$ 517.84  543.11  5.28
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
21.01.2025, 15:10
Авторы

«Природа всегда сильнее»: готов ли Казахстан к масштабным пожарам?

Какой урок вынесли чиновники и что советуют эксперты, чтобы избежать трагедий прошлых лет

«Природа всегда сильнее»: готов ли Казахстан к масштабным пожарам?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото МЧС РК, акимата Абайской области

Сильнейшие лесные пожары в Лос-Анджелесе вновь напомнили о силе и последствиях, которые наносит природная стихия. Огонь сжег все на своем пути, не пожалев роскошные дома знаменитостей и знаковые места. Не обошлось и без жертв: по меньшей мере 27 человек погибли и еще 18 числятся пропавшими без вести. Это ЧП в Калифорнии вновь вывело на повестку дня злободневную для Казахстана тему подготовки к подобным катастрофам. Наша страна уже сталкивалась с сильнейшими лесными пожарами в 2022 и 2023 годах. Вынесли ли наши службы уроки с тех стихийных бедствий, что изменилось в лесхозах, удалось ли чиновникам поднять их с колен и готов ли Казахстан к таким происшествиям, разберем в материале Azattyq Rýhy.

Лицом к лицу со стихией

Масштабные пожары прошлых лет стали настоящей трагедией для нашей страны. В 2022 году огонь охватил леса в Костанайской области, где сгорело более 43 тысяч гектаров из 106. В пепелище превратились и жилые дома, поскольку огонь перекинулся на населенные пункты. Погиб один человек.

В 2023 году пожар вспыхнул в природном резервате «Семей орманы» в Абайской области. Тогда сгорело 60 тысяч гектаров леса, огонь также унес с собой жизни 15 человек, 14 из них – лесники, которых отправили на тушение пожара без каких-либо мер безопасности.

Депутат Мажилиса Константин Авершин – свидетель тех жутких и трагичных дней. Наряду с пожарными и военными он тоже тушил огонь в Костанайской области.

«Я сам там был, все это видел. Ребята, рядовой состав, мы с ними плечом к плечу стояли. Тушили по старинке дедовскими методами, чтобы огонь не переметнулся на населенный пункт. Мы тушили тряпочками, привязанными к длинной палочке», - вспоминает депутат.

Масштабы, которые приняли тогда пожары, - во многом результат многолетнего равнодушия со стороны чиновников. В итоге за накопившиеся проблемы пришлось отвечать жизнями людей и природными богатствами страны.

Ведь тогда лесхозы оказались в руках небольшой горстки лесников с мизерной зарплатой в 60-70 тысяч тенге. Арсенал для борьбы с огнем у них был соответствующий: аварийная техника, которой больше 40-50 лет, старое материально-техническое оснащение, никакой инфраструктуры и отсутствие даже элементарной защитной экипировки.

«Там было очень много вопросов. Если на бумаге говорилось, что это есть, то на деле ничего не было. Техника старая, порошков нет, нормальных рабочих гидрантов было очень мало», - поделился Константин Авершин.

В регионе также не сработала система раннего обнаружения пожаров. Как считает наш собеседник, этот факт – ни что иное, как ротозейство исполнителей на местах. Однако после ЧП, как утверждает мажилисмен, был проведен настоящий разбор полетов.

«Приехав в Мажилис, мы эти вопросы очень жестко поднимали. Были сделаны выводы по профильному ведомству, по состоянию техники. Сменился министр по ЧС. Сейчас я знаю, что на профильный комитет и по мерам безопасности и обороне выделены достаточные средства для того, чтобы обновить парк специальной техники. Работа ведется, в одночасье ничего не бывает и все это упирается в финансирование. Бюджет сейчас у нас выделен достаточный, я считаю, но никогда нет предела. Ведь МЧС – это подразделение, которое надо держать в постоянной боеготовности. Поэтому именно эту структуру надо финансировать хорошо», - убежден депутат.

Новые решения старых проблем

Эксперты же утверждают, что в этой сфере все еще присутствуют пробелы прошлых лет, когда для лесного хозяйства не было программы и стратегии. А это оказывает большое влияние на готовность и оснащенность лесных учреждений техникой и оборудованием. Решать эти проблемы эксперты предлагают по-новому.

«По роду своей деятельности мы помогали комитету леса, подготовили план совершенствования системы пожарного оборудования. У нас до позапрошлого года была старая техника и старые технологии. Сейчас в нормативы обеспеченности лесных учреждений спецтехникой мы добавили МЛПК (малые лесные пожарные комплексы), которые более мобильны, чем пожарные машины, маломаневренные в лесных условиях, которые на себе возят три тонны», - говорит кандидат сельскохозяйственных наук, ассоциированный профессор кафедры «Лесные ресурсы, охотоведение и рыбное хозяйство» Казахского национального аграрного исследовательского университета (КазНАИУ) Талгат Кертешев.

Современные проблемы требуют современных решений. Потому специалисты предложили включить в программу квадроциклы и беспилотники, которые могли бы вести наблюдение воздушным путем. Все-таки рации, отсутствие противопожарных вышек и мобильной связи снижают эффективность обнаружения пожаров. А на дронах можно вести мониторинг и патрулирование, чтобы отследить и быстро обнаружить лесные пожары.

«Также каждое лесное хозяйство должно иметь ЛПС (лесопожарные станции) первого и второго типа. Это станция, оборудованная необходимой техникой и оборудованием. У нас 123 лесных учреждения, но они еще не все имеют ЛПС. Эта пожарная станция должна быть при лесничествах и при головном офисе каждого лесного учреждения. Сегодня, по моему мнению, обеспеченность этими станциями составляет примерно 75%. В этом плане работа еще предстоит, чтобы все лесные учреждения были оснащены ЛПС двух типов. Поэтому в этом плане еще нельзя сказать, что мы обеспечили полностью и охватываем все леса Казахстана», - подчеркнул Талгат Кертешев.

После череды сильнейших пожаров заповедники и нацпарки действительно получили большие объемы спецтехники и транспорта, говорит эксперт. Теперь лесхозы более или менее обеспечены. Однако если взять по гектарам, то это всего 20% от общей площади лесного фонда Казахстана. Остальные 80% лесов находятся в подчинении областных акиматов.

«Областные акиматы в меньшей степени обращают на это внимание. Поэтому сейчас они должны профинансировать и обеспечить лесничества в полном объеме необходимой техникой и оборудованием. В частности, ЛПС двух типов», - отметил профессор.

Нельзя не затронуть и проблему мизерных зарплат в этой отрасли, ведь трагические пожары обнажили и эту проблему. Тогда на самом высоком уровне было поручено поднять зарплаты лесников, однако это не сильно повлияло на их уровень жизни.

«С прошлого года заработную плату работникам лесной охраны подняли на 70-80%. Самая минимальная заработная плата была как раз у работников лесного хозяйства и увеличение их маленьких зарплат даже на 80% – это не достаточная зарплата для людей, у которых ненормированный рабочий день, которые днем и ночью в лесу», - считает кандидат сельскохозяйственных наук, профессор КазНАИУ Талгат Кертешев.

Нельзя сбросить со счетов и проблему кадров: уровень квалификации работников лесного сектора у нас недостаточен.

«В Казахстане, к сожалению, нет института повышения квалификации работников лесного хозяйства. В настоящее время те же дроны и новые технологии требуют минимума определенных специальных знаний. Поэтому сейчас системе лесного хозяйства нужно восстанавливать институт повышения квалификации кадров, который был в Казахстане до 1997 года в Щучинске. Потом институт был закрыт и с тех пор не восстанавливался. Поэтому одним из необходимых приоритетных шагов является повышение квалификации работников лесного сектора», - убежден Талгат Кертешев.

Готов ли Казахстан защитить лесфонд?

Сейчас в условиях изменения климата опасность лесных пожаров для Казахстана очень велика. Даже в развитых странах при подобных ЧП страдают большие площади лесов. Поэтому для нашей страны такая опасность существует и нужно, чтобы мы были готовы сохранить природные богатства от пожаров и других стихийных бедствий.

«Пожар на самом деле может вспыхнуть где угодно, в любом регионе нашей страны. И причины у него могут быть разные. Леса есть и в Алматинской области, и в других областях. Где угодно может полыхнуть, поэтому в боеготовности надо держать службы постоянно», - отметил депутат Константин Авершин.

Самый наилучший расклад при таких ЧП – не бороться с масштабным стихийным бедствием, а не дать ему разрастись до больших размеров. А чтобы избежать катастрофических масштабов, нужно своевременного обнаружить пожар.

«Нужна система обнаружения пожаров. Сейчас при Казавиа есть авиабаза с офисом в Алматы. Они должны отслеживать и должна работать система по космическому зондированию лесов, которая сейчас у нас не очень эффективно доведена до логического завершения. Как работает эта система? В течении пары минут определяется масштаб пожара, мгновенная связь передает информацию и на местах должны быть готовы лесная охрана и работать над тушением пожара», - пояснил профессор Кертешев.

Хотя в резервате «Семей орманы» стояла система раннего обнаружения пожаров, однако она не охватывала как раз тот кусок, то направление, где случился пожар. Это был отдаленный участок, где не было связи, говорит он.

«Получается, единственное лесное учреждение, которое имело систему раннего обнаружения пожаров, которое было поставлено при поддержке Всемирного банка, из-за неполного охвата все привело к таким последствиям, к такому масштабному пожару. Поэтому здесь нужно систему противопожарного обустройства лесов до ума довести. Также, возможно, квартальные просеки надо чаще минерализовать, чтобы пожар не переходил на соседний квартал. Возможно, ширину противопожарных просек нужно увеличить с 12-24 метров на более. Нужно пересматривать и учесть все эти факторы», - подчеркнул наш собеседник.

Но самое важное – учить людей бережнее относиться к природе и усилить противопожарную пропаганду, чтобы и дети, и взрослые знали, как себя вести в жаркое время, в летний период в лесу.

Пожары в Лос-Анджелесе ярко показали всему миру, что даже богатым странам тяжело бороться со стихией. Ведь порой готовиться к этой борьбе можно годами, а в итоге все равно не сдать этот экзамен.

«Ведь природа всегда сильнее человека», - заключил Константин Авершин.

й

Новости партнеров