Конец атамана «казахских джихадистов»
В Казахстане нет внутренних причин для возникновения терроризма
Сегодня для большинства спецслужб мира борьба с экстремизмом и международным терроризмом является задачей номер один. Это относится и к Комитету национальной безопасности Республики Казахстан (КНБ), передает Azattyq Rýhy.
В нашей стране нет внутренних причин для возникновения терроризма – яркого выраженного неравенства по религиозным, этническим и социальным признакам. Но мы живем в регионе, соседствующем с глобальными очагами экстремизма и терроризма. Прежде всего, это Афганистан, Сирия, Ирак.
Терроризм – религия ненависти
В целом, противодействие терроризму включает в себя профилактику, выявление и пресечение террористической деятельности, раскрытие и расследование преступлений данной направленности. И, наконец, это минимизация последствий терактов.
Эффективным способом борьбы с пропагандой и проявлениями терроризма, является ужесточение законодательства по примеру ведущих стран мира.
В Казахстане в последние годы по инициативе КНБ внесены изменения и дополнения, позволяющие усилить противодействие экстремизму и терроризму в 5 кодексов и 19 законов. Во-первых, ужесточена ответственность за преступления экстремистского и террористического характера. Во-вторых, это совершенствование законодательства о защите объектов, уязвимых в террористическом отношении. Среди новелл усиление контроля за оборотом оружия и боеприпасов. В частности, введен особый порядок госконтроля за субъектами предпринимательства в этой сфере.
Религиозный фанатизм абсолютно чужд психологии и менталитету толерантного народа РК. Он также противоречит принципам ханафитского мазхаба ислама, которого придерживаются в Казахстане. В 90-ые годы из РК за границу уехали тысячи желающих обучиться исламу. Но, как выяснилось позже, многие из них по незнанию попали в псевдомедресе, где фактически из них готовили проповедников ненависти, эмиссаров экстремизма и терроризма - Египет, Афганистан, Пакистан.
Так, 14 февраля 2020 года в результате оперативно-розыскных мероприятий в Алматы задержаны и с санкции суда подвергнуты аресту два приверженца деструктивного религиозного течения.
По месту проживания задержанных изъяты самодельное взрывное устройство с поражающими элементами, компоненты для его изготовления, холодное оружие, смартфоны с фото и видеосъемкой предполагаемых объектов для нападения.
По материалам следствия, они готовили теракты в РК, в том числе в местах массового скопления людей.
Мы живем в информационную эпоху, и проповедники ненависти и насилия умело используют социальные сети для «улавливания душ». Прежде всего, это касается молодежи и маргинальных слоев населения.
К примеру, в августе текущего с санкции суда чекистами арестованы по подозрению в пропаганде терроризма и разжигании религиозной вражды четыре жителя городов Атырау, Жанаозена и Шымкента. Все они последователи одного из иностранных радикальных проповедников, сообщила пресс-службе КНБ РК.
По этой причине в Казахстане в последние годы, особенно после эпохи борьбы с ИГИЛ (ДАИШ) сохраняется довольно высокая угроза совершения терактов боевиками, которые возвращаются на родину из «горячих точек» мира. Многие из них обладают специальными навыками и боевым опытом.
При этом, экстремисты уроженцы РК, оставшиеся в «горячих точках», играют роль пропагандистов радикализма, активно участвуют в подстрекательстве к террористической деятельности, вербовке рекрутов. По данным спецслужб, часть нейтрализованных спецслужбами за эти годы радикальных групп действовала при непосредственном руководстве международных террористических организаций, таких как ДАИШ.
К примеру, в 2019 году на 10 лет лишения свободы был осужден гражданин РК Битимбаев А.Ж. В поле зрения спецслужб он попал как приверженец деструктивной религиозной идеологии и сторонник международной террористической организации «ДАИШ».
Следствие установило, что он готовил теракты с использованием взрывчатки в местах массового скопления населения под влиянием агитации «ДАИШ» в Интернете. После совершения атаки он намеревался удрать в Сирию для вступления в ряды террористов. При обыске у него изъяты огнестрельное и травматическое оружие, компоненты для изготовления СВУ, схемы трех торгово-развлекательных центров.
Еще одна проблема – это приход к власти в Афганистане террористической группировки Талибан (ее деятельность запрещена в РК). Судя по поступающей информации, талибы, преуспевшие в партизанской войне, неспособны ни управлять страной, ни обеспечить ее безопасность от конкурирующих террористов. И там снова поднимают голову международные террористические группировки вроде Аль Каиды и ИГИЛ (ДАИШ).
Кроме того, на территории этой страны активизировались отряды исламистов, в которые входят выходцы из Центральной Азии и стран СНГ.
Копье поражает КИД
Одним из редких разведопераций, о которых КНБ сочло возможным рассказать является «Найза» («Копье»). Как сообщает сайт КНБ, в начале 2015 года, в самый разгар войны в Сирии появилась группировка «Казахский исламский джихад» (КИД).
В нее входили религиозные фанатики и радикалы, выходцы из Казахстана, которые в конце 2000-х годов перебрались в Афганистан для участия в боевых действиях на стороне террористов.
Хуже всего, что в 2011 году с территории ИРА боевиками был организован в Казахстане теракт с участием террориста-смертника.
Между тем, Служба внешней разведки Казахстана получила информация о намерениях лидеров КИД в состав рекрутов в Сирии набирать именно выходцев из Казахстана и стран ЦА. Но самое главное – они заявляли о намерениях продолжить серию терактов в нашей республике…
Оперативную разработку КИД решено было вести в рамках специальной операции «Найза». Два специальных агента СВР – «Кахарман» («Герой») и «Сункар» («Сокол»), имевшие опыт разработки сложных объектов за рубежом, должны были внедриться в руководство группировки. Они ясно понимали, чем им грозит их раскрытие в логове террористов-фанатиков. В короткие сроки разведчики прошли спецподготовку и отправились для выполнения задания. При этом каждый агент действовал автономно.
Как рассказали СМИ в КНБ, «Кахарман» благодаря навыкам психологического воздействия на террористов сумел войти в ближний круг лидера КИД. «Сункару» тоже удалось «приподняться» в среде джихадистов.
К осени 2015 года агенты передали в Центр разработанный ими дерзкий план по похищению лидера группировки прямо в Сирии. И это не сценарий боевика, а реальная история.
Для проведения завершающего этапа операции были созданы три спецгруппы из числа опытных разведчиков. «Штаб» руководил из Центра. Вторая группа должна была создать условия на месте для захвата главаря КИД и безопасного отхода. Третья группа – сотрудники боевого подразделения СВР.
В «час Х» «Кахарман» убедил лидера группировки, что в целях безопасности им необходимо переехать на новое место. Его надо было взять непременно живым, поскольку только он знал все планы заброски в Казахстан боевиков и места проведения терактов.
Операция прошла отлично - группа захвата в считанные секунды «спеленала» главаря КИД, запихнула в специально оборудованный фургоне «овощи- фрукты» и скрытно привезла на местный аэродром. Оттуда ошеломленного главу КИД доставили спецбортом в Казахстан.
Между тем «Герой» и «Сокол» продолжили подрывную работу в рядах группировки – используя методы нейролингвистического программирования (НЛП) они умело внушали членам КИД мысль о бесперспективности их борьбы без лидера.
В итоге к концу 2015 года пресловутый «Казахский исламский джихад» перестал существовать. Ее члены перешли в другие мелкие группировки, большинство из них были убиты или попали в плен.
Сам лидер КИД, выдавший ценную информацию о планах группировки, будет еще долго рассматривать «небо в клеточку».
Как отмечают в КНБ, после этого уроженцы РК в Сирии, больше не предпринимали попыток создать отдельную террористическую организацию.
Ну а блестящие вербовщики в середине 2016 года благополучно вернулись в Казахстан, но уже через месяц выехали на «холод» с новым заданием...
Герои невидимого фронта
В ноябре 2021 года КНБ обнародовал детали спецоперации 2005 года, проведенной сотрудником СВР «Барлау» (сегодня «Сырбар») Сапаргали Аубакировым. Отважному разведчику удалось сорвать планы радикалов движения "Исламская партия Восточного Туркестана" (ИПВТ) по организации серии терактов в РК и других странах региона. Увы, ценой своей жизни.
Еще в 90-ых нашей разведке было известно, что в приграничных районах с Пакистан в лагерях боевиков проходит религиозную (ваххабизм) и военную подготовку большое число радикалов – выходцев из стран Центральной Азии. В их числе было немало казахстанцев.
Причем, это делалось под патронажем ISI – военной разведки Пакистана, которая оказывала всестороннюю помощь, полюс там же часто работали их инструкторы. Напомним, что это же печальная известная разведслужба готовила террористов из сети Хаккани, Талибана, укрывала главарей Талибана и даже организатора терактов в Ньй-Йорке в 2001 году, главу Аль Каиды Усаму бен Ладена.
Для предотвращения готовящихся терактов, специальным аналитическим центром был разработан план операции «Айсберг». Вскоре агентурная сеть сообщила в Центр ценную информацию о локации лагерей подготовки, составе группировок и методах обучения боевиков.
Главная заслуга в реализации операции принадлежит офицеру СВР Сапаргали Аубакирову, который внедрился в ряды террористов «через одну из сопредельных стран Южной Азии».
В довольно короткий срок ему удалось выйти на группу джихадистов – выходцев из стран Центральной Азии. Он установил, что они вынашивали реальные планы по проведению серии терактов в крупных городах Казахстана и региона в целом.
Благодаря этой ценнейшей информации, спецслужбы РК сорвали готовящиеся массовые преступления. Детали этой операции пока засекречены.
К сожалению, при проведении одной из активных фаз разработки деятельности ИПВТ, герой погиб. Разведка решила воздать должное убийцам своего коллеги. Специально созданная группа разведчиков в рамках операции «Нысан» («цель», «мишень») установила всех лиц, причастных к убийству сотрудника СВР.
«Установлены и привлечены к ответственности причастные к его убийству лица», — отметили в КНБ.
«Привлечены к ответственности» - это такой дипломатичный эвфемизм спецслужб. А в реальности, в ходе боевых операциях, когда нет возможности захватить живимыми особо опасных субъектов, их попросту ликвидируют.
За проявленное мужество и отвагу указом президента РК разведчик Сапаргали Аубакиров награжден орденом «Даңқ» посмертно.
Во время ВОВ разведчиков называли «бойцами невидимого фронта». В борьбе с международным терроризмом успешно участвуют и наши «герои невидимого фронта». Придет время, их подвиги, и, возможно, даже их настоящие имена можно будет обнародовать. Но чаще всего слава к разведчикам приходит посмертно. Такова цена служения родине. Но как точно сказал Уинстон Черчилль, за безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие – расплачиваться.
Марк Айсберг