650 тенге за литр дизеля: когда закончится беспредел на топливном рынке?
Аналитики назвали ситуацию с соляркой парадоксальной
Настоящий дизельный апокалипсис происходит на казахстанских автозаправках – водители носятся по городу в поисках заветных литров, и в основном – не находят. Заправочные станции, где остались некоторые запасы, отпускают солярку (по сути, отходы от нефти) дороже премиальной 95-ой марки бензина – по 650 тенге за литр! И водители, и эксперты шокированы нынешними расценками. Надолго ли затянется этот дизельный кризис и вырастет ли еще больше в цене ГСМ, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.
На просторах социальной сети ажиотаж – жители со всех регионов жалуются на перебои и выросшие дизельные ценники. Солярка нынче на вес золота, найти ее практически так же сложно, как и этот драгметалл: там, где она есть, цена едва ли не космическая для некогда самого дешевого вида топлива. Горючее, несколько дней назад стоившее 230 тенге за литр, сейчас продают в три раза дороже – до 650 тенге за литр. И даже этих заправок день ото дня становится все меньше.
«Вы посмотрите, какая цена. Впереди зима, естественно, придется заправляться зимней соляркой. Потом на многих заправках ее просто нет», - возмутился водитель Виктор.
По официальной информации Бюро национальной статистики, за год дизтопливо подорожало на 30%. Эксперты предполагают, что причина такого дефицита – в малых объемах производства этого топлива и импорте из России, где оно стоит значительно дороже.
«Даже после модернизации наших НПЗ мы не обеспечиваем свои потребности в зимнем дизельном топливе и авиакеросине. Это специфичные и технологичные продукты с сезонным (непостоянным) спросом. Часть этого топлива импортируется из России. Весной этого года я озвучивал свой прогноз: зимний дизель будет стоить в Казахстане свыше 500 тенге за литр.
Сейчас средняя цена на летнее/межсезонное дизельное топливо в России составляет свыше 440-450 тенге, зимний дизель всегда был и будет дороже. В условиях, когда мы часть продукции поставляем из России, цены, естественно, регулироваться не могут. Если помните, в прошлом году цена зимнее дизтопливо была 330-370 тенге за литр», - говорит ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.
Но если для некоторых экспертов такая цена на солярку адекватна, для других такие ценники – за гранью понимания. Для сравнения: самая премиальная марка бензина сейчас стоит в среднем 215 тенге. Солярка, которая получается из нефтеотходов, нынче в три раза дороже.
«500-650 тенге за литр – это что за цена? Бензин, который всегда должен быть дороже, чем дизельное топливо стоит 180 тенге за литр. А 500 тенге – это уму непостижимая цифра. Цена бензина зависит от цены нефти, поступающей на завод для переработки. Если цена повышается, значит увеличатся затраты и цена продукта поднимется. Но неделю назад цена нефти была 96 долларов за баррель, а вчера она была 88 долларов за баррель. Мы видим снижение на нефть. И получается, что цена на нефть падает, а конечная продукция из этой нефти по цене возрастает. Почему? Это же парадокс!», - возмущается аналитик нефтегазового сектора Олег Егоров.
Но для Казахстана это стало уже обычной историей. И по традиции от Минэнерго звучат заверения в том, что все это лишь временно, эдакое сезонное неудобство. А причины такого неудобства каждый раз разные – то это нелегальный вывоз горючего, то иностранные водители, то ремонт на НПЗ. Тут же выдают информацию о том, что чем-то заняты – в этом году это определенные нормы на покупку топлива транзитниками, и как вишенка на торте для пущего успокоения людей – заверения в том, что страна полностью обеспечена ГСМ.
«Спрашивается: наши заводы выпускают, как заявляют в Минэнерго, столько дизельного топлива, чтобы обеспечить полностью поставку нефти на наш внутренний рынок и не будет якобы никаких проблем. На деле же это каждый раз выливается в повышение цен. Кому верить в этом случае? Чаще всего это было, когда существовал сговор реализаторов дизельного топлива и бензина. Находили зачинщиков, устраивали показательные акции, штрафовали крупными суммами, но все равно время от времени такое происходило.
Вот сейчас та же история. Наступает зима. И реализаторы, наверное, договариваются повысить цены. Для того, чтобы объяснить эту причину, говорят, что подорожала доставка, цена на само сырье. Находят всякие причины.И я, наблюдая эту картину несколько десятков лет, прихожу к выводу, что это то звено нашей экономики, которое фактически не подлежит контролю», - считает Олег Егоров.
Может, чиновникам действительно пора браться за эту сферу? С одной стороны плюсы ведь очевидны, но с другой стороны необходимости в госрегулировании нет, говорит Олжас Байдильдинов. По его мнению, нужно отпустить цены в рынок, иначе мы каждый год будем сталкиваться с дефицитом тех или иных нефтепродуктов, энергоресурсов. В условиях госрегулирования предельных цен нет стимула развивать производство или увеличивать переработку. Эксперт убежден в том, что эпоха дешевых энергоносителей в Казахстане и в мире закончилась. Как скоро это поймут в стране – покажет время.
Жан МУРЗА