$ 526.11  542.31  4.76
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
19.12.2022, 19:13
Авторы

С бензином в Верховный суд

В отчаянных поисках справедливости в Астану приехали две девушки из Актау

С бензином в Верховный суд

Полиция, скорая помощь, огнеборцы – сегодня после обеда возле Верховного суда царила нервозная обстановка. Виновницами переполоха стали две девушки из Актау – Айжан Сандыбаева и Кундуз Серикова. Они попытались пробиться на прием к новому председателю Верховного суда Асламбеку Мергалиеву, прихватив с собой бутылку бензина. Женщины всерьез намеревались облиться горючим и поджечь себя, если их жалобы не будут выслушаны.

На отчаянный шаг их вынудило почти полугодовое противостояние с судьей Актауского городского суда Гюлнар Байтуровой. Редакция Azattyq Rýhy уже рассказывала о том, как эта служительница Фемиды проводит процессы в материале «Справедливость по-актауски».

Давление на подсудимых, непроцессуальные контакты, отказ рассматривать отвод – вот далеко неполный перечень нарушений Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса судейской этики, о которых нам сообщили собеседники. Казалось бы, Гюлнар Байтуровой и ее руководству следовало задуматься, однако, после публикации все изменилось лишь в худшую сторону. Дошло до того, что подсудимые и их адвокаты заговорили о форменных пытках и издевательстве со стороны председательствующей.

«Я вас посажу!»

Именно так, по словам Айжан Сандыбаевой и Кундуз Сериковой, заявила в кулуарах одного из заседаний Гюлнар Байтурова. Почему судья ведет себя как следователь и угрожает подсудимым, вместо того, чтобы вести процесс беспристрастно, как того требует законодательство, ни они, ни их защитники не понимают. Остается лишь догадываться о причинах такого отношения к обвиняемым. При этом судья умудрилась отклонить практически все ходатайства стороны защиты.

«Мы устали уже от этого судебного произвола. Судьяне хочет нас даже слушать. Доходит до того, что она запрещает нам давать ей отвод. Это же полный беспредел!», – возмущается Айжан Сандыбаева.

«Складывается ощущение, что она не знает законы. Как такой судья может вершить судьбы людей? При этом председатель Актауского городского суда Шайдуллин ее всячески покрывает. Каждый раз, как мы заявляем ей отвод, он приходит и отказывает нам на основании одной и той же отговорки, что нет повода для отвода. Мы пытались жаловаться в Мангистауский областной суд, но его председатель Бек Аметов нас тоже не хочет слушать. Какой-то порочный круг», - вторит ей Кундуз Серикова.

Девушки отмечают, что, отчаявшись найти правду в своем регионе, они прилетели в столицу – быть может здесь им удастся добиться не оправдания, но справедливого рассмотрения дела.

Не самый гуманный суд

К слову, Айжан Сандыбаева – беременна. По ее словам, из-за перманентных нападок и давления со стороны судьи у нее уже была угроза прерывания беременности. С угрозой женщину госпитализировали в больницу, о чем имеется соответствующая медицинская справка.

После недельного лечения Сандыбаеву выписали, однако врачи настоятельно рекомендовали ей не нервничать и соблюдать постельный режим.

Но для Гюлнар Байтуровой эта рекомендация, похоже, оказалась пустым звуком. И если противная сторона имеет возможность участвовать в заседаниях онлайн, то от Сандыбаевой и Сериковой судья требует обязательного физического присутствия в суде.

«На одном из последних процессов она держала меня в зале до самого вечера. Более того, она с какой-то изуверской ехидцей постоянно поднимала меня на ноги. В результате под вечер мне стало плохо и пришлось вызывать в суд бригаду «скорой помощи». Знаете, что сделала Байтурова? Она встала в дверях и пыталась не пропустить медиков. Только после вмешательства адвокатов они смогли исполнить клятву Гиппократа. У меня есть видео, как меня увозят», - рассказывает Сандыбаева.

Девушка говорит, что хотела бы поинтересоваться у председателя Верховного суда – если бы она потеряла ребенка, наказали бы Байтурову, или судье можно все?

Не менее мрачную историю поведала Кундуз Серикова. По ее словам, Гюлнар Байтурова угрожала отобрать у нее ребенка-инвалида и отдать его в детский дом.

«Кто она такая, чтобы мне, матери, такое заявлять? Президент говорит о справедливом Казахстане. Это так судьи Актауского городского суда понимают справедливость? Я просто в шоке. Если она заберет моего ребенка, то зачем мне такая жизнь? Я лучше пойду к Акорде, обольюсь бензином и подожгу себя», - плачет Серикова.

Бутылку с бензином, к слову, у женщины забрали полицейские – один из силовиков, улучив момент, вырвал пакет из рук Сериковой.

«Это небезопасно», - с улыбкой пояснил сотрудник.

Отбивать свое имущество Серикова не стала ввиду явного численного преимущества правоохранителей – на двух протестующих их насчитывалось чуть ли не с десяток.

Гласность вопиющего в пустыне

Все это происходило под прицелами фото- и видеокамер. Но присутствие СМИ ничуть не смутило силовиков. Впрочем, в этом деле и без того хватает примеров наплевательского отношения на журналистов. Та же судья Байтурова систематически не допускает на открытый судебный процесс представителей СМИ.

И хотя статья 29 УПК РК «Гласность» говорит о том, что «ограничение гласности судебного разбирательства допускается лишь, когда это противоречит интересам охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны», в Актауском горсуде это не значит ровным счетом ничего.

Гюлнар Байтурова удалила с процесса двоих журналистов. Одного из них – собкора газеты «Время» Лангу Черешкайте вывели за руки приставы.

«А недавно она снова пыталась запретить журналисту допуск на процесс. Когда это не получилось, она заявила, что разрешает фотографировать и вести аудиозапись, но до того момента как начнется допрос подозреваемых. После этого журналист должен выйти. При этом допрос должен был начаться сразу после разрешения ходатайства об участии прессы. То есть фактически Байтурова опять наплевала на УПК», - пояснила Айжан Сандыбаева.

«Как такой судья, которая не знает законы, которая судит не по закону, а так, как ей вздумается, как она вообще может быть судьей?», - вопрошает Серикова.

После получаса стояния на морозе один из полицейских, выйдя к протестующим, пригласил их внутрь, пояснив, что их примут. Прессу с Сандыбаевой и Сериковой полицейские пропускать отказались наотрез.

AR будет и дальше следить за развитием ситуации и информировать своих читателей о происходящем в этом пустячном на первый взгляд деле.

Новости партнеров