Запретить нельзя оставить: почему казахстанцев возмущает пропаганда ЛГБТ
В Министерстве культуры и информации приступили к рассмотрению нашумевшей петиции
Тема однополых отношений в казахстанском обществе поднимается не так часто. Однако в последнее время из-за участившихся выходок представителей ЛГБТ-сообщества она снова стала на слуху. И даже более того, возросшее осуждение и недовольство их действиями вылилось в петицию, призывающую законодательно запретить пропаганду нетрадиционных отношений. Документ набрал необходимые 50 тысяч подписей казахстанцев, в минкультуры и информации уже приступили к его рассмотрению. Чего же именно добиваются активисты, что можно трактовать под пропагандой, каков психологический взгляд на ситуацию и влияние движения на подростков и детей, вместе с экспертами разобрал корреспондент Azattyq Rýhy.
Хайп или самовыражение?
Истории с каминг-аутом нынче уже не удивляют: если раньше выходили из тени и открыто заявляли о своей ориентации в единичных случаях, то сейчас такой поступок уже не считается чем-то из ряда вон выходящим. Более того, многие решившиеся на такой шаг становятся звездами соцсетей, открыто транслируя свои действия и образ жизни на широкую публику. От того авторы петиции и считают, что подрастающему поколению вот так свободно навязывается однополая любовь.
«Молодежь открыто распространяет и пропагандирует свои нездоровые отношения. Так, крадучись и незаметно, среди молодежи формируются новые стандарты сексуальных отношений», – говорится в петиции.
Далеко ходить за примерами не приходится. Буквально недавно волну возмущения в обществе поднял откровенный танец в юрте, поставленный трансгендером. Парень и две девушки станцевали в эпатажных нарядах с национальными элементами.
Приковал к себе внимание 40 тысяч подписчиков и блогер Амилай. Трансгендер предстал перед аудиторией с животиком и провел гендер-пати, где объявил, что ожидает мальчика.
Резонанс в обществе поднял также блогер-трансгендер Наиль Турганов, более известный под псевдонимом Нико Нет. У него насчитывается аж 2,2 миллиона подписчиков.
В марте этого года он показал, как сменил имя в мечети. При этом священнослужитель, как выяснилось позже, не знал, что перед ним был молодой парень. Все эти действия, как считают общественники, не имеют ничего общего с самовыражением.
«На мой взгляд, это явный хайп. Хотят из этого сделать моду и в нашей стране. Требуют от общественности побольше внимания к себе. Кто-то преуспевает в этом и даже монетизирует. Вообще, любовь и чувство – дело интимное, оно таким и должно оставаться. Любишь? Люби культурно, в пределах разумного. Никто ведь по факту не запрещает и права не ущемляет. Но кричать, орать и напоказ выставлять, как ты любишь и кого ты любишь, не нужно. Особенно если это чуждо для нашей многовековой культуры. Нужно уважать права подавляющего большинства, которое, безусловно, против не только пропаганды ЛГБТ, но и ЛГБТ в целом. В этом я уверен на 100%», – считает председатель Республиканского общественного объединения «Союз отцов» Максутбек Айтмаганбет.
Интересно, что аналогичного мнения касательно цели подобного поведения придерживаются и психологи.
«Я не исключаю историю про хайп, чтобы привлечь к себе внимание, поскольку сегодня тенденции с гомосексуальной ориентацией все-таки часто на слуху, и я бы даже сказала, что поддерживаются обществом с запада. И в связи с этим объявить о своей ориентации – действительно значит привлечь к себе внимание в каком-то смысле. С одной стороны это можно монетизировать, с другой – получить ту самую долю власти над вниманием», - пояснила магистр психологических наук, член Ассоциации психологов Казахстана Анастасия Стеблянко.
Такая же позиция и у представителей законодательной власти. По мнению депутата Елнура Бейсенбаева, самовыражаться можно и без подобных провокационных танцев или гендер-мероприятий.
«Мы должны понимать, что никто не имеет права плевать на наши традиционные ценности, тем более устраивать подобные танцы в юрте, которая фактически является национальной ценностью. Я считаю, что данные аморальные действия нужно прекращать и надо принимать какие-то меры, ведь фактически они своими действиями порождают социальную рознь. Если они будут так дальше поступать, то будут порождать еще большую ненависть со стороны людей. А эта ненависть завтра может привести к совершенно другим последствиями. В связи с этим они должны понимать, что если их большая часть общества не поддерживает, то пусть они будут скрыты, живут в своих сообществах и не пропагандируют подобное», – подчеркнул депутат Мажилиса Парламента РК Елнур Бейсенбаев.
С ориентацией рождаются или приобретают?
Общественники и депутаты выступают против пропаганды однополых отношений, в первую очередь аргументируя это защитой детей и подростков. По их мнению, такая тенденция сильно влияет на их неокрепшие умы.
«Это хорошо видно на примере некоторых стран, где открытая пропаганда ЛГБТ запудрила мозги детям. Как дети, которые еще толком базового образования не получили, не владеют достаточным критическим мышлением, могут определить, что он, например, не мальчик, а девочка или же наоборот? Прикрываясь правами детей, идет явная пропаганда. Работают как сектанты», - считает глава РОО «Союз отцов» Максутбек Айтмаганбет.
В западных странах действительно идентификация и смена пола еще в детском возрасте стала обыденностью. Они с гордостью называют это свободой выбора. Однако в столь юном возрасте адекватно понять, определить и решить, в каком теле жить, дети еще не могут. А представители ЛГБТ своими действиями и открытым поведением оказывают влияние на нестабильную детскую психику, утверждает специалист.
«Я думаю, что их действия и поведение однозначно влияют на несовершеннолетних. Я сравниваю поток девочек лет 15 назад и сейчас, которые, в частности, говорят: «Я чувствую себя лесбиянкой». Так вот, они сильно отличаются. 15 лет назад у меня на приеме не было ни одной девочки в возрасте 12 лет, которая бы сказала «Я лесбиянка». Сегодня половина девочек из тех подростков, которые приходят ко мне на прием, заявляют о своей нетрадиционной ориентации. Я думаю, это наглядный пример того, что 15 лет назад интернет и соцсети не были настолько развиты, чтобы информация была доступна и подросток имел возможность примерить на себя ту или иную роль», – утверждает психолог Анастасия Стеблянко.
Переживают за психику детей и депутаты. Они считают, что подрастающее поколение следует законодательно защитить от пропаганды аморальных действий.
«У детей ведь психика нестабильная, они пока не могут различать это, не могут дать этому понимание. Несовершеннолетние могут спокойно зайти в их соцсети и смотреть эту пропаганду. В связи с этим я считаю, что как минимум нужно запретить эту пропаганду, чтобы защитить наших детей», – подчеркнул мажилисмен Елнур Бейсенбаев.
Многие общественные организации, в том числе и Союз отцов, тоже выступают против пропаганды ЛГБТ. По крайней мере, среди несовершеннолетних. Ведь ничего полезного для общества однополые отношения не дают, так как новые семьи не образуются, подчеркивает Максутбек Айтмаганбет. К тому же это недопустимо согласно Кодексу «О браке (супружестве) и семье», где черным по белому написано, что браком является союз мужчины и женщины. Родятся ли дети от союза мужчины с мужчиной или женщины с женщиной? Явно нет. А вот ВИЧ болезней будет все больше, считает общественник.
«Согласно разным исследованиям, опасность заразиться ВИЧ среди геев в 28 раз, а среди женщин-трансгендеров в 13 раз выше, чем среди остального населения. А это значит, что будет рост разных заболеваний и увеличатся расходы на медицину, вырастут налоги на граждан. Я, допустим, категорически против, чтобы мои налоги шли на лечение добровольно приобретенных заболеваний сообществом ЛГБТ. Лучше эти средства направить пенсионерам, социально уязвимым слоям населения, людям с ограниченными возможностями», – отметил глава РОО «Союз отцов».
По данным Минздрава за прошлый год, в Казахстане насчитывается более 31 тысячи человек с ВИЧ. В основном опасное заболевание передается через половой контакт – в 74% случаев. При этом большое количество инфицированных получали лечение – это 84% от общего количества. Это позволило подавить вирусную нагрузку, то есть это значит, что они не могут передавать вирус.
Что есть пропаганда?
То, что большая часть казахстанского общества настроена против не только однополых отношений, но и ЛГБТ в целом – факт. Однако если закон все же примут, то что будет трактоваться под пропагандой? Где же будет проходить та тонкая грань между самоидентификацией и популяризацией своей ориентации?
В этом случае психолог Анастасия Стеблянко советует обратиться к словарю и понять, что есть пропаганда. По ее словам, есть две трактовки этого термина. Первая: это разъяснение, распространение и углубление каких-либо идей, учений и знаний. Вторая формулировка: это инструмент формирования общественного мнения и управления массами.
«Я думаю, если беременный трансгендер провел в соцсетях гендер-пати для того, чтобы сформировать определенное общественное мнение – это пропаганда. Если трансгендер станцевал в юрте откровенный танец с целью распространения своих идей каких-то – это опять же пропаганда. В случае, когда трансгендер показал, как ходил в мечеть и сменил имя, он действительно мог это сделать для того, чтобы самовыразиться. Ключевой вопрос – какую цель преследовал данный человек? Не берусь судить об этом, но хочу подчеркнуть, что если человек делает что-то для самовыражения, то чаще всего делает это непублично. То есть он выражается и оставляет это мнение в ближайшем окружении или при себе. Если человек публикует это на широкую массу или специально привлекает внимание, то это больше похоже на распространение, углубление своих идей, учений или знаний. По интерпретации в данном случае это пропаганда», – пояснила магистр психологических наук, член Ассоциации психологов Казахстана Анастасия Стеблянко.
Эксперт объяснила, что в случае с пропагандой чаще всего пользуются таким приемом как окно Овертона. Это работает таким образом, когда отдельного человека или целое общество можно привести от откровенного отрицания к принятию той или иной идеи. По сути, представители ЛГБТ именно этого и добиваются – принятия себя обществом.
«Сегодня мир буквально раскололся на два лагеря. Одна из сторон доказывает, что искажения в ориентации – это болезнь. Другая сторона утверждает, что это не болезнь и люди такими рождаются. Я же думаю, что правда где-то посередине», – считает Анастасия Стеблянко.
Однако большинство казахстанцев не настроено столь лояльно к людям с нетрадиционной ориентацией. В первую очередь из-за уклада жизни, культурных ценностей и семейных традиций, которые испокон веков передаются из поколения в поколение. А мода, пришедшая с запада, подрывает эту основу.
«У каждого народа есть свои ценности, своя религия, язык и культура. Все это в комплексе является основой любой государственности, как фундамент дома. Если мы как общество, как граждане страны не сохраним и не укрепим заложенные в нас веками ценности, то мы не сможем сохранить и укрепить свое государство», – подчеркнул Максутбек Айтмаганбет.
«Семейные традиции, принципы семьи, как она создается, что такое семья – мы должны с малых лет прививать эти ценности. Это нужно не только для сохранения нации, это нужно для сохранения будущего государства», – подытожил депутат Елнур Бейсенбаев.
Отметим, что в соседних странах довольно жестко закрыли вопрос, связанный с ЛГБТ. Так, в Узбекистане эта тема не обсуждается в СМИ и общественных дискуссиях, а сексуальная связь между мужчинами является уголовным преступлением и наказывается тюремным сроком до 3 лет. А в России приняли закон о полном запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, поставив точку в многочисленных спорах.
Возможно, пришла пора урегулировать этот вопрос и в Казахстане. Ведь сексуальная жизнь – это дело интимное и частное, потому позиционирование своей ориентации не должно быть открытым на широкую публику, где зрителями и слушателями являются в том числе и дети.