Массовые увольнения, антисанитария, корпоратив во время траура – в Алматы главврача поликлиники обвинили в нарушениях
Всего за год из городской поликлиники № 18 главврач Майя Большанова уволила около 150 человек, говорят медики
Очередной медицинский скандал разгорается в Алматы. Но на сей раз обошлось без влияния коронавируса. Бывшие и нынешние работники поликлиники № 18 жалуются на руководство – главного врача Майю Большанову и главного бухгалтера Сауле Кошкарбаеву. Медики уверяют, что они устроили настоящий беспредел в медицинском учреждении: массово и незаконно увольняют сотрудников, не соблюдают санитарные требования, неправильно начисляют зарплату, не платят отпускные, оскорбляют работников, заставляют их разводить спирт водой и даже провели новогодний банкет, когда по всей стране в связи с трауром был объявлен запрет на проведение корпоративов. Все претензии медики высказали корреспонденту Azattyq Rýhy.
На руководителей поликлиники экс-сотрудники подали несколько заявлений в суд. Одно из них написала бывшая главная медсестра Майра Жангабаева. Она утверждает, что главврач Майя Большанова и главный бухгалтер Сауле Кошкарбаева незаконно уволили ее, пока она находилась на больничном.
«В феврале этого года меня незаконно уволили, когда я находилась на больничном. Они провернули это так, как будто я в течение трех часов подряд отсутствовала на работе. Хотя я в это время находилась на больничном, все коллеги подтвердят. Я грипповала и всех предупредила. Я устно уведомила старшую медсестру, позвонила инспектору отдела кадров, то есть предупредила, что выхожу на больничный. И пока меня не было, главврач и главный бухгалтер составили приказ и уволили меня по статье», – рассказывает Майра Жангабаева.
А уволили, утверждает медсестра, как бы печально ни звучало, за то, что она боролась с беспорядком, не закрывала глаза на многочисленные нарушения со стороны руководства, на антисанитарию. По ее словам, во всех нарушениях виновата не только главврач, но и ее сотрудница – главный бухгалтер, которая якобы по факту заправляет работой всей поликлиники.
«Главный врач Большанова Майя Утегеновна, как только стала главврачом в январе 2019 года, сразу уволила главного бухгалтера и взяла на это место свою знакомую Кошкарбаеву Сауле Рыскалиевну. Эта женщина неадекватно ведет себя, у меня многочисленные аудиозаписи сохранились, она сотрудников оскорбляла. Наш главврач слушает во всем ее, бухгалтера. Она ее боится, что ли. Сама она ничего не может без нее. Представляете, собеседования постоянно проводит у нас главный бухгалтер. Это обидно. Даже со мной собеседование проводила главный бухгалтер. Всех на работу берет она», – с обидой в голосе сказала уволенная медсестра.
Серия конфликтов началась с того, что Майра Жангабаева высказалась против проведения новогоднего банкета. Мы все помним, что в декабре прошлого года в Казахстане объявили траур из-за разбившегося самолета Bek Air. Несмотря на то, что вся страна скорбела по погибшим в катастрофе, руководство алматинской поликлиники № 18, наплевав на запрет празднования банкетов, по словам нашей собеседницы, провело корпоратив.
«Из-за этого траура я поругалась с Сауле Рыскалиевной. Я требовала отменить новогодний корпоратив. Сауле Рыскалиевна настаивала на банкете и сказала: «Ничего такого не будет, соберемся и устроим той». Мне как человеку в душе было неудобно идти на банкет, когда люди умирают, когда траур в стране. Я специально пришла поздно туда. Она меня за это ужасно поругала перед медсестрами. У нее никакой субординации нет. Это было очень унизительно. Я все терпела, ничего не говорила», – сообщила Майра Жангабаева.
Вообще, продолжает она рассказ, Большанова с Кошкарбаевой часто нарушали запреты, нормы и не следили за санитарным состоянием поликлиники. Так, в одном из филиалов поликлиники в микрорайоне Дубок даже завелись мыши. К примеру, вот этот приличных размеров грызун спокойно разгуливал по кабинетам, поясняет медсестра.
Санитарный вопрос именно в этом филиале стоит очень остро. У медицинского учреждения нет даже мусорного бака. Из-за отсутствия элементарной емкости санитаркам приходится выбрасывать медицинские отходы в мусорные баки соседних жилых домов, утверждает уволенная медсестра.
«В филиале в микрорайоне Дубок до сих пор нет мусорного бака. Туда мы должны выбрасывать мусор класса А – это неопасные отходы. У нас для этого класса должны быть закуплены черные пакеты. Наши санитарки сами покупают эти самые пакеты и носят мусор во дворы соседних домов», – подчеркнула медсестра.
А вот с более опасными отходами ситуация намного сложнее. У поликлиники три филиала – в микрорайонах Мамыр, Дубок и Калкаман. Со всех трех филиалов медицинский мусор приходится возить в головное учреждение, находящееся в микрорайоне Таугуль-3. Бывшая медсестра клиники пояснила, что опасные отходы приходится привозить необученным водителям и неподготовленным медсестрам из-за излишней экономии руководства.
«Наш главный бухгалтер составила договор с организацией, которая забирает у нас опасные медицинские отходы. Сауле Рыскалиевна, экономя деньги, составила договор между этой компанией и только одним филиалом – головным. Я главному врачу объяснила, сказала: «Майя Утегеновна, давайте составим со всеми четырьмя филиалами, чтобы специализированные машины со спецработниками забирали у нас эти отходы». В ответ главный врач сказала мне, чтобы я обратилась по этому вопросу к главному бухгалтеру, представляете? Наш главврач сама не знает медицинские приказы. Я подошла к Сауле Рыскалиевной. У меня сохранилась аудиозапись того разговора. Все ей объяснила, попросила, чтобы вывоз отходов был законным. Она начала меня ругать: «Ты чего такая? Любишь законы, любишь приказы? Это нас обанкротит». Так сказала она. У нас сейчас водители и медсестры из трех филиалов возят отходы в головной. Водители эти не обучены. Не дай бог лопнет коробка, а там отходы, связанные со СПИДом, гепатитом. Поэтому приходится им и медсестрам возить эти коробки», – сказала бывшая медсестра поликлиники.
Нарушения Майра Жангабаева нашла также в хранении и использовании спирта. По ее словам, вещество в поликлинике хранили не по регламенту – в бутылках из-под воды и газированных напитков, смешивали с водой и расходовали каждый день одинаковое количество жидкости вне зависимости от числа пациентов.
«Они хранили спирт не в железных, а в пластиковых бутылках. Это очень опасно. И они стоят где попало, спирт не маркирован, то есть непонятно по бутылке, что в ней спирт. Я только по документам узнала, что это спирт. В процедурных кабинетах в 96%-ный спирт добавляют воду и используют на процедурах. И расходуют его неправильно. Каждый день вне зависимости от количества процедур уходит одинаковое количество спирта. Такого не может быть. Должна быть потребность, а они даже потребность не знают», – перечислила очередные нарушения собеседница.
Более того, по данным Майры Жангабаевой, поликлиника до сих пор не прошла аккредитацию и несколько врачей работали незаконно.
«Поликлиника до сих пор не прошла аккредитацию – это соответствие организации стандартам. В 2019 году к нам приезжала ревизионная комиссия. Проверяющие написали ряд нарушений, но они до сих пор не устраняются и никого не наказывают. Нарушения были такие, например, что у заместителей главного врача не было сертификатов, допуска к работе, но они все равно работали. Удобств для инвалидов нет», – сказала она.
В поликлинике массовое увольнение и текучка кадров – увольняют всех, кто не согласен с руководством, говорит медсестра. Коллектив даже пытался написать жалобу, но все безрезультатно – кого-то подкупают, кому-то угрожают, отмечает Майра Жангабаева.
«Увольняют тех, кто за справедливость. После меня уволили сотрудницу отдела кадров, юриста, аптекаршу, двух заместителей главного врача, в бухгалтерии три состава уже уволились, программисты один за одним уволились. Вчера буквально аптекаршу уволили, у которой четверо детей. И это во время карантина. Еще одну медсестру на днях уволили. И таких много у нас, но многие боятся против руководства что-то говорить. В прошлый раз мы собрались, нас было 30 человек, и мы написали коллективную жалобу. Но позже под давлением этих двух женщин они отказались от своих слов. Им сказали: «На вас напишем жалобы». Кому-то заплатили и вот так всех уговорили. Но я пойду до конца. Я активист была, поэтому меня уволили. Я 26 лет проработала в госполиклиниках и мне очень обидно, что так обошлись со мной и что такое происходит», – заключила медсестра.
У экс-врача поликлиники Мадины Жанабаевой аналогичная ситуация с увольнением. Ее уволили, когда та находилась на больничном. Сейчас она пытается через суд доказать, что увольнение было незаконным.
«Меня незаконно уволили, когда я была на больничном. Причиной для увольнения послужила спорная ситуация. Пациент из центра хирургии имени Сызганова проходил на платной основе консультацию. Мы в это время не смогли договоры заключить на консультативно-диагностические услуги. Там сложности какие-то во время тендера произошли. Так вот, главврач Майя Большанова вызвала меня к себе в кабинет и начала меня ругать, потому что ей пришлось со своего кармана заплатить за этого пациента. И она мне сказала, что я должна буду возместить эти деньги со своего кармана. Я отказалась. Из-за такого конфликта меня уволили. Она «крышу» имеет, ну и что? Это не позволяет так вести себя. Она вообще никогда не проводила планерки. В 11 утра приходила на работу, в 15:00 уходила. Мы коллективно жаловались, но они нам устроили гонения, преследования, неприятности устроили нам», – рассказала Мадина Жанабаева.
Среди тех, кто недоволен действиями руководства, и нынешние сотрудники поликлиники. Заведующий хозяйством Сабыржан Рахаев рассказывает, что из-за введенного режима чрезвычайного положения и карантина ему пришлось выйти в оплачиваемый отпуск. Однако до сих пор положенных денег он не увидел. Надо добавить, что работник поликлиники полностью поддержал слова и позицию своей бывшей коллеги Майры Жангабаевой.
«Они (главврач Майя Большанова и главный бухгалтер Сауле Кошкарбаева – AR) к нам пришли вот уже как год. За этот год у нас 150 человек уволено. У нас почти все врачи уволились. Штатный отдел полностью уволен со всеми операторами, отделом кадров. Сейчас при главвраче работает уже пятый заместитель. И это в течение года. Вот такая ситуация. Всех уволенных не устраивало отношение кощунственное, кошмарное. Главный бухгалтер так сильно матерится – это кошмар просто.
Что касается моей ситуации: я 1 апреля ушел в отпуск, потому что живу в Алматинской области. Пришлось из-за блокпостов оформить отпуск. Я до сих пор не получил отпускные деньги. Уже полтора месяца прошло. А по телефону решать этот вопрос они не хотят. Я полностью Майру Жангабаеву поддерживаю. Все, что она говорит, – правда», – заявил завхоз поликлиники Сабыржан Рахаев.
Другие сотрудники жалуются на неправильное начисление зарплат и отсутствие субординации со стороны руководителей. Нурсулу Ельшибаева – медсестра поликлиники, работающая сейчас в военкомате, рассказала, что главный бухгалтер постоянно кричит на сотрудников.
«Я в военкомате работаю. До этого работала в 18-й поликлинике старшей, главной медсестрой. Потом отправили в военкомат. У меня начисление зарплат неправильное. У меня в течение года была инвалидность, и я не платила подоходный налог. Потом, как инвалидность закончилась, я пошла и всем сказала об этом, подоходный налог сказала им удерживать. Майя Большанова и Сауле Кошкарбаева сделали вообще какую-то кашу – месяц удерживают налог, три не удерживают. Сейчас они на меня все сваливают, якобы я их не предупредила, хотя я предупредила их. Сегодня она меня опять ругала, кричала на меня. У меня 38 лет стажа, 25 лет в этой 18-й поликлинике работаю, а на меня орут. У меня аж давление поднялось, сил уже нет. Она угрожала мне, что в суд на меня подаст. Вот такое у нас руководство – как хотят, так зарплату платят, орут, кричат. Оздоровительные нам не платят. И это при том, что у нас ничтожная зарплата – 100 тысяч получаем», – в слезах высказалась медсестра поликлиники Нурсулу Ельшибаева.
За разъяснением ситуации в поликлинике № 18 мы обратились в Управление общественного здоровья Алматы. Пресс-секретарь ведомства Набира Эсенова пообещала дать комментарий, но в течение дня никакой информации предоставлено не было. В этой связи нам пришлось обратиться с официальным запросом в Управление на имя руководителя учреждения Тлеухана Абилдаева. Главному городскому врачу придется ответить на запрос в течение семи дней.
Жан МУРЗА