$ 525.11  546.74  4.88
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
21.10.2022, 08:30
Авторы

Альтернатива есть: как избежать повышения тарифа на электричество. Часть 2

Пора энергетическое ценообразование переводить на рыночные рельсы, считают эксперты.

Альтернатива есть: как избежать повышения тарифа на электричество. Часть 2
Фотоколлаж Azattyq Rýhy

В первой части материала экономист, экс-глава компании по управлению электрическими сетями KEGOC Асет Наурызбаев подчеркнул, что повышение тарифов на электроэнергию неизбежно. Однако есть способ провести эту меру без удара по карманам рядовых казахстанцев. Как это сделать, он рассказал Azattyq Rýhy.

Чтобы провести повышение тарифов максимально безболезненно для кошельков казахстанев, эксперт предлагает отработать с несколькими категориями населения.

«Всем пенсионерам 90 киловатт-часов надо дотировать поголовно. Почему именно этот объем? Потому что это принятая линия отсечения льготного тарифа, там же есть еще деление по объему потребления. И те, кто потребляют мало, кто экономит, тот получает выгодный тариф», - говорит Асет Наузырбаев.

Поэтому, по его мнению, 90 кВт часов все пенсионеры должны получить в виде компенсации. Таким образом сразу решается проблема с несколькими сотнями тысяч человек.

«Вторая группа потребителей – это люди, которые получают минимальную заработную плату. Что мы делаем? Мы просто берем и увеличиваем минимальную заработную плату на сумму компенсации. Допустим, это 500 тенге ежемесячно. Вот на эту сумму компенсации мы и увеличиваем размер минимальной зарплаты», - объясняет эксперт.

Когда решится проблема с этими двумя большими группами людей, остаются дотации другим. В частности, речь идет о тех, кто получает не минимальную зарплату, а близкую к ней.

«Тогда у нас в государстве есть уже программа поддержки этих людей. Она называется жилищная субсидия. Если у тебя счета по квартплате превышают какой-то уровень (сейчас 10% от доходов), то включается механизм получения субсидии. Вы имеете право, собрав документы, получить жилищную субсидию. Теперь, когда мы и этим людям помогли, у нас все категории, которые должны были получить помощь, ее получили. И все остальные платят по новому тарифу, по рыночной цене», - пояснил наш собеседник.

Таким образом страна избавится от не рыночного ценообразования и решит проблему тех людей, у которых реально мало денег на оплату счетов. Скептикам, которые могут возразить, мол, придется выделять деньги из бюджета еще и на это, он ответил так:

«Самое главное, что у государства эти деньги уже есть, потому что оно сейчас платит своим бюджетным организациям, и эти деньги уже в бюджете есть. Ничего не нужно изыскивать. Вот наша концепция по переходу к рыночному ценообразованию на розничном рынке и то же самое на оптовом рынке можно сделать», - подчеркнул он.  

Сейчас же ценообразование абсолютно нерыночное, говорит эксперт. Цены определяет не кто иной, как министр. В стране есть 47 энергопроизводящих организаций, и каждая, как бы это смешно ни звучало, имеет свой тариф.

«Каждый персонально получает свой тариф в кабинете министра энергетики. Сама процедура эта представляется мне весьма коррупциогенной. Вы представляете, какое у него искушение? Каждый год он рассматривает цены для 110 миллиардов киловатт-часов. Если каждый этот киловатт-час он увеличит лишь на 1 тенге, то все эти просители получат лишние 110 миллиардов тенге. Представляете, масштаб искушения у него какой? 110 миллиардов тенге к нему приходит с вопросом. Поэтому, конечно, эта схема неправильная. Должно быть рыночное ценообразование», - продолжил он. 

Сейчас на оптовом рынке рыночные цены действуют лишь на новые ГЭС, солнечные и ветряные электростанции, пояснил наш собеседник, потому как там реально проходят аукционы. Причем аукционы из года в год приводят к снижению цен. Что касается прогнозов о том, как энергетическая инфраструктура страны переживет эту зиму, то они весьма печальны.

«Эту зиму мы пройдем очень натужно. Прошлую зиму энергетические режимы у нас были очень тяжелые, хотя зима была не очень холодная. Я боюсь, если в этом году зима будет холодная, то может доходить до отключения. Вот до чего мы дожили», - убежден Асет Наурызбаев.  

Такая ситуация во многом возникает из-за энергетических компаний. У нас действительно сети и оборудование изношены. Но в любой тариф любой энергетической компании входит понятие амортизации.

«Амортизация это специальный фонд, из которого и проводится обновление. Но собственники компаний, когда им какие-то деньги падают, которые никуда тратить не надо, они их проедают, каким-то образом выводя через дивиденды или еще как-то. И в итоге те деньги, которые должны быть прямо направлены на модернизацию и реконструкцию своих компаний, они их спокойно вытаскивают и в карман кладут», - пояснил экономист.

Хотя экономический смысл амортизации в том, чтобы вложить эти деньги обратно.

«А потом бегают и нам жалуются, что сети изношены, процент износа показывают. А с точки зрения бухгалтерии процент износа – это сумма денег, которая у тебя должна лежать на специальном счете, который называется «фонд амортизации». И когда этих денег нет, то это говорит о том, что уважаемые владельцы энергетических компаний, вы эти деньги куда-то вытащили, не вложились в амортизацию своего оборудования и теперь хотите повесить это на нас», - подчеркнул эксперт.

Еще одна проблема отрасли – старение оборудования. Даже на станциях хорошего состояния оборудованию по 30-40 лет. А это значит, что наши энергетики пользуются технологиями прошлого века. Поэтому стране нужны новые станции и технологии.

«Например, коэффициент полезного действия на наших станциях отличается на несколько процентов от современных станций. Мы даже больше топлива сжигаем, чем могли бы сжигать, потому что у нас нет новых технологий. Поэтому вопрос обновления основных фондов стоит. Нам нужны технологически новые мощности», - продолжил он.

В том числе энергетической сфере нужны накопители, батареи, сетевые полупроводниковые решения. Сейчас полупроводники весьма подешевели, говорит Асет Наурызбаев. Потому проблемы, которые раньше решали дорогие трансформаторы, сейчас можно преодолеть более дешево.

«К примеру, нам говорят, что нужно поставить трансформатор за миллион долларов. Мы говорим «Почему?». А нам говорят, что уровень напряжения очень высокий на этой линии. Мы говорим «Ну раз надо, то ставьте». А на самом деле можно поставить полупроводниковый инвертор за 200 тысяч. Можно сэкономить 800 тысяч долларов. Но вопросами вообще никто не занимается. Оптимизацией затрат сетевиков никто не занимается. Мы поэтому переплачиваем деньги и здесь», - заключил эксперт.

То, что проблем в энергетической отрасли накопилось немало, очевидно. Вот только никто не озабочен их решением – ни сами компании, ни общество, ни тем более чиновники.

Новости партнеров