Уроки на выживание: безопасность в школах не гарантирована
В большинстве учебных заведений нет должной системы охраны, видеокамер и тревожных кнопок
Далеко не секрет, что казахстанские школы уже давно превратились в проходной двор – зайти может абсолютно любой, а вместо подготовленной охраны у входа сидит бабушка или дед-вахтер. Никаких тревожных кнопок, турникетов, видеокамер, антитеррористических систем, подготовки детей и учителей к чрезвычайным ситуациям. Пока школьные теракты сотрясают соседнюю страну, наша никак не готовится к подобным ЧП. Почему реальная безопасность детей абсолютно никого не волнует, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.
В России недавно произошел очередной теракт в школе – 17 человек погибли, из них 11 детей. Участившиеся подобные случаи снова поднимают в обществе вопрос – насколько казахстанские школы готовы к таким ЧП, ведь по факту они не сильно отличаются от российских. Реальность, к сожалению, показывает, что недостатков в системе безопасности школ очень много.
«Во многих странах охрана школы начинается с внешних рубежей. Не со входа, а с ограждения. То есть ограждение школы должно быть не просто для красоты сделано, это должно быть реальное ограждение, на котором должны стоять видеокамеры и можно видеть, кто подходит к забору, перелазит или нет. Там не должно быть каких-то других калиток, кроме центральной калитки.
А у нас обычно территория школы – это проходной двор. Там несколько калиток, которые выломали люди, которым просто удобно вот так ходить. Этого быть не должно! И тогда калитка школьная и будет основным местом пропуска для всех учеников, учителей и только приглашенных родителей», - говорит депутат Мажилиса Ирина Смирнова.
Но чаще всего вместо забора в школах – железные прутья, через которые может перелезть даже ребенок. Далее – только 6% казахстанских школ имеют специализированную охрану. В остальных за безопасность детей по старинке отвечают вахтеры-пенсионеры. В таких случаях наша собеседница советует требовать у руководства школы должной охраны.
«Родители должны требовать. Школы сегодня находятся на подушевом финансировании и деньги приходят непосредственно в школу. И директор школы может, не спрашивая ни у кого, провести оптимизацию этих должностей – вахтера, сторожа, эти деньги аккумулировать, какую-то часть добавить, составить техспецификацию вместе с родительской общественностью, и провести конкурс», - советует Смирнова.
Хоть чиновники постоянно рапортуют о том, что в тех или иных школах установили камеры видеонаблюдения, все равно остается еще множество учебных заведений, где о них даже и не мечтают. А тревожные кнопки и турникеты – и вовсе что-то из области фантастики. Речь сейчас идет о сельских школах.
«Практически везде, где есть охранные агентства в школах обязательное условие – это наличие тревожной кнопки. Но в сельских школах с этим проблемы. Далее у части школ есть турникеты, которые различают лицо учеников. Но надо помнить, что у школы есть несколько выходов и входов. Это отдельный выход в столовую, отдельный выход из спортзала, пожарные выходы. И зачастую центральный вход имеет турникеты, а остальные входы не имеют и наблюдают за ними учителя. И таким образом мы говорим о том, что да, есть возможность проникнуть в школу», - подчеркнула наша собеседница.
Вдобавок в этим слабым местам возникает вопрос: почему в нынешнее время, когда нападения на школы происходят регулярно, никому не приходит в голову готовить детей и учителей к экстремальным ситуациям, чтобы у них был хоть какой-то шанс на выживание? В западных странах такая практика уже давно существует, пора вводить ее и у нас.
«Обязательно нужно проводить по этому инструктивному письму учения. Не тогда, когда уже петух клюнул, а тогда, когда эта работа идет по плану. И каждый ответственный должен конкретно отрабатывать этот момент. Не нужно думать, что это не пригодится. Дай бог, чтобы не пригодилось, но лучше провести, как положено, и чтобы каждый знал, что нужно делать в той или иной ситуации», - отметила депутат.
Чиновникам давно пора всерьез озаботиться безопасностью школ. Причем вопрос должен быть на постоянном контроле и мониторинге, а не как принято у нас – что-нибудь сделали для вида и забыли. Должна быть организована системная работа для того, чтобы защитить учреждения образования, которые являются организациями первой категории по уязвимости в случае террористических опасностей.
«Есть определенные нормы, правила, есть инструкции, которые нужно в точном соответствии выполнять. У каждой школы, дошкольной организации должен быть паспорт ее готовности к тому, чтобы такого риска опасности и террористической угрозы не случилось. Там прописан каждый шаг. Ответственность за это несет первый руководитель – директор школы или заведующий детским садом. Руководитель учреждения организует группу, которая работает в точном соответствии с этой инструкцией. Затем должны быть сформированы определенные подразделения в учебных заведениях, которые занимаются этими вопросами. И это должно быть не от случая к случаю, не тогда, когда что-то произойдет в том или ином месте, а это должна быть постоянная системная работа.
Практически во всех школах такие паспорта есть. Эти паспорта проверяются Министерством внутренних дел и мониторятся в соответствии с планом развития учреждения – школы, детского сада», - продолжила Ирина Смирнова.
В заключение депутат напомнила, что ответственность за безопасность детей лежит и на родителях. Именно они должны требовать улучшения охраны, те же видеокамеры и тревожные кнопки. В первую очередь все эти вопросы должны беспокоить их.
«Это ребенок и его жизнь, понимаете. И вы требуете. Но вы можете просто предложить. Не просить и не требовать, а просто предложить сейчас: «Давайте рассмотрим этот вопрос. И покажите нам, пожалуйста, уважаемый директор, как ответственный за эту работу, как осуществляете работу по защите детей. И не только турникеты, к примеру, потому что турникет в наших местах – это тоже опасность. Если не дай бог начнется землетрясение, то турникет, скорее всего, заклинит», - заключила народная избранница.
Вот только массово все это волнует мало кого – чиновников больше заботят денежные вопросы, директора заняты гонкой по успеваемости среди школ, родители – своей повседневной жизнью. Вспоминают об этом лишь тогда, когда уже слишком поздно и кровавая бойня произошла.