$ 527.3  544.86  4.95
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
08.09.2021, 21:27
Аналитика

Связаны ли взрывы в Арысе, Байзаке с распродажей оборонных заводов от «Казахстан Инжиниринга»?

С десяток крупнейших машиностроительных заводов уйдут с молотка в частные руки

Связаны ли взрывы в Арысе, Байзаке с распродажей оборонных заводов от «Казахстан Инжиниринга»?
Фотоколлаж AR

Очередные торги ждут желающих обогатиться олигархов. На этот раз их золотая жила – машиностроительные гиганты с огромным оборотом. Среди них как новые предприятия вроде единственного патронного завода Steel manufacturing, так и гремевшие в советские времена Машиностроительный завод имени Кирова, Семипалатинский машиностроительный завод, ПЗТМ и другие. Из-за чего «Казахстан Инжиниринг» распрощается с прибыльными активами, связана ли большая распродажа со взрывами в Арысе и Байзаке, а главное – что от этого получит государство и не возникнет ли угроза нацбезопасности, если оборонка страны окажется в частных руках? Ответы искал корреспондент Azattyq Rýhy.

Недавно с молотка ушел один из крупнейших и старейших заводов Северно-Казахстанской области – «Мунаймаш», который встретил 80-летний юбилей аукционом. Треть этого предприятия – 30% акций продали за 455 миллионов тенге.

При этом назвать предприятие убыточным сложно. На заводе выпускают оборудование для добычи нефти и газа, которым пользуются на месторождениях Западного Казахстана. Последние годы завод только наращивал объемы: одних только налогов в бюджет в прошлом году было перечислено 567 миллионов тенге.

Зачем же на приватизацию выставлять такой доходный объект? Разберем позже с экспертами.

Пока о том, кому теперь будут доставаться эти самые дивиденды. До аукциона «Казахстан Инжинирингу», а точнее государству принадлежало 54.99% всех акций «Мунаймаша». Остальные 45.01% – у компании «Элкам-Мунаймаш». Конечно, было понятно сразу, что отношение к фирме имеют богатые бизнесмены с громкими фамилиями, но оказалось, что на казахстанском режимном объекте пригрели руку и россияне. У«Элкам-Мунаймаш» два учредителя – российская компания «Элкам» из города Пермь и казахстанское ТОО «Стальцинк».

Российская фирма занимается аналогичной работой, что и «Мунаймаш». А вот в списке владельцев отечественного «Стальцинка» фигурирует как минимум одна известная фамилия. Эта компания принадлежит родному брату экс-премьера Серика Ахметова – Берику Ахметову. Помните, как опальный чиновник через адвокатов молил суд скосить ему срок, аргументируя тем, что его родственники полностью возместили ущерб на сумму 2 миллиарда 255 миллионов тенге? Братец, наверное, выручил.

У Ахметова есть два соучредителя в «Стальцинке». Это супруга бывшего генерального директора ТОО «КазМунайГаз-Сервис» Батырбека Башеева – Утарбаева Кенже Жаржановна. Еще один компаньон – некий Кабдолдаев Жанарыс Танатарович. О нем информации в открытых источниках нет.

Кто вместе с ними теперь будет срывать куш с «Мунаймаша», неизвестно. «Казахстан Инжиниринг» не раскрыл имя нового акционера. У государства же теперь осталась наименьшая доля – 24.99%. Радует только одно – после приватизации новые владельцы завода должны будут сохранить профильную деятельность завода.

Такая же участь ждет в скором времени Семипалатинский машиностроительный завод. Торги назначены на 23 сентября. Это предприятие собираются отдать в частные руки полностью. Что интересно, в апреле «Казахстан Инжиниринг» обозначил стартовую сумму в 1 миллиард 40 миллионов тенге. А в мае выставил уже другую сумму – 3 миллиарда 120 миллионов. В отличие от «Мунаймаша» это предприятие находится в убытке. Но при правильном управлении завод по выпуску гусеничной техники и запчастей к железнодорожному транспорту может приносить хорошую прибыль, о чем говорят налоговые отчисления последних лет. Это, кстати, единственное предприятие в СНГ, где производят гусеничные транспортеры-тягачи в классе восемь с половиной тонн.

Избавится государство еще от одного важного актива – к продаже готовят единственный в стране патронный завод, который с помпой строили и запускали. ТОО «Steel Manufacturing» строили 5 лет, хотя планировали возвести за два года. Едва завод открыли – в мае 2020 года, как он сразу начал понемногу генерировать убытки. За год он заработал 132 миллиона, расходы превысили 245 млн, а убытки – 113 млн тенге. Интересно, чем думали госменеджеры, когда планировали, строили и вкладывали в строительство предприятия 28 миллиардов тенге? «Специалисты» спрогнозировали, что завод полностью покроет потребность в патронах всех силовых ведомств страны, а вот простые финансовые прогнозы и расчеты им, видимо, не дались.

На витрину собираются выставить и ПЗТМ, на котором с 60-ых годов выпускали ракеты. Сейчас на заводе производят оборудование для нефтедобычи, химической промышленности, энергетики и многое другое. И этот завод тоже начал генерировать убытки.

Теперь перейдем к главному вопросу: зачем же нацкомпания распродает оборонные активы? Отнюдь не ради блага этих заводов, как выясняется. Напротив, чтобы вытянуть себя из тонущей лодки. У «Казахстан Инжиниринга», как оказалось, накопились огромные долги. Одному из банков и госфонду «Самрук-Казына» нацкомпания задолжала ни много ни мало, а целых 28.6 миллиардов тенге. И погасить этот долг наши госменеджеры собираются за счет продажи заводов. До 2025 года продадут девять объектов – перечисленные выше, а также компании «Семей Инжиниринг», «Тыныс», «811 Авторемонтный завод КИ», «Казахстанская авиационная индустрия» и завод имени Кирова.

Опрошенные нами эксперты считают, что с неконкурентоспособными предприятиями следует поступать именно так – передавать частникам. Иначе зачем постоянно вкладывать бюджетные миллионы в неэффективные заводы?

«Государство не должно заниматься бизнесом. Коммерческая деятельность не для государства, у него совсем другие функции. Когда государство занимается бизнесом, мы все знаем итог – оно выступает неэффективным собственником. Государство 100% должно уходить из бизнеса. Это будет лишь на пользу компаниям», – утверждает экономист Мурат Темирханов.

Тем более, недавние события показали, как государство управляет оборонной сферой. Как минимум, частные компании будут лучше присматривать за военной техникой и оборудованием. Главное, чтобы это не несло угрозы нацбезопасности.

«В США частные военные компании существуют, которые сидят на контрактах с государством. Думаю, наши тоже захотели пойти по этому пути, потому что очевидно, что государство с этой ролью не справляется. Смотрите на Арысь, на Байзак. Вероятно, что в частных руках оборонная сфера будет лучше вестись. Но всегда надо смотреть, кому они продают объекты. В чьих руках окажется наша оборонка?

Честно говоря, как таковой прямой угрозы я не вижу, потому что частники все делают намного лучше, качественнее. И опять же, нельзя сказать, что они будут сидеть и выпускать оружие, оборудование, технику безотчетно. Они все равно будут сидеть на государственных подрядах, и выпускаемая продукция будет контролироваться», – предполагает экономист Арман Бейсембаев.

Возможно, действительно оборонка в частных руках выйдет из убытков. Наверняка и боеприпасы они хранили бы более надежно и качественно. Возможно, настанут и такие времена, когда люди перестанут бояться взрывов в мирное время. Главное, чтобы отрасль не отдали «нужным» людям, которые хотят лишь обогатиться.

Ромина МАКАРИМОВА

Новости партнеров