«Здесь нам лучше, чем дома»: почему казахстанцы уезжают в Россию?
Число покидающих Казахстан увеличивается шестой год подряд
45 тысяч человек уехали из Казахстана в прошлом году. Навсегда. Это население небольшого городка или большого аула. Кто-то махнет рукой и скажет: невелика потеря, с глаз долой – из сердца вон.
В общем-то, согласиться с этим можно было бы, каждый волен строить свою жизнь. Но, мягко говоря, смущают два момента: во-первых, за тот же прошлый год к нам на ПМЖ прибыли всего 12,2 тысячи человек. Отрицательное сальдо миграции очевидно. В-вторых, уезжают из страны трудоспособные, рабочие кадры – учителя, врачи, строители…
Ниже мы приведем мнения двух человек. Первая героиня уехала из Казахстана в 2018 году – это 43-летняя Ольга Новикова. Вместе с супругом она воспитывает двоих детей. Решение покинуть Родину (именно так несмотря ни на что она называет Казахстан) далось ей нелегко. Женщину переполняли смятение, растерянность, где-то – обида.
А еще в Благовещенском районе Алтайского края мы нашли село Байгамут, где живут этнические казахи. О жизни на другой земле рассказал местный житель, депутат, директор школы, российский общественный деятель Сапарбек Маусумбаев.
Подчеркну: это мнения отдельно взятых двух людей. Они будут рассказывать свои истории, не претендуя на «глас народа». Со своей стороны, добавлю, что жить, работать, воспитывать детей в Казахстане можно – с комфортом, без каких бы то ни было притеснений или иных проблем. Перечисляя плюсы новой жизни, оба наших собеседника говорили, что трудности есть везде, и Россия не исключение. Они сделали свой выбор.
А теперь непосредственно к историям.
Причины, побудившие к переезду, на примере своей семьи раскрыла Ольга Новикова. Сегодня семья из четырех человек живет в Калтане Кемеровской области. Ей и супругу по 43 года, сыновьям 11 и 17 лет. Женщина рассуждает о перспективах и государственных программах, реализуемых в двух государствах. Вот что касается образования.
«Здесь уровень образования выше. Выпускники с российскими дипломами востребованы везде, это не секрет. После того как мы переехали из Казахстана, преподаватели подтянули старшего сына по математике и русскому языку. Математику он упустил в 5 классе, ему было очень тяжело. Учитель, которая была в Казахстане, сказала, что он безнадежен и выпускные экзамены просто не сдаст. Она ему это пообещала. А здесь он сдал выпускные экзамены, математику – на 4, русский язык – на 5. Здесь очень много внимания уделяют спорту. Спорт здесь развит. Младший сын занимается футболом, успехи отличные, он доволен. Дети хорошо учатся.
Мы родились и выросли в Павлодаре, но здесь мы чувствуем себя намного лучше. Обидно, что дома, в Казахстане, все было не так, как это преподносится везде. Мой муж работал на заводе. Там началось сокращение. Ему прямо было сказано, что он в скором будущем будет сокращен. Нам зарплаты хватало только прокормиться. И все. Здесь мы позволяем намного больше. Детям нужно будущее. Перспектив для своих детей в Казахстане я не увидела», – рассказывает Ольга.
Мнение одного человека не считается мнением общества, но еще одним толчком к смене гражданства для Ольги и ее супруга стала шокирующая ситуация. Как принято говорить – на национальной почве. С невероятной болью и печалью в голосе она поделилась историей, которая произошла в их жизни в обычный день.
«Когда моему старшему сыну было лет восемь, а младшему – два года, мы ехали к родителям в автобусе. В салоне была женщина, ей примерно за 50 лет. Так вот, в автобусе она начала оскорблять русскую женщину с ребенком. Они повздорили, поругались. В итоге пассажирка с ребенком вышли, и эта женщина переключилась на кондуктора за то, что та заступилась. У нее был аргумент, что кондуктор казашка, а заступилась за русскую, почему она не поддержала ее. Я попыталась успокоить эту женщину, объяснить, что она неправа. На что она мне сказала: «Время пройдет, и твои дети будут подтирать нам...». Она прямо так и сказала. Не могу дословно повторить. Мне стало страшно. Я очень часто вспоминала эту ситуацию, в итоге спустя шесть лет мы уехали. Для меня эта ситуация стала определенным сигналом, вызовом. Знаете, в России много людей казахской национальности. Здесь все дружны. Нас словом не обидели, никто не сказал, что мы приезжие. Нет. Я переживала за старшего ребенка. Он подросток, как примут в школе. В школе приняли хорошо. Может, благодаря классному руководителю. Я благодарна. Я не скажу, что здесь рай, трудности есть везде», – откровенничает Ольга Новикова.
Через цифры и сальдо миграции, которое складывается сегодня в Казахстане, для нас важно дойти до истины. В Благовещенском районе Алтайского края Российской Федерации мы нашли село Байгамут, которое образовано в 1728 году и считается ровесником Барнаула. В нем живут этнические казахи. Из поколения в поколение здесь передаются традиции и обычаи казахского народа. Интервью удалось записать с Сапарбеком Маусумбаевым. Он директор Байгамутской национальной казахской средней общеобразовательной школы, депутат Орлеанского сельского совета, член Союза журналистов России, лауреат премии имени С.П. Титова, акын. Ничего не скажешь, настоящий общественный деятель. Он гордится, что является председателем казахской диаспоры Алтайского края. Для него Россия – Родина. При этом Сапарбек Шайхимович не перестает поддерживать связь с Казахстаном. Он часто посещает приграничный регион. Говорит, российские власти на местах не ущемляют исторически кочевой народ степи. Наоборот – поддерживают.
«В Байгамуте около 20 дворов, это 90-100 человек. До 1990 года здесь было около 12 казахских деревень. Сегодня по всем районам края живут 1,5-2 тысячи казахов. Благодаря администрации Благовещенского района у нас сохранена казахская средняя общеобразовательная школа. Дети обучаются с 1 по 11 классы. Из Павлодарской области мы получаем художественную литературу. Налажены взаимоотношения с районами Аккулы, Щербактинским, городом Аксу. Наши дети играют на домбре, знают Абая и готовятся к его 175-летию. На русском языке они учат слова назидания, на казахском разучивают его песни. Отрадно, что сегодня на базе школы есть дом Абая. Казахская диаспора бывает в Павлодарской области. Российское руководство ценит тесное сотрудничество. Мы говорили губернатору Алтайского края, что дети-казахи хотят увидеть Барнаул, и губернатор Александр Богданович Карлин лично для Байгамута организовал шестидневную поездку в Барнаул.
Мы мечтаем оздоровить летом наших детей, их мало в детских лагерях Павлодара. Самое главное, что дает Российская Федерация – это большую возможность людям не забывать свой язык. Это дорогого стоит. Ведь в Омской области проживают более 100 тысяч казахов, в Оренбургской, Челябинской и в других областях, с которыми граничит Казахстан с Россией, проживает около 20-30-40 тысяч казахов», – делится аксакал.
«Где родился, там и пригодился». Этой народной истины придерживается Сапарбек Маусумбаев. Другого мнения Ольга Новикова, оставившая со своей семьей родной город, страну и переехавшая в Калтан Кемеровской области. Женщина вспоминает, что самый актуальный вопрос – с жильем – удалось решить быстро и без всяких проблем. Она оценивает казахстанскую ипотечную программу 7-20-25, призванную обеспечить население доступными квадратными метрами. Убеждена – вся загвоздка в первоначальном взносе. Потянуть 20-процентный первоначальный взнос рядовой казахстанской семье, которой были они сами, невозможно. В России, по словам Ольги, большая поддержка – это материнский капитал. Он и развязал руки. Несмотря на то, что дети родились в другой стране, государственную помощь перечислили на счет. Сумма составила 430 тысяч рублей, в тенге это около 2,5 миллиона тенге.
«В Павлодаре у нас была своя двухкомнатная квартира. Здесь мы взяли квартиру в ипотеку. Первоначальный взнос – это материнский капитал. Мы взяли улучшенную 3-комнатную квартиру. Она теплая, уютная, светлая. На оплату уходит половина зарплаты, но остается достаточно, чтобы жить. Если бы у нас в Казахстане не было бы квартиры и мы бы решили взять ипотеку, как здесь, то я не уверена, что мы смогли бы ее оплатить. Мы, наверное, впроголодь бы сидели. Здесь мы приобрели машину. Там о ней даже мечтать не могли. В России, если берешь крупную покупку один раз, ты можешь подать в налоговый комитет на возврат суммы из излишне уплаченного налога. Ты подаешь документы, и каждый год тебе возвращается определенная сумма. Это зависит от зарплаты и какой налог ты перечисляешь. Для нас в тенге это 450 тысяч. Мы подали документы, и каждый год эти деньги будут падать на счет моего супруга», – рассказывает Ольга.
Жилищный вопрос ключевым считает и житель села Байгамут Алтайского края. Утверждает, социальная поддержка в России ощутима. Причем для всех слоев населения. Ценят работающих людей.
«Вопрос покупки жилья – это весь социум человеческий. В России материнский капитал в этом вопросе очень много делает. Это магнитное поле для людей. Демография России сейчас успешно возобновляется. В том числе из-за того, что детям до 3 лет, первоклассникам, детям из многодетных семей выделяются деньги. Работникам образования, мне кажется, хорошо. Учителя по выслуге лет после 25-летнего стажа продолжают работать и получают пенсионное вознаграждение. Людям оплачиваются социальные выплаты на уголь, дрова.
Сейчас говорят, что многие переезжают из Казахстана в Россию. В 1990-е, 2000-е годы очень многие жители так же переезжали», – анализирует Сапарбек Маусумбаев.
Озвучивать причины сегодняшней миграции из Казахстана в Россию наш собеседник не стал. Для него важнее сотрудничество двух государств. И это бесспорно. Всеми изменениями в Казахстане интересуется и Ольга Новикова со своим супругом и детьми. Она убеждена, что бывших стран не бывает. Тем более когда вопрос касается Родины.
«Если сравнивать Казахстан – Родину, и чужую до недавнего времени страну, больно говорить... Но здесь нам лучше, чем дома. Мы чувствуем себя свободней, увереннее. Здесь можно накопить деньги на отдых. В Казахстане мы никуда не выезжали. Сегодня мечтаем о море, и мы его обязательно увидим. Супруг работает, я устроилась. Мне 43 года, я инвалид 3-й группы, у меня болезнь Ходжкина, это онкологическое заболевание. В Казахстане я не могла устроиться на работу в 36 лет. Так получилось, что меня сократили, и в 36 я осталась без работы. В Павлодаре мне предлагали работу с мизерной зарплатой при тяжелой физической нагрузке. Здесь я работаю продавцом, работа спокойная и неплохо оплачиваемая», – рассказала Ольга.
«Чужой среди своих». Сегодня это не об этой российской семье, живущей в небольшом городке Калтан Кемеровской области. Нельзя так сказать и об этническом казахе, развивающем традиции своего народа в селе Байгамут Благовещенского района Алтайского края. Обе истории – пример стремления к стабильности, которую нужно заслужить. И не важно, откуда берут начало твои корни. Ольга Новикова не раз в нашей беседе назвала Родиной и домом Казахстан. Дом там, где твои близкие, там, где родились дети. А строить жизнь заново, стремиться к лучшему – это право каждого.
Матвей ЗУЕВ