Почему необходимо поддерживать казахстанских работников театра
По мнению Сергея Пономарева, без достойной поддержки работников культуры наше искусство рискует остаться без тех, кто его создает
Когда мировой зритель рукоплещет казахстанским артистам, дома они сталкиваются с несправедливостью. Театр «Астана Опера» – главная культурная сцена страны, символ высокого профессионализма, национальной гордости и культурного наследия. Однако за блеском декораций скрывается суровая реальность: низкие зарплаты и отсутствие должного внимания к условиям труда. Депутат Мажилиса от партии «AMANAT» Сергей Пономарев в своем депутатском запросе поднял эту проблему на государственный уровень, подчеркивая, что без достойной поддержки работников культуры наше искусство рискует остаться без тех, кто его создает. Как на это отреагировало правительство, и какие последствия ждут Казахстан без срочных решений, выяснил корреспондент Azattyq Ruhy.
Искусство требует уважения
Работники культуры – это люди, которые не просто развлекают публику, но формируют духовное наследие нации. От музыкальных произведений до балетных партий, от сценических декораций до технического сопровождения – каждый из них вносит свой вклад в создание произведений, которые вдохновляют, поддерживают и учат нас быть лучше. Однако, несмотря на значимость их труда, зарплаты сотрудников «Астана Опера» остаются на критически низком уровне.
Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «AMANAT» Сергей Пономарев обратил внимание на эту проблему в своем запросе к правительству.
«В Послании народу Казахстана в 2021 году президент Токаев указал ежегодно повышать на 20% зарплату сотрудникам бюджетной сферы, включая работников учреждений культуры, архивов и библиотек. Однако театр «Астана Опера», созданный в форме некоммерческого акционерного общества, остался вне этих повышений, несмотря на то, что 100% акций принадлежат государству в лице Министерства культуры и информации», – отметил он, озвучивая свой депутатский запрос на пленарном заседании Мажилиса.
Мажилисмен подчеркнул, что с 2013 года, когда театр только начал свою деятельность, зарплата сотрудников повышалась лишь один раз – в 2022 году. За это время экономическая ситуация в стране неоднократно менялась, а требования к артистам, напротив, только росли.
«Солистам и артистам хора для каждого оперного спектакля необходимо выучить около 300 страниц музыкального материала на итальянском, французском языках. Артистам балета нужно учиться более 10 лет и ежедневно заниматься по 8-10 часов, чтобы достичь уровня, достойного сцены «Астана Опера». Это тяжелейший труд, он объективно достоин высокой оплаты труда», – добавил депутат.
Несмотря на этот труд, зарплата работников театра в среднем в 1,5 раза ниже, чем в других республиканских и национальных театрах Казахстана. Такая ситуация приводит к массовой текучке кадров: только в 2024 году театр потерял более 100 сотрудников – музыкантов, артистов, инженеров и мастеров.
Сергей Пономарев напомнил, что культура всегда занимала особое место в истории, даже в самые тяжелые времена.
«Даже во время Второй мировой войны британский премьер-министр Уинстон Черчилль запретил сокращать расходы на культуру. В Казахстане в годы войны в алматинском театре оперы и балета находили средства для поддержки артистов. Сейчас, в мирное время, мы должны сделать то же самое. Цена вопроса – всего 1,5 миллиарда тенге», – отметил депутат.
Депутат от партии «AMANAT» предложил увеличить зарплаты сотрудников театра на 30% с обязательной ежегодной выплатой лечебно-оздоровительных пособий.
В свою очередь премьер-министр РК Олжас Бектенов, отвечая на депутатский запрос, рассказал, что правительство уже предпринимает меры для решения этого вопроса.
«В соответствии со статьей 22 Закона «О культуре», государственным театрам выделяются бюджетные субсидии на покрытие убытков, связанных с обеспечением доступности театральных мероприятий для населения», – пояснил он.
Премьер-министр отметил, что на 2022-2024 годы для театра ежегодно выделялось более 581 миллиона тенге, что позволило увеличить субсидии с 90% до 92%. С сентября по декабрь 2024 года творческий состав и технический персонал театра получали надбавки в размере 30%.
«В рамках корректировки республиканского бюджета на 2024 год решением Республиканской бюджетной комиссии поддержаны расходы в размере 294,5 миллиона тенге для выплаты лечебно-оздоровительных пособий», – добавил премьер-министр.
Кроме того, в проекте бюджета на 2025-2027 годы предусмотрены субсидии на сумму более 6 миллиардов тенге ежегодно, из которых более 258 миллионов будут направлены на выплату пособий по оздоровлению.
«Вопрос повышения заработной платы сотрудников театра на предстоящие годы находится на рассмотрении рабочих групп Мажилиса. Решение будет принято по итогам обсуждения», – подытожил Бектенов.
Работники культуры – фундамент духовного развития общества
Культура – это основа национальной идентичности, мост между поколениями и вдохновение для миллионов. Работники культуры, будь то солисты оперы, мастера декораций или музыканты оркестра, выполняют миссию, которая выходит далеко за рамки их профессий. Их труд – это не просто работа, а вклад в развитие общества, поддержание духовного здоровья и формирование национальной гордости.
Игнорирование проблемы низких зарплат в сфере культуры ставит под угрозу будущее искусства в Казахстане. Без талантливых артистов сцены лишатся жизни, а национальная культура – возможности развиваться. «Астана Опера» – это не просто театр, это визитная карточка Казахстана на мировой культурной арене.
Поддержка работников культуры – это не расход, а стратегическая инвестиция. Она возвращается сторицей через международное признание, развитие туризма и улучшение качества жизни людей. Важно, чтобы меры, о которых говорил премьер-министр, стали не разовыми, а системными.
Стоит отметить, что в мае 2024 года президент РК Касым-Жомарт Токаев высказался о работниках культуры и искусства.
«Культура и искусство являются важными сферами в жизни страны. Искусство – это душа нации, а культура – ее духовный облик. Вместе они составляют ядро нашей цивилизации. Наш общий долг – сохранить и приумножить их. Как говорил Абиш Кекилбайулы, «История культуры – это история человечества». Бытие казахского народа ярко отражается в его уникальном искусстве», – сказал глава государства.
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что развитие культуры и искусства является одним из главных приоритетов государства. Он также напомнил о предпринимаемых мерах, направленных на обновление духовной жизни Казахстана.
«В прошлом году была принята Концепция культурной политики до 2029 года. Сегодня государство уделяет огромное внимание всестороннему развитию инфраструктуры этой важнейшей отрасли. Только за последние три года по всей стране отремонтировано свыше 700 и построено 168 новых объектов. Постепенно улучшается оснащение учреждений культуры и искусства. Впервые за три десятилетия выделены бюджетные средства на покупку музыкальных инструментов для профильных учебных заведений и государственных концертных организаций», – сказал президент.
По словам главы государства, люди культуры и искусства всегда находились в авангарде исторического процесса, способствуя поступательному прогрессу нашей нации.
«Своим творчеством вы открываете новые грани нашей идентичности, содействуете пробуждению созидательной энергии граждан. Именно поэтому государство принимает последовательные меры для повышения престижа творческих профессий. Так, были существенно увеличены зарплаты работников культуры и архивного дела. По моему поручению были возвращены звания «Халық әртісі»» и «Халық жазушысы», – сказал президент.
Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на то, что наш народ всегда ценил своих талантливых сыновей и дочерей. Также он подчеркнул, что представители сферы культуры должны стать духовным щитом народа. Он также выразил уверенность в том, что они примут активное участие в приобщении молодого поколения к творчеству, инновациям, укреплению единства и трудолюбию.
«Мы являемся свидетелями того, как вы своим упорным трудом подтверждаете верность культуре и искусстве. Самая ценная награда для человека искусства – это признание народа», – резюмировал он.
История убедительно доказывает, что культура служит надежной опорой общества даже в самые сложные и переломные моменты. Когда рушатся государства, сменяются режимы или приходят испытания, именно культура остается тем связующим звеном, которое помогает нациям сохранить свою идентичность, сплоченность и стремление к будущему. Сейчас, когда Казахстан переживает мирное и стабильное время, именно этот период предоставляет уникальную возможность укрепить культурные основы нашего общества.
Сделать культуру приоритетом – это не просто акт поддержки отрасли, это стратегическая инвестиция в будущее страны. Это значит поддерживать художников, музыкантов, писателей, режиссеров и всех тех, кто создает произведения искусства, формирует духовные ценности и вдохновляет людей на большие свершения.
Работники культуры – это не просто творцы, это люди, чьи труды формируют общественное сознание. От того, как мы будем заботиться о них сегодня, зависит то, каким будет завтрашний день нашей страны. Ведь духовное наследие – это нечто большее, чем просто картины, книги или архитектурные памятники. Это наша история, записанная через призму искусства, это память народа, воплощенная в звуках, образах и словах.
Каждая песня, каждое стихотворение, каждый спектакль или фильм – это кирпичик, из которого строится здание национальной культуры. И если мы не будем поддерживать тех, кто это создает, если не будем вдохновлять новое поколение художников и поощрять их труд, мы рискуем утратить эту важнейшую часть нашего наследия.
Поддержка работников культуры – это проявление уважения к прошлому, ответственности перед настоящим и заботы о будущем. Это та сфера, которая способна объединять поколения, стирая границы времени и расстояния. Именно благодаря искусству мы можем не только сохранить национальную идентичность, но и донести миру послание о нашей стране, о ее традициях, ценностях и устремлениях.
Духовное наследие, созданное сегодня, станет ориентиром для следующих поколений. Это тот культурный фундамент, на котором будут строить свои идеалы и мечты наши дети и внуки. И только от нас зависит, каким он будет – прочным и вдохновляющим или хрупким и едва заметным.