Зола раздора
Социальный взрыв назревает в окрестностях Экибастуза. Причиной тому стали действия руководства ГРЭС-1
Озеро Карасор в 40 км от Экибастуза – источник дохода для жителей нескольких близлежащих сел. Здесь собирают… золу, которую сбрасывают в водоем экибастузские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, передает Azattyq Rýhy.
Зола содержит в себе алюмосиликатные микросферы – легкие частицы, которые используются в самых разных отраслях промышленности. Изделия с добавлением микросферы обладают повышенной износостойкостью, легкостью и высокими изоляционными свойствами.
Стоимость одного килограмма золы, собранного на озере, колеблется от 50 до 75 тенге. Тонна – 50 тыс. тенге. Это неплохой заработок, поэтому на сбор золы приезжают даже из близлежащего Павлодара.
Однако, в конце прошлого года ситуация вокруг Карасора начала обостряться.
Гости из столицы
До 2022 года территория вокруг озера была поделена между тремя компаниями. Все они сидели на договорах с ГРЭС-1 и ГРЭС-2. Для ГРЭС добыча микросферы была приятным дополнением к основной хозяйственной деятельности. За добытую на озере золу предприниматели выплачивали станциям кругленькие суммы.
Львиную долю золы собирало ТОО «Металлогамма» – начав с выплаты в 1 млн тенге, со временем организация довела эту сумму, по некоторым данным, до 100 млн тенге. Компания выбилась в лидеры в этой сфере и даже построила цех по переработке золы. Полученное сырье отправлялось в Польшу – «Металлогамме» удалось заключить выгодный контракт на поставку микросферы.
При этом компания сумела договориться и с местными жителями. На озере работало по приблизительным подсчетам до 2 тыс. человек. Большая часть из них сдавала золу представителям «Металлогаммы» прямо на берегу. Дальше мешки с золой грузились на «КамАЗы» и отправлялись на ГРЭС. Оттуда в цех для переработки. Понятно, что бывали случаи, когда золу увозили и сдавали в нелегальные приемные пункты, расположившиеся в близлежащих поселках (в селе Калкаман, например, до сих пор действует пункт польской компании Zumir). Но в основном все предпочитали работать с «Металлогаммой»: не нужно никуда везти золу, собрал, тут же на месте сдал, получил расчет и никаких проблем. Да и цена, которую поставила компания, всех устраивала.
Но 30 ноября 2021 года ГРЭС-1 объявило о расторжении договора с 31 декабря в одностороннем порядке, без объяснения причин.
А уже в марте этого года ГРЭС-1 провела новый конкурс, победителями которого признали столичную компанию «Астана Снаб НС». Основным видом ее деятельности является, судя по данным из открытых источников, оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации. То есть к недропользованию она не имела ранее никакого отношения.
Свое решение руководство ГРЭС-1 объяснило коммерческой выгодой – столичные гости обещали платить на 10 тенге с килограмма дороже.
«Если не выгодно, может таксовать будешь»
В конце мая руководство ТОО «Астана Снаб НС» провело встречу с местными жителями, чтобы заручиться поддержкой общественности. И тут выяснилось, что компания намерена снизить цену за золу. До 800 тенге за мешок. Слова директора компании Ерасыла Сулейменова зал встретил растерянным молчанием.
Оправившись от потрясения, старатели начали возражать.
«800 тенге за мешок, это если соберешь 3 мешка, например, 2400. Мы тратим деньги на бензин, потому что надо ездить вокруг озера, искать куда ветер прибил золу, надо что-то поесть. Мы больше потратим, чем заработаем. А смысл тогда?», – зароптали сельчане.
«Сейчас такая цена. Наверное, есть и другая работа. Или обязательно надо на озеро приезжать? Мы обязались взять на работу на озеро 150 человек. Я не говорил, что в соответствии с договором я возьму на работу на озере население всех близлежащих аулов. Там же могут работать и другие. Если это не выгодно, может таксовать будешь, другая работа же есть», - невозмутимо отрезал Сулейменов.
Новость о том, что на работу примут лишь 150 человек вызвала новую волну возражений.
«У меня самого 150 человек работает. Как там у вас будет 150 человек работать? Вы не только «Металлогамму», вы наши все фирмы под нож пустить хотите. Мы что будем людям говорить? Из-за 10 тенге вы сейчас лишаете всех нас. У нас 15 фирм, они сейчас все звонят, что будем делать? Мы с этой фирмой не хотим работать», - заявил местный предприниматель Асхат Дюсупов.
Однако, руководство ГРЭС-1 менять своего решения, похоже, не собирается. Директор по обеспечению станции Жаксылык Даулетханов, присутствовавший на встрече, цинично бросил:
«Чем больше нам дадут цену, тем нам выгоднее. Народ – это другой вопрос»
Альтернативные покупатели
В ответ на такую бесцеремонность местные золодобытчики попытались намекнуть, что в вопросе продажи товара всегда можно найти альтернативу. Например, приемные пункты в близлежащих поселках. Там мешок могут принять и за 75 тенге.
«Нет такой цены», – возразил в ответ Ерасыл Сулейменов. После чего заявил, что если такую цену дают в поселке, то он и сам будет туда сдавать золу.
Как на это отреагировали грэсовцы неизвестно, но надо полагать, что такая постановка вопроса им не понравилась. Ведь представитель «Астана Снаб НС» дал четко понять – для него на первом месте тоже коммерческая выгода.
Что же касается старателей, то вот так просто вывозить золу в поселки им не дадут.
«Это воровство», - подчеркнул столичный бизнесмен.
Бить не будем
Решать вопросы Ерасыл Сулейменов обещал цивилизованно.
«Охрана никого не будет бить. Мы останавливаем, если видим воровство, проверяем, и передаем в службу 102», - заявил он.
Но лощенному визитеру из столицы почему-то никто не поверил.
«Не будем догонять, не будем стрелять, не будем бить – вранье это все», - бросил кто-то из зала.
Чуть позже местные жители объяснили, почему не приняли слова Сулейменова всерьез. Как оказалось, компания начала привлекать к работам людей из других регионов. По свидетельствам старателей, на озере появились бригадиры из Алматы, Тараза и других городов.
«Я сам лично там видел людей, многие из них – выходцы из тюрьмы. Вы туда поставили людей, они сами говорят – мы зеки. Они сами говорят: «Мы из тюрьмы вышли, будь осторожен, братишка», - поведал учитель физкультуры из села Береке Жантели Сиезбек, сорвав аплодисменты.
На это Ерасыл Сулейменов ничего не ответил.
Будем убивать?
В том, что верить столичным предпринимателям нельзя, старатели убедились очень скоро. В конце июня на берегу Карасора произошло форменное побоище. Один из пострадавших – Жанарбек Онашбай – сегодня сбежал из поселка и готовится писать заявление в правоохранительные органы.
Свою историю мужчина рассказывал с трудом. В одну из ночей, когда он остался ночевать в машине на берегу озера, ему сломали челюсть.
«Я спал в своей машине. Где-то в 4 утра постучали в окно. Я проснулся, смотрю – стоит Ертаргын, он сейчас там начальник охраны, кажется. Я вышел из машины, он сразу начал наезжать – якобы мы воруем золу. И тут же последовал удар в челюсть. Я потерял сознание. Упал. В сознание я пришел, от того, что он ударил два раза по ребрам, печени. Не переставая пинал, бил», - вспоминал Жанарбек.
По его словам, охранники, прибывшие на место, также из чего-то стреляли. Потом построили на берегу всех, кого удалось поймать, в том числе и старателей, которые ночевали там же в вагончике. И начали их бить.
Итог тех событий для Жанарбека Онашбая оказался печальным – сломанная челюсть, два треснувших ребра, ушибы и гематомы.
Вволю потешившись, охранники отпустили старателей. При этом Ертаргын принялся угрожать Жанарбеку, пострадавшему больше всех остальных, требуя, чтобы он никому не рассказывал о произошедшем.
«Он мне говорил: У тебя семья, дети. А мне пох… Будешь жаловаться, пожалеешь», - рассказывает Жанарбек.
Перепуганный старатель молчал. Однако угрозы продолжались. И он решил уехать из поселка и подать заявление в полицию.
Судебные перипетии
К слову, ТОО «Металлогамма» пытается оспорить действия ГРЭС-1. В компании уверены, что договор был разорван незаконно. К такому же выводу пришли в НПП «Атамекен» и судья Специализированного межрайонного экономического суда Павлодарской области Азамат Сләм.
«Не допускаются действия граждан и юридических лиц, направленные на причинение вреда другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также на осуществление права в противоречии с его назначением. Никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения», - отметил он в решении.
Кроме того, судья счел, что руководство ГРЭС-1 умышленно расторгло договор, чтобы в последующем реализовать товар на конкурсной основе по более выгодной цене.
«Между тем нормы статьи 8 ГК прямо запрещают реализацию своего права во вред другим участникам гражданского оборота», - подчеркнул судья.
Учитывая все это, суд решил признать незаконным расторжение договора в одностороннем порядке.
Однако, радость представителей «Металлогаммы» была недолгой. Спустя месяц судебная коллегия по гражданским делам Павлодарского областного суда встала на сторону ГРЭС-1. Теперь стороны ждет разбирательство в Верховном суде.
Между тем, пока тянутся судебные разборки ситуация вокруг озера Карасор продолжает накаляться.
Матвей ЗУЕВ