Гендерно-нейтральное воспитание. Что из этого вырастет?
Какие межполовые различия гендерно-нейтральное воспитание пытается стереть?
Можно ли мальчикам играть в куклы, а девочкам с машинками? Что будет, если учить мальчика варить борщ, а девочку – чинить протекший кран? Если твердить мальчику, что «мужчины не плачут», из него получится настоящий мужчина или закомплексованный человек, не способный понять и выразить свои эмоции? Ответы на все эти вопросы можно найти в теориях гендерно-нейтрального воспитания.
Недавно Azattyq Rýhy затронул тему гендерных стереотипови их влияния на нашу социальную и профессиональную жизнь.
Плачущий мужчина и независимая женщина: норма или оскорбление?
В данной статье мы разбираемся все с теми же гендерными стереотипами, но с точки зрения воспитания детей.
Как обычно начнем с теории. Социализация и воспитание. Эти два понятия очень близки по значению. Гендерная социализация представляет собой процесс усвоения норм и правил поведения, которые соответсвуют общественным представлениям о роли и предназначении мужчины и женщины. Гендерное воспитание отличается от социализации своей целенаправленностью и сознательностью. Другими словами, если социализация чаще всего происходит сама по себе, и человек имеет право выбора приписывать ли себе ту или иную социальную роль, то в воспитании этот выбор отсутствует, а ребенка намеренно «взращивают» с определенным набором качеств.
В педагогике существует гендерный подход в образовании, который основывается на том, что биологические различия не являются определяющими для формирования социальных характеристик мужчин и женщин, а патриархальные традиционные ценности не рассматриваются как догмы. Цель гендерного образования – создание свободного от гендерных стереотипов пространства для проявления индивидуальности и развития личных качеств ребенка. Однако всегда ли на практике учитываются цели и задачи гендерного подхода в образовании?
Именно в связи с несоответствием теории и практики появился термин «гендерно-нейтральное» воспитание, при котором, как и с учетом гендерного подхода в образовании, мальчики и девочки не считаются одинаковыми, а наоборот, признаются их различия, но не межполовые, а межличностные.
Какие межполовые различия гендерно-нейтральное воспитание пытается стереть?
Игры, в которые играют дети. Девочкам не покупаются только куклы и плюшевые медведи, а мальчикам только машины и мечи. У детей есть набор различных игрушек, из которых они сами выбирают, с чем хотят играть.
Цвета в одежде. В настоящее время многие бренды перешли на гендерно-нейтральные цветовые гаммы. Нет нужды навязывать детям тот или иной цвет в одежде. Полезнее будет научить их самих делать выбор, спрашивая каждое утро, что им хотелось бы надеть.
Навязанное поведение. Если девочка хочет скакать по лужам, проявляет интерес к вождению, носится во дворе с палкой, представляя себя рыцарем, это не значит, что она вырастет непонятно кем. Скорее всего, у нее есть задатки лидера. Также абсурдно думать, что из мальчика, любящего помогать маме или бабушке на кухне или любящего нянчиться с куклами, вырастет подкаблучник и бесхребетник. Это значит, что он заботливый сын, а в будущем, вероятнее всего, станет заботливым отцом.
Личностные характеристики. Родители, придерживающиеся гендерно-нейтрального воспитания не навязывают ребенку, каким он должен быть, потому что храбрость, эмпатичность, целеустремленность и терпеливость пригодятся всем.
Другими словами, гендерно-нейтральное воспитание берет за основу уважение личного пространства, желаний и прав ребенка.
Такой подход в воспитании можно начинать с младенчества. К четырем годам ребенок обычно определяется со своей гендерной идентичностью и начинает играть гендерные роли. Если пол ребенка определяется при рождении, то гендер, как социальный конструкт, во многом зависит от воспитания. Гендерно-нейтральное воспитание даёт ребёнку возможность опробовать себя в разных социальных ролях и выбрать ту, которая будет соотноситься с его характером и личными пожеланиями (или не выбирать вовсе — такая опция тоже есть).
Мировой взгляд на гендерно-нейтральное воспитание
Первой страной, внедрившей в школьное образнование гендерно-нейтральный подход, является Швеция. В 1998 году правительство призывало школы избегать гендерных стереотипов, в в 2011 году в нескольких школах отказались от обращения «он» или «она», а стали использовать нейтральное местоимение, которое не имеет аналогов в русском или казахском языках, поэтому не может быть как-либо обозначено.
В таких странах как Канада, Дания, Германия, Новая Зеландия, Непал можно получить гендерно-нейтральный паспорт.
Психологи утверждают, что 3-4% населения Земли не станет относить себя ни к мужскому, ни к женскому полу, если дать им такой выбор.
Однако гендерно-нейтральный подход в воспитании весь покрыт ужасными предсказаниями о будущем ребенка, которые зачастую являются мифами и страшилками.
Миф: из таких детей вырастут гомосексуалы, так как стираются границы между женским и мужским: игрушки, цвета – гендерно-немаркированные, занятия и профессии для всех одинаковые.
Реальность: детям дается возможность выбирать то, что их увлекает, что им нравится, чтобы в будущем они понимали, чего хотят от жизни. Положите перед ребёнком и куклы, и машинки, и динозавров, чтобы он мог сделать выбор в зависимости от своих личных предпочтений, а не от навязанных обществом установок.
Миф: гендерно-нейтральное воспитание подавляет проявление женственности или мужественности, стыдит детей за соответствующие проявления
Реальность: если девочка, воспитываемая в гендерно-нейтральном стиле, решит, что ее любимый цвет – розовый, ее родители одобрят этот выбор, потому что она сделала его самостоятельно. Гендерно-нейтральное воспитание не выступает против феминности или маскулинности. Напротив, оно позволяет девочкам быть маскулинными, а мальчикам — феминными, если им этого хочется, или сочетать в себе оба этих признака. Грубо говоря, нейтральное родительство не требует отбирать у девочек кукол, а у мальчиков — машинки.
Миф: родители хотят вырастить бесполых детей, чтобы ОНО само приняло решение, кем оно является
Реальность: дети сами смогут сделать выбор, когда будут готовы. А знание своей физиологии и различие между мужской и женской они будут знать наверняка. Пол – это не гендер.
Гендерные нормы учат лепить из ребёнка человека, который вписывается в понятия гендерной бинарности. Девочки носят розовое, учатся заботиться о других и быть эмоциональными. Мальчики не плачут, любят спорт и зарабатывают деньги.
Родители, выбирающие гендерно-нейтральное воспитание, хотят избежать навязывания гендерных стереотипов, чтобы в будущем не задаваться вопросом, почему мужчина не хочет быть заботливым отцом (потому что мы запрещали ему играть в куклы), а женщина терпит абьюз и молчит об этом (потому что мы учили ее быть терпеливой и покладистой).
Александра КУЗЬМИНА