всего за 8 месяцев этого года через железнодорожные стыки Достык – Алашанькоу и Алтынколь – Хоргос перевезено 14,4 млн тонн, что на 2% больше аналогичного периода 2020 года. На сегодня в сутки КНР принимает по 7-8 поездов, казахстанские железнодорожники – по 12 поездов.
«В Китае усиленно борются с коронавирусом. Они делают двойную обработку поезда, идет усиленный досмотр грузов на приграничной станции, а также с китайской стороны идет реконструкция станции Алашанькоу, чтобы увеличить пропускную способность. Они объявили о реконструкции в мае этого года и обещали закончить в ноябре. В свою очередь, казахская сторона также готова идти на сотрудничество, увеличить свои инфраструктурные возможности. Станции Достык и Алтынколь работают 24 часа в сутки. Алматинское отделение перевозок держит ситуацию на контроле, все службы подключены, имеется соответствующий канал связи с китайскими железнодорожниками», - отметил он.
По его словам, на станции Достык из-за реконструкции китайской станции снизился объем грузооборота, поэтому идет его переориентация на станцию Алтынколь.
«Станция Алтынколь имеет резерв мощностей. Мы готовы и к приему, и к сдаче грузов», - добавил Канат Кобесов.
Вместе с тем он отметил, что тарифы на грузоперевозки со стороны казахстанской стороны не повышались с начала года.
«У нас плановое повышение происходит 1 января. Это в пределах индекса инфляции, вопрос о повышении тарифов на данный момент не стоит», - добавил Канат Кобесов.
В целом, по его словам, статистика за последние 5-6 лет показывает, что идет рост перевозки грузов между Казахстаном и Китаем.
«Если в 2015 году объем грузооборота был порядка 7 млн тонн, то в 2020 году мы выполнили чуть больше 21 млн тонн. Рост в 3 раза. По подписанным планам на 2021 год, мы ожидаем 25,2 млн тонн грузов. Из них очень много грузов идет на контейнеризацию. Рост перевоза груза в контейнерах увеличился в шесть раз за последние шесть лет, то есть общий объем – в три раза, а контейнеризация – в шесть раз. Соответственно планы до 2025 года тоже большие. Мы к этому готовимся. Тоже будет увеличение», - добавил Канат Кобесов.
Также руководство КТЖ рассказало, как работает «сухой порт» «KTZE-Khorgos Gateway», расположенный недалеко от станции Алтынколь. Он оказывает полный спектр услуг в сфере обработки, хранения и перевалки грузов из Китая в Казахстан, страны Европейского Союза, Центральной Азии, Персидского залива, Каспийского региона.
По данным, озвученным председателем Правления АО «KTZ Express» Нурланом Игембаевым, за 8 месяцев этого года объем транзитных контейнерных перевозок превысил более 712 тысяч ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – условная единица учета парка контейнеров и объема контейнерных перевозок), рост в сравнении с аналогичным периодом 2020 года составил 32%.
«В целом основной транзитный маршрут «Китай-Европа-Китай». Кроме того, «KTZ Express» развивает альтернативные маршруты по направлению КНР-Центральная Азия-КНР. Объем с начала года составил 155 тысяч ДФЭ, рост порядка 30%», - сказал он.
Сухой порт «KTZE-Khorgos Gateway» создан в 2015 году в рамках программы «Нурлы жол». Он стал альтернативой морским логистическим хабам.