Частые аварии на НПЗ: Казахстану нужен четвертый завод?
Помимо того, что они ежегодно останавливаются на модернизацию, так еще и случаются различные ЧП
В Казахстане на протяжении многих лет периодически поднимают вопрос строительства нового нефтеперерабатывающего завода. А в этом году он стал намного острее, потому как нефтяной баланс страны оказался очень и очень шатким – различные ситуации вокруг КТК и участившиеся аварии на НПЗ сказываются на экономике. Почему на заводах, ежегодно закрывающихся на ремонт, все равно происходят ЧП? Нужно ли нам четвертое предприятия, если имеющиеся не справляются с работой? Эти и другие вопросы корреспондент Azattyq Rýhy обсудил с экспертами.
В Казахстане действуют три крупных нефтеперерабатывающих завода – атырауский, павлодарский и шымкентский. Обсуждения вокруг строительства четвертого НПЗ в стране тянутся с советских времен – с 1991 года. Еще тогда было принято постановление о его возведении в Мангистауской области. Тогда даже построили часть инфраструктуры, но объект заморозился из-за развала Союза. А затем постепенно и жизнь начала налаживаться: добыча нефти пошла вверх, потребление тоже повысилось.
Однако со временем построенные еще в советское время НПЗ начали давать сбои, и это приводило к дефициту бензина. Были времена, когда заводы покрывали всего лишь 40% потребностей страны. Периодически это ощущали на себе водители: многие наверняка помнят времена топливных коллапсов. Нехватка топлива компенсировалась тогда российскими поставками.
В итоге на чаше весов оказались два вопроса: построить новый завод или отремонтировать старые? Второй вариант перевесил, и в 2009 году Правительство утвердило план развития НПЗ до 2015 года. К этому году планировалось модернизировать все три действующих предприятия.
Однако на деле модернизация затянулась аж до 2018 года. Сейчас три завода полностью отремонтированы. На этот долгий процесс потратили уйму денег – 6,3 миллиарда долларов. Помимо денег «КазМунайГаза» пришлось просить деньги у Банка развития Казахстана, экспортно-импортного банка Китая и Японского банка международного сотрудничества. Но несмотря на это предприятия все равно закрываются на плановую модернизацию, простаивая целый месяц. Вдобавок к этому, аварии на заводах – явление не редкое. На днях, к примеру, на атырауском НПЗ отключилось электричество, причем не в первый раз за год.
«Думаю, что причина заключается в низкой квалификации кадров. Советские кадры выбыли, а молодежь не обладает нужной квалификацией. Другого объяснения я не нахожу, ведь недавно все заводы прошли модернизацию, но, тем не менее, происходят различные аварии. Либо вот так у нас проводят плановый ремонт, что случаются аварии. Значит, и здесь проводятся некачественные работы. Это либо халатность, либо низкая квалификация кадров», - считает аналитик нефтегазового сектора Сергей Смирнов.
Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов убежден, что на таких производственных комплексах обязательно должны предусматривать генераторы на случай отключения электроэнергии, потому как сбои уже регулярные.
«В связи с этим назрела необходимость в четвертом заводе. Даже после завершения модернизации не хватает предприятий. Власти заявляли, что до 2030 года наш рынок будет насыщен собственными нефтепродуктами. Увы, этого не происходит. Периодически мы скатываемся к дефициту того или иного нефтепродукта. Поэтому если даже не новый завод, но хотя бы дополнительные установки надо поставить на всех имеющихся заводах», - предлагает Смирнов.
При этом денег более чем достаточно, учитывая стоимость наших нефтепродуктов, убежден он. Одним из источников финансирования строительства нового предприятия эксперт назвал налог на добавленную стоимость.
«Это прекрасный источник. 80% с лишним нашей нефти идет на экспорт. И поставщикам нефти за рубеж возвращают НДС. Между тем те нефтекомпании, которые поставляют сырую нефть на наши НПЗ, платят этот НДС, идет удорожание топлива. И учитывая нынешние высокие цены на сырую нефть, как раз можно заставить сырьевые компании платить этот налог, а с тех, кто поставляет сырье на внутренний рынок, налог убрать», - пояснил нефтегазовый аналитик.
Однако власти не хотят идти на этот шаг, ведь основные поставщики нефти – иностранные компании.
«Все для них, любимых. Все хорошие месторождения иностранцам отданы. А наш КМГ владеет теми месторождениями, которые иностранцам не нужны, которые уже истощены. Та же самая эпопея с нашими НПЗ. Самые современные – это павлодарский и шымкентский. Их столько раз продавали иностранцам, а атырауский никто не брал, потому что он самый старый, по ленд-лизу построен еще в 1945 году. В его ремонт надо было вкладывать больше, чем доходы бы от него получали. Вот вам наглядная иллюстрация отношения властей», - констатирует Сергей Смирнов.
Все три крупнейших месторождения – Карачаганак, Кашаган и Тенгиз работают по соглашению о разделе продукции, а это значит, что большая часть товара достается иностранцам, которые продают его на экспорт.
«Крупные гиганты как Кашаган, Тенгиз, Карачаганак не поставляют нефть на внутренний рынок. Они говорят государству «Хотите, покупайте у нас нефть по экспортным ценам». Но на сегодняшний день государство не готово покупать по этим экспортным ценам. Тогда бензин и дизтопливо будет по глобальным ценам», - утверждает генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.
Поэтому у нас частенько случаются топливные коллапсы – дефицит то бензина, то дизеля, то авиатоплива. Поэтому страна нуждается не только в еще одном НПЗ, но и разумном управлении месторождениями.
Жан МУРЗА