«Учителя – бесплатная рабочая сила»: кто защитит педагогов от произвола чиновников в Казахстане
Преподаватели нередко испытывают давление не только со стороны родителей и руководства школы, но и чиновников
В Казахстане вот уже пять лет действует закон «О статусе педагога», который специально приняли для защиты их прав. Однако те, кто должен стоять на страже закона, зачастую его нарушают. Учителей по-прежнему заставляют заниматься бумажной волокитой, собирают с них деньги и что хуже всего – привлекают к работе, которую они выполнять не должны. Недавнее ЧП в Семее вновь оголило эту проблему: там акимат решил, что педагоги помимо обучения детей вполне могут заняться украшением городской елки. Закончилась эта затея чиновников едва ли не трагедией – один из преподавателей сорвался с пятиметровой высоты и оказался на больничной койке. Почему же закон работает только на бумаге и как защитить учителей от чиновников, разберем в материале Azattyq Rýhy.
Учителя – рабы?
Профессия учителя в современном Казахстане, откровенно говоря, перестала быть престижной. Мало кто из молодежи стремится встать на эту стезю. От того представители этой статусной специальности из года в год в дефиците. По данным Минпросвещения, по всей стране не хватает 3 тысяч преподавателей в школах. Больше всего – в Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской областях, а также в Астане и Алматы. Закрыть эту нехватку пока не помогают даже меры, запущенные специально для привлечения молодых кадров.
Раньше ситуацию усугубляли множество факторов, среди которых отсутствие уважения, пренебрежительное отношение со стороны учеников и родителей, бумажная волокита, которой заваливало руководство школы, подписки на газеты, бесконечные сборы денег на мел, шторы для кабинета, привлечение к несвойственным учителям работе – к примеру, подметать улицы, участвовать в работе по переписи населения и так далее.
Однако принятый в 2019 году закон «О статусе педагога» вроде бы решил проблему – наконец-то законодательно ввели ответственность за оскорбление учителей, запретили заваливать их дополнительной работой и заполнением ненужных бумаг, под запрет попали денежные сборы и самое главное – педагогам оставили лишь их прямые обязанности, то бишь учить детей.
Но на деле, как оказалось, закон не заработал в полную силу. Учителей продолжают использовать как могут, причем делают это те, кто призван защищать представителей этой профессии. Это может подтвердить учитель казахского языка и литературы Куат Айткалиев из Семея, получивший перелом черепа. Городской акимат отправил его вместе с другими преподавателями из нескольких школ наряжать елку на центральной площади.
«Как всегда, законы у нас очень хорошие, а правоприменение никакое. И закон «О статусе педагога» очень четко определяет ответственность тех, кто предлагает использовать учителей сверх тех полномочий, которые определены администратору. То есть учителя должны заниматься только свойственными им функциями – учить детей, взаимодействовать с родителями, хорошо проводить уроки и не больше того. Однако акимат очень часто рассматривает учителей как подсобную рабочую силу. Считает, что можно использовать их труд совершенно бесплатно», - констатирует депутат Мажилиса Ирина Смирнова.
Учителя, работающие в мегаполисах, более или менее защищены в этих вопросах. Поэтому в основном такие печальные события происходят в небольших городах, где судьба человека зачастую зависит от благосклонности вышестоящих организаций.
«В целом такая практика, а именно привлечение учителей к несвойственной им работе, более свойственна регионам. И это несмотря на принятый закон «О статусе учителя». До принятия этого закона учителей нашей школы, да и в целом нашего Жетысуского района города Алматы привлекали ко всякого рода несвойственным педагогам работе. Но сейчас в данное время в нашей школе такое правонарушение не наблюдается», - поделилась учитель школы-лицея №143 имени Суюнбая в Алматы Ляззат Мусанова.
Педагог вполне справедливо возмущена за коллегу, которому пришлось пережить сложную операцию. Врачи удалили ему часть черепа, чтобы гематома не давила на мозг.
«Почему сами чиновники с акимата Семея не стали наряжать елку и лезть на пятиметровые вышки? Я знаю ответ. Это несвойственная для них работа. С их чиновничьим флером наряжать елку непозволительно, это им не по статусу, считают они. Если их будут заставлять органы свыше, то они наймут работников, которые подготовлены для такой работы. За оплату труда. Но в данном случае, в случае в городе Семей акимат решил, видимо, сэкономить на учителях. Хотя все мы понимаем, что каждый должен заниматься своим делом. Вообще, система образования ведь не обязана наряжать городские елки. Более того, считаю, что после такого страшного случая, после тяжелой операции на череп учителя, все равно зажечь елку – это кощунственно, это цинично. Права молодого учителя и в его лице всего учительства в данном случае попраны, оскорблены, унижены. Говорят, будет компенсация. Но ведь не все меряется деньгами», - возмущена преподаватель Ляззат Мусанова.
Своими креслами за этот случай в Семее поплатились несколько человек. Директоров школ, отправивших своих педагогов, привлекли к дисциплинарной ответственности. Свою должность потерял руководитель отдела образования городского акимата. В тот же день вечером был уволен аким города Нурбол Нурсагатов.
«Однако я считаю, что это уголовное дело, и главные виновники не наказаны. Непонятно за что наказали именно работников образования. Еще раз повторюсь: считаю, что это дело уголовное, и наказали не тех. Но это мое субъективное мнение», - убеждена Ляззат Мусанова.
На увольнении нескольких чиновников не рекомендует останавливаться и депутат Ирина Смирнова. По ее мнению, учитель должен добиться справедливости, подав в суд.
«Безусловно, нужно наказывать всех тех, кто превышает свои полномочия. В данном случае это те, кто распорядился направить учителей, чтобы наряжать елку. Я уверена, что это было не добровольное привлечение, а принудительное. И, конечно же, они должны нести ответственность. Но для этого нужно подать на того, кто виноват в суд. Администраторов уволили, но, думаю, здесь нужно обращаться в судебные органы родственникам данного учителя или самому учителю», - уверена мажилисвумен.
Кто вступится за педагогов?
По мнению учителя, мало защитить их от несвойственной работы. От давления местных властей, как считает наша собеседница, нужно ограждать и директоров школ.
«К сожалению, именно директоров наказывают после таких несчастных случаев. Если бы не было приказа свыше, зачем школе подходить к этой злополучной елке? В целом же думаю, что чиновникам городским и от образования надо быть человечнее, порядочнее, грубо говоря, не наглеть по отношению к учителям, к директорам школ. Ведь у всех у них есть дети. А учитель – это прежде всего друг детства. И раз приняли закон «О статусе педагога», то надо его соблюдать», - отметила Ляззат Мусанова.
Стоит признать, что чиновничий произвол по отношению к учителям процветает в первую очередь из-за того, что им все сходит с рук.
«Чиновники превышают свои полномочия и за это не несут ответственности. Вот они как раз-таки должны быть ознакомлены о том, к каким последствиям и каким опасностям может привести превышение полномочий», - уверена депутат Ирина Смирнова.
Нельзя сбрасывать со счетов и неправительственные организации. Здесь нужно сказать о неразвитой системе профсоюзов в педагогической среде, плюс свою роль играет отсутствие защиты преподавателя именно в учительской среде.
«Профсоюз должен выполнять свойственные ему функции. Но и учителя должны понимать, что они имеют определенные права и эти права никто не должен нарушать. Что касается профсоюзных организаций, то ее нельзя создавать искусственно, она должна сама родиться. Возможно, в результате этого случая она и появится – организация, которая защищает учителей и обеспечивает выполнение закона «О статусе педагога», который гарантирует, что труд учителя не будет использоваться не по назначению», - подчеркнула депутат.
Отдельно за эту проблему следует взяться и Министерству просвещения – провести работу с учителями, оповестить их о своих правах. Ну, и, конечно, не последнюю роль здесь играет позиция самого педагога, которая должна быть непоколебимой и стойкой.
Сейчас учителя молчат, потому что находятся в полной власти у администрации школы. Если руководство получил отпор от педагога, то сценарий всем давно понятен: директор даст этому учителю меньшую нагрузку, за чем последует уменьшение зарплаты. Однако учитель с высоким уровнем знаний, понимающий, что он ценен как профессионал, обычно ничего не боится. Напротив, зная себе цену, они обозначают высокие требования к администрации. Поэтому педагогам сейчас важно иметь хорошие знания. Но если в борьбе за справедливость не помогает даже это, то всегда можно обратиться в определенные инстанции.
«В каждой организации есть согласительная комиссия, есть представитель школьных профсоюзов, есть профсоюз региональный, есть депутаты, которые ранее были учителями. Можно письменно обратиться в тот же самый акимат о том, что поступило указание, которое не соответствует нормам закона и поэтому учитель отказывается выполнять их. Но нужно понимать, что после этого, наверное, будет какое-то воздействие на этого учителя с тем, чтобы от него избавиться. Но надо выстоять этот момент – ничего тут страшного нет, собственно говоря. Надо почувствовать себя свободным и правым», - считает Смирнова.
После последнего случая, возможно, мы наконец увидим «проснувшегося» учителя, который не подчиняется незаконным требованиям. Ведь если педагог не может постоять за себя в защите своих прав, то какой пример он может показать подрастающему поколению?