$ 526.11  542.31  4.76
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
06.03.2021, 10:40
Аналитика

Apple, Tesla, Microsoft: в какие компании казахстанцы инвестируют свои пенсионные сбережения?

Акции казахстанских компаний не столь ликвидны, говорят эксперты

Apple, Tesla, Microsoft: в какие компании казахстанцы инвестируют свои пенсионные сбережения?
Azattyq Rýhy

В конце февраля ЕНПФ начал принимать заявки по передаче пенсионных денег в доверительное управление. Заявки хоть и пошли не так бойко, как с покупкой жилья, но все же пошла. Какие суммы и в какие компании вкладывают свои накопления казахстанцы, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

Один из тех, кто открыто рассказал о том, что будет инвестировать пенсионные излишки – известный PR-специалист Алишер Еликбаев. Наш собеседник пояснил, что готов рискнуть и вложиться в инвестиционную компанию и посмотреть, как ими будут руководить брокеры.

«В этом году мне исполнилось 40, и я вел переговоры с компанией по пенсионному аннуитету, чтобы в 55 уже выйти на пенсию. Когда я им сказал, что у меня 30 с небольшим миллионов на счету, и, мол, это же большая сумма? Они говорят «да, это огромная сумма, вы молодец, давайте мы вас возьмем под управление и вы будете ежемесячно получать по 150-200 тысяч тенге. Это копейки. Я могу пойти в магазин и потратить там эту пенсию влегкую. И я понимаю, что не выживу на эти деньги. Я хочу, чтобы на старости у меня была нормальная пенсия, чтобы я как европейский пенсионер путешествовал по миру и вообще не думал о завтрашнем дне.

Поэтому я долго рассматривал варианты использования пенсионных денег. Государство инвестирует наши пенсионные деньги в тенге, иногда вкладывают в банк Азербайджана. Именно поэтому нужно попробовать передать эти деньги в частные руки. Мне кажется, что инвестиционные компании будут ими эффективнее управлять хотя бы просто потому, что они имеют право часть средств инвестировать в долларах. Думаю, это хороший вариант того, что в старости у меня будет хорошая пенсия», – говорит Алишер Еликбаев.

Традиционную покупку квартиры он считает пассивным вложением. Плюс Еликбаев – не большой любитель сдавать апартаменты в аренду и получать от этого прибыль.

В инвестиционных компаниях, в которые мы обратились, стараются не раскрывать подробные данные – какие суммы поступили и куда будут эти деньги вкладываться. Но подчеркнули, что управляющая компания не видит, чьи именно деньги к ним поступили. И при переводе к ним могут поступить деньги единым пакетом сразу нескольких вкладчиков, а они будут управлять этим пулом.

«Инвестиционные компании работают на конкурентном рынке и поэтому не говорят, куда именно они собираются вкладывать деньги. Даже нам. Их главная задача – обеспечивать доходность. Ели они заранее расскажут, акции каких компаний они купят, то конкуренты могут сделать то же самое, поэтому я их понимаю. Но руководитель компании, в которую я собираюсь вкладываться, сказал, что точно не будет вкладывать деньги в те секторы экономики, которые себя дискредитировали, то есть, казахстанские. А это практически все секторы экономики. И второе – они не будут сильно рисковать, то есть, будут вести более консервативную политику. Поэтому их стратегия мне близка.

И, безусловно, это не единственные деньги в старости, на которые я рассчитываю. Я буду искать пути, как перестраховаться, чтобы не сидеть и не ждать манны небесной от государства, от инвестиционной компании. То есть, будет параллельная история – это будет швейцарский или любой другой европейский банк. Я не планирую рассчитывать только на пенсионные деньги. Это диверсификация рисков, вот и все», – поделился Еликбаев.

Назвать конкретные компании, куда пойдут деньги, трудно и потому, что для этого требуется постоянный анализ рыночной ситуации, отчего портфель может менять каждый день. Но в одной из инвестиционных компаний сообщили, что половину пенсионных денег будут размещать в иностранной валюте.

«В соответствии со стратегией инвестирования 50% пенсионных активов, переданных в управление, размещаются в локальные безрисковые инструменты с доходность около 10%, остальные 50% пенсионных активов в целях повышения доходности и диверсификации размещаются в иностранной валюте среди акций, облигаций и торгуемых на бирже фондах (ETF)», – соощили в Jýsan Invest.

Обещать определенную доходность инвестиционные компании не могут. Но мы попросили провести хотя бы приблизительные расчеты – на какие дивиденды может рассчитывать человек, вложивший, к примеру, 2 миллиона пенсионных тенге. В вышеупомянутой компании сделали примерный расклад и рассказали, что в начале года они провели исторический тест модельного портфеля пенсионных активов, который показал за период с 2015 года по 2020 год среднегодовую доходность в размере 23.8%.

«Однако, несмотря на высокую доходность, полученную по результатам указанного исторического теста, минимальная целевая доходность по пенсионным активам определена в размере 13% годовых. При таком уровне доходности инвестиционный доход от инвестирования 2 млн тенге в первый год составит 260 тысяч тенге, а во второй год с учетом реинвестирования полученного в первый год дохода – 293.8 тысячи тенге. Однако если применить исторический тест структур, то за четыре года сумма первоначального вложения удвоится. Но исторические значения – не всегда гарантия будущей прибыли, таков принцип  рынка ценных бумаг», – отметили в Jýsan Invest.

Для сравнения – в другой инвестиционной компании лишь привели стратегию, на которую можно ориентироваться.

«Рекомендуем обратить внимание на доходность нашего интервального паевого инвестиционного фонда «ЦентрКредит – Разумный Баланс», который имеет схожую стратегию со стратегией управления пенсионными накоплениями. Доходность данного за 2020 год составила 17.7%, среднегеометрическая доходность за 3 года – 14.3%», – отметили в BCC Invest.  

В организации также подчеркнули, что большинство клиентов достаточно компетентны в вопросах рынка ценных бумаг и следят за событиями на зарубежных и казахстанском фондовых рынках.

Но отследить, сколько казахстанцев задействованы в торгах, невозможно. у нас нет такой статистики. Есть лишь объем акций, по которому не видно, кто их покупает, говорит начальник отдела инвестиционного анализа «Астана-Инвест» Серик Козыбаев. В основном казахстанцы предпочитают акции крупных иностранных компаний.

«Акций американских компаний тысячи – 5-6 тысяч ликвидных акций, люди покупают их – и Apple, и Facebook, Tesla, и другие. Они вкладывают в такие компании, потому что они на слуху, потому что вероятность того, что такие компании завтра станут банкротами, маленькая. Такие компании уже давно устойчивые и у них большой запас ликвидности. Эти компании известные, поэтому туда и вкладывают, но чаще всего на долгосрочный период, к примеру, на 10 лет. То есть, мало купить Apple. Он может год не расти в цене.

Из казахстанских бумаг я бы выделил те акции, которые входят в индекс KASE, так как они наиболее ликвидны. По некоторым из них выплачиваются неплохие дивиденды. В частности, это акции двух крупных и самых известных наших банков. Плюс «Казатомпром» хорошо показывает себя», – говорит Серик Козыбаев.

В целом, как считает спикер, в Казахстане очень низкая финансовая грамотность. Если на западе на биржах торгуются даже домохозяйки и пенсионеры, у нас подавляющее большинство людей даже не знает, что такое фондовая биржа

«Тема с Народным IPO тоже заглохла. Если ее по поручению Президента возобновят, возможно, она повысит немного грамотность. Но проблема не только в финансовой грамотности, а в целом в экономике страны. Если она слабая, если все боятся девальвации, если нет доверия ни к валюте, ни к правительству, то о каком доверии к фондовой бирже может идти речь?», – заключил эксперт.

Начинающим инвесторам эксперты советуют больше изучать рынок, следить за новостями и однозначно не брать кредиты для вложений. Лучше всего начать с небольших сумм, которые вы можете себе позволить отложить, к примеру, на депозит.

Новости партнеров