Автомойка на могиле героя войны: в деле замешаны родные экс-акима
Прах казахского батыра может оказаться у сливной ямы автомойки или на задворках кафе
Эта история потрясает чиновничьим цинизмом. Даже видавшие виды казахстанцы, привыкшие к равнодушию и воровству отдельных власть имущих, думается, будут ошарашены.
В качестве пролога позвольте оставить здесь извинения перед Героем войны и его родными. Похоже, для некоторых потомков важнее собственное благополучие, а не память и уважение к истории.
Итак, напомню суть. Могила участника Парада Победы Алханбека Малькеева в Талгаре до сих пор под угрозой стать частью экстерьера автомойки или кафе. А владелицей этого крайне сомнительно полученного под коммерческую застройку участка является, как выяснилось, родная сестра экс-акима Талгарского района Райхан Садыковой, передает Azattyq Rýhy.
ПОЭТ И ВОИН
24 июня 1945 года майор Малькеев удостоился чести стать участником Парада Победы в числе 35 тысяч лучших из лучших бойцов и командиров со всех фронтов Советского Союза. Он был одним из тех, кто под барабанный рокот швырял штандарты поверженных фашистских частей и соединений на булыжник Красной площади.
Алханбек Малькеевич родился в Ассы-жайлау в мае 1915 года в большой семье, рано потерял отца. Трудовой путь начал монтером радиосети в Алматы, а к январю 1940 года после окончания техникума связи стал замдиректора фабрично-заводского училища (ФЗУ).
Затем его призвали в армию, он проучился в полковой школе туркменского города Кирке. В 1941 году окончил курсы в Высшей партшколе Ташкента. Войну встретил в Иране, в городе Сари, комиссаром батареи 450-го стрелкового полка.
С декабря 1941 до июня 1944 года Алханбек Малькеев воевал в ранге комиссара отдельного противотанкового артдивизиона 101-ой отдельной стрелковой Казахской бригады, в честь которой в Актобе названа улица. Он храбро сражался на Центральном, Калининском и Первом Прибалтийском фронтах. За искусство командира и личное мужество Алханбек Малькеевич был награжден Орденом боевого Красного Знамени.
Участвовал, в том числе, в печально известном Ржевско-Вяземском сражении. Самонадеянный Сталин, после разгромного контрнаступления под Москвой, требовал быстрого успеха, и не считаясь с потерями гнал армию вперед. Советские войска потеряли в этой бойне от 800 тысяч до миллиона человек… Причинами гибели были не только ранения, но и холод, голод, различные болезни. В этих болотах под Ржевом, как рассказала дочь ветерана Гульдана, Алеке получил тяжелое воспаление легких и контузию.
В июне 1945 года, после полного освобождения территории Союза от фашистов, Малькеева направили учиться в военно-юридическую академию имени М. Фрунзе. Однако в конце года он был демобилизован по состоянию здоровья.
На «гражданке» Алханбек Малькеевич всего за 7 лет прошел путь от директора политпросветтехникума до члена ЦК Компартии, Президиума Верховного Совета КазССР и первого секретаря райкома партии (1952 год). В 1957 году за мирные труды он получил высшую награду СССР – Орден Ленина.
Среди его известных дел строительство автодороги до плато Ассы и от Талгара до озера Иссык, которая и сейчас служит исправно. Кстати, это озеро посещал знаменитый глава Вьетнама Хо Ши Мин, в архиве семьи есть фотография отца с Хо.
Именем Малькеева названы улицы в двух населенных пунктах района – Талдыбулаке, Кызыл-Кайрате, Есике и Талгаре.
Сам рано осиротев, Алеке уделял особое внимание детям, в частности он создал и опекал до самой смерти интернат для сирот в Иссыке (ныне – Есик), в бытность там первым секретарем райкома в 1952-1959 годах. С 1964 года интернат носит его имя, причем это была инициатива самого коллектива. Сегодня это казахско-турецкий лицей.
Как вспоминает Гульдана Алханбековна, ежегодно 31 декабря в 23.30 он отправлялся с гостинцами в интернат – поздравлять детей. На возмущение своих пятерых детишек отец отвечал с улыбкой: «Вас есть кому поздравить, а их – некому…».
Знавшие Алеке лично отмечают его высокие организаторские способности, компетентность во многих сферах жизни и редкую порядочность. За эти качества его высоко ценил Динмухамед Кунаев. Алеке не был кабинетным работником, он постоянно ездил по всем хозяйствам района, часто оставался ночевать на отдаленных стойбищах. Это был настоящий трудоголик и идейный человек, в высоком смысле этого слова.
О его честности и чрезвычайной щепетильности в народе ходили легенды. Гульдана Алханбековна рассказала, как однажды папа повез четырех дочерей и сына на клубничные поля под Талгаром. Там их всех с шутками-прибаутками взвесили на колхозных весах. Потом отпустили «пастись» на поле. Когда они наелись досыта, их снова взвесили, и отец все это записал в блокнот.
«Мы приняли взвешивание за игру. А потом оказалось, что папа это делал для того, чтобы узнать сколько мы съели колхозной клубники. После чего он внес в кассу деньги», - вспоминает она.
А еще Алеке был творческим человеком – им написаны свыше 80 песен и стихов, в том числе исполняемый и поныне «Иссыкский вальс». Он стал членом Союза писателей СССР и Союза композиторов республики. Гульдана отмечает, что отец имел очень хороший голос и его даже приглашали в молодости на работу в оперный театр.
Алеке прочили блестящее будущее, но подвело подорванное войной и напряженной работой здоровье. Он трагически умер в августе 1960 года от аппендицита, приехав с очередной рабочей поездки.
Дочь Гульдана вспоминает, что отец им часто говорил: «Мы пережили такую страшную войну, что должны жить до 100 лет». Но сам в итоге не пережил и 45…
Нынешнее место для захоронения Алханбека Малькеева было выделено решением Алматинского облисполкома в 1960 году, и утверждено постановлением Совмина КазССР. В нем, в частности, говорилось об установлении на его могиле памятной плиты из мрамора и безвозмездной передаче его семье, «состоящей из пяти несовершеннолетних детей, больной супруги Малькеева и престарелой матери» коммунальной квартиры по улице Сталина, 49, в Талгаре. Также было решено в том же году издать сборник стихов и песен как члена СП СССР и Союза композиторов.
Таков многогранный талант Алеке – поэта, композитора, государственного деятеля.
О дереве судят по его плодам, гласит библейская мудрость. Все его дети получили высшее образование в ведущих вузах Союза и стали сильными специалистами в своей сфере. Так, Гульдана окончила мехмат МГУ и преподавала в КазГУ, Айгуль – Ташкентскую консерваторию, музыковед-востоковед, Алия – Московскую консерваторию им. П. Чайковского, проживает в США. Она известная пианистка, выступала в Карнеги-холл. Обе сестры имеют степень PhD. А еще Алия Малькеева была председателем общества Казахско-американской дружбы и награждена Первым Президентом РК медалью за укрепление сотрудничества между двумя странами.
Единственный сын – Ренат – окончил истфак МГУ и проживает в Канаде. Он пишет стихи на русском и английском языках, как и его сестра Алия. Словом, дети Алханбека Малькеева унаследовали различные грани таланта своего одаренного отца.
В 2015 году на общие деньги детей Гульдана построила памятник над могилой отца.
Супруга Алеке – Аимбубе Заирбаевна в годы войны работала учительницей, а после замужества занималась только своими детьми.
ИГРА В КОСТИ
А теперь о тех, кто до сих пор не желает расставаться с правом на строительство автомойки и кафе, по сути, на костях фронтовика. Первоначально в 2006 году участок в 8 соток был выделен обычному гражданину – Бахыту Утегенову. Зато его супруга Клара Садыкова является сестрой Райхан Садыковой, которая занимала в то время пост заместителя акима Талгарского района, а с 2012 по 2018 годы работала уже акимом. Сейчас Райхан Нурмурзаевна является директором колледжа, и по своему статусу, наверняка, учит студентов патриотизму и уважению к истории страны в духе «Рухани Жангыру».
Неприглядная ситуация с этим участком открылась в июне этого года, когда местный активист и краевед Бактыгали Айжигитов решил довести до конца идею создания в этом заброшенном месте парка имени Д. Кунаева. Место, можно сказать, сакральное для города – улица Димаша Кунаева, могила героя расположена фактически в сквере колледжа имени Кунаева, рядом с мечетью и историческими пушками времен Октябрьской революции.
«Мы хотим здесь разбить красивый сад и на его аллеях установить мраморные постаменты как в парке 28 панфиловцев, и на каждом из них будут написаны фамилии выдающихся людей. К примеру, здесь формировался знаменитый Талгарский полк, где служил Бауыржан Момышулы, штаб Панфиловской дивизии, которой командовал Иван Васильевич Панфилов. Кроме героев ВОВ, также будут увековечены имена безвинно репрессированных в 30-ые годы людей и героев труда.
Все это я готов сделать исключительно на собственные средства с группой своих товарищей. Мне уже многие талгарцы заявили о своей готовности помочь в благородном деле. Но согласованный проект вдруг уперся в злосчастные 8 соток…
Я занимаюсь краеведением, потому что считаю своим долгом рассказать о достойных выходцах нашего региона молодому поколению. В частности, я написал в соавторстве книгу «Кемеловедение» об основателе жанра казахского детектива Кемеле Токаеве, отце нынешнего Президента страны. А после нашей встречи с его дочерью Гульданой, я решил также подготовить книгу об Алханбеке Малькеева, чтобы школьники Илийского и Енбекшиказахского районов, развитию которых он отдал много сил, узнали о достойном человеке.
Я выяснил, что в этом месте около 57 соток бесхозной земли. Вначале обратился (в 2016-2017 годах) с этой идеей к тогдашнему акиму района Райхан Садыковой. Но она вернула мне проект, пояснив, что там стоят исторические пушки, и вообще свободной земли в этом месте нет. Но, как теперь выясняется, аким в это время уже знала, что часть этой земли принадлежит ее родной сестре – Кларе.
Мой проект был поддержан позже новым руководством района, и я предложил передать участок на баланс города. В декабре 2019 года было подготовлено решение о создании этого мемориального сада на площади 37 соток. А само решение о выделении земли – в июне 2020 года. Новый аким района Серикжан Ерекешев приехал на место, поддержал нашу идею и дал распоряжение взять на контроль этот вопрос. Но тут выяснилось, что участок в 8 соток из этих 37 уже продан в 2006 году! Начальник земельной инспекции (НПЗМ) показал замакима Дархану Нуржанову земельный акт. На этом все застопорилось», - сокрушается Бактыгали Айжигитов.
Как сообщил ранее представитель акимата Алматинской области Галымурат Жукел, «данный участок, находящийся перед колледжем Д. Кунаева города Талгара (кадастровый номер 03-057-006-771, площадь 0,0800 га, целевое назначение: автомойка, магазин, кафе и летняя площадка) был передан в частную собственность гражданину Б. Утегенову на основании постановления акима Талгарского района №02-38 от 16.02.2006 года и типового договора купли-продажи земельного участка №245 от 28.02.2006 года.
В 2012 году данный участок на основании свидетельства о праве на наследство перешел к гражданке Садыковой К. В августе-сентябре текущего года проведена разъяснительная работа с гражданкой Садыковой К. о возврате земельного участка государству.
В настоящее время ведутся работы по сбору соответствующих документов».
Активист рассказал, что несколько месяцев назад он встретился с экс-акимом района Райхан Садыковой, и она не возражала по поводу возвращения участка. Но затем уже работник горакимата сообщил ему, что она же требует взамен равноценный участок в черте города.
Конечно, если бы участок был выдан на законных основаниях, тогда его владелец имел бы право требовать выдачи равноценного участка. Однако по закону не может быть продан участок, где расположено захоронение.
Очевидно, что в интересах чиновников, замешанных в этой циничной истории, после огласки данного факта было бы логично максимально быстро вернуть участок акимату. Но они, похоже, уверены в своей правоте и силе.
После очередной проволочки Бактыгали Айжигитов обратился к предпринимателю Андрею Андрееву. Тот на днях опубликовал в Facebook пост об этом произволе, вызвавшем большой резонанс.
Между тем, и.о. акима Талгара Нурбек Умешбаев до сих пор делает страшную тайну из решения, которое было уже опубликовано в СМИ. Напрасно все эти дни активист-краевед пытался получить копию данного решения. Во вторник, 17 ноября, глава Талгара, как сообщается, отказал просителю со словами: «Вы мне уже надоели, пишите куда хотите!».
Что касается собственников участка, то «проведенная разъяснительная работа» облакимата, видимое, не помогла – в райакимате Бактыгали сообщили, что владелица участка все еще раздумывает над тем, возвращать участок или нет…
«Просто нет совести у людей! Они до сих пор уверены в своей безнаказанности. Многие талгарцы после публикации этой истории в СМИ осуждают их поведение», - выразил возмущение Бактыгали Айжигитов.
Как писал Пушкин, «два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу – любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Герой-фронтовик Алханбек Малькеев имеет право на то, чтобы его могила не оказалась у сливной ямы автомойки или на задворках кафе.
И в завершение. Напомню, весной сотрудников акимата Талгарского района подозревали в создании ОПГ. Что вменялось чиновникам помните? Верно, махинации с землей!
По версии антикоррупционного агентства, «деятельность ОПГ была направлена на незаконное отчуждение в частную собственность и передачу в аренду земельных участков, расположенных в санитарно-защитной и водоохранной зонах за чертой села Кызыл ту Панфиловского сельского округа. Реализация участков проводилась с целью получения материальной выгоды».
Марк СЕВЕРЯНИН
Редакция AR намерена получить комментарии от прокуратуры и Антикоррупционной службы, которые, как мы полагаем, должны проверить вопиющие факты беззакония.