$ 527.23  544.05  5.05
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
24.09.2022, 16:31
Авторы

Гибель лесов в казахстанских реалиях

Сколько времени и средств понадобится для восстановления флоры и фауны в Костанайской области, оценили экологи  

Гибель лесов в казахстанских реалиях
Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Прошедшие в Костанайской области пожары обнажили все проблемы в лесной отрасли страны, главная из которых – наплевательское отношение чиновников. Реальная картина такова: огромные природные ресурсы Казахстана оказались в руках нескольких сотен человек с зарплатой в 70 тысяч тенге и несколькими десятками аварийной техники, передает Azattyq Rýhy.

Практически вся природа страны, ресурсы, ценные для всего народа, находятся в руках совершенно небольшой горстки людей с весьма скудным арсеналом: с неразвитой инфраструктурой, отсутствием материально-технического оснащения, дефицитом кадров и мизерной зарплатой. В таких условиях очевидно, что будут возникать не только пожары и другие природные ЧС, но и желание подзаработать.

«Не могут они объять необъятное. В лесхозах нужно больше сотрудников, повыше зарплату, чтобы у них не было соблазна вырубать деревья, а потом закрывать какие-то свои схемы, которые они там прокручивают. Может быть, спиливают лес, потом кому-то продают. Ведь это тоже возможно, что пожары возникают рукотворно, кода человек вмешивается», - говорит председатель правления Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьева.

Нынешнего материального оснащения недостаточно – отрасль, безусловно, нужно спасть. Причем не просто закрывать «дыры», а вести целую политику в этом направлении.

«Развивать там нужно все – и вертолеты, и пожарные службы, чтобы всегда были начеку. Зарплаты у сотрудников лесхозов маленькие, они потом приводят этим коррупционным схемам, которые соблазняют человека, который получает 70 тысяч тенге. Как вы думаете, человек бросится в огонь и будет наши бесценные ресурсы охранять за такую зарплату?

Техники не хватает, средств передвижения недостаточно. Огромный лес, огромные ресурсы, которые в деньгах невозможно даже измерить. И на охрану этого даются какие-то маленькие зарплаты с каким-то одним передвижным средством и все. Поэтому это очень сложно отреагировать на это адекватно, чтобы не допустить лесных пожаров. Поэтому здесь целый комплекс проблем, которые нужно очень серьезно решать», - подчеркнула наша собеседница.

В Казахстане не так много лесов – всего 20% территории покрыты ими. И даже столь небольшие зоны страна не может обеспечить достаточным количеством лесников.

«По идее должны работать стандарты, как во всем мире – какую площадь может охватить один человек, чем он должен быть снаряжен, что ему должно предоставляться. В этом году рассматривали бюджет и что-то им выделяли. Но у нас же по пути может уходить куда-то. Скажут, что купили, а на самом деле не купили и просто делят эти деньги», - констатирует она.

Поэтому спикер предложила провести эксперимент над чиновниками, которые рассматривают вопросы о том, чем и как нужно обеспечивать лесников и лесхозы.

«Надо, чтобы они сами пошли и посмотрели, сможет ли человек на такую зарплату реагировать в лесу своевременно на те чрезвычайные ситуации, которые возникают. На эту отрасль надо фокусировать внимание исходя из того, что это экономические выгоды, которые несут их не просто как ценность, но и по углероду», - говорит Соловьева.

Для Казахстана сгоревшие 107 тысяч гектаров в Костанайской области – огромная территория. Пожары нанесли сильнейший урон местной флоре и фауне.

«Пострадал не только лес, но и все разнообразие – это муравьи, жучки, букашки, животные. Многие травились. Это огромный урон. Там нельзя только деревья оценивать, там вся наша флора и фауна пострадала. Надо и через эту призму смотреть, потому что все это между собой взаимосвязано – и букашки, и птицы, и животные – это огромные потери. Я уже не говорю о том, сколько углерода было потеряно. Потому что это самое страшное – когда пожары бывают, если мы стремимся к восстановлению углеродной нейтральности», - подчеркнула глава Ассоциации экологических организаций Казахстана.

Учитывая этот ущерб, становится понятно, что восстановление займет немало времени и средств, разумеется. При том, что у нас покупают деревья, которые не адаптированы и не пригодны для произрастания на наших землях, говорит Айгуль Соловьева. Поэтому выращивать их намного сложнее.

«Каждый саженец надо поливать, вырастить, а нам грозит дефицит воды. А тут уже готовые деревья уничтожены. На восстановление нужны огромные ресурсы. Сейчас, пока лес не восстановится, никто там жить не будет – ни мышки, ни букашки. А еще горельник для них преграда – они же и запах чувствуют, у них очень развито чувство самосохранения. Поэтому понадобится 20-30 лет, чтобы все это восстановить. А сколько расходов! Это и саженцы надо высаживать, выхаживать, поливать, чтобы прижились. А приживаются не все деревья. Это в три раза больше надо сажать, чтобы восстановить тот потенциал, ту площадь, которая выгорела», - пояснила она.

Поэтому с самого начала нужно выстроить такой комплексную систему с развитой инфраструктурой, чтобы не пострадало ничего, говорит эксперт. Но, к сожалению, лесной отрасли в нашей стране никогда не уделялось должного внимания. И эта тенденция продолжается по сей день.

«Возможно, мы не осознаем в полной мере какую ценность для нас представляет лес. Мы часто говорим о каких-то политических лозунгах, берем обязательства, но не оцениваем адекватно то, что имеется у нас. Лес поглощает углеродные единицы. Эти единицы можно на биржу выносить. Это торговля квотами называется. И даже в этом плане мы не оцениваем», - говорит Соловьева.  

Мало кто осознает, какую ценность несет лес, не говоря уже о воздухе и других простых вещах, которые мы знаем из природоведения. Если бы чиновники более щепетильно относились к ним и действовали на опережение, таких трагедий как в Костанайской области можно было бы избежать.

«Есть исследования Маккензи, который говорит, что будет деградация, опустынивание, что пожары будут и подтопления. Это все уже было предсказано и все это надо было предусмотреть и усиливать все эти позиции. Потому что пожары были ожидаемы. Они идут не только потому, что человек что-то делает неправильно, но еще и потому что сейчас идет изменение климата и ситуации могут повторяться», - заключила Айгуль Соловьева.

Поэтому всем нам стоит более бережно относиться к природе.

Новости партнеров