$ 527.23  544.05  5.05
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
25.06.2020, 12:20
Аналитика

Реклама в Instagram, расходы на имидж, роскошная мебель: на что тратит деньги фонд медстрахования?

Экономисты Рахим Ошакбаев и Арман Бейсембаев назвали фонд абсолютно бесполезной организацией, а их траты – бессмысленными

Реклама в Instagram, расходы на имидж, роскошная мебель: на что тратит деньги фонд медстрахования?

Пандемия коронавируса отчетливо дала понять, что в здравоохранение страны оказался перенаправлен огромный поток бюджетных денег. В стороне от удовлетворения своих аппетитов за счет налогоплательщиков не остался и фонд социального медицинского страхования, так или иначе причастный к сфере. Пока люди сидели на карантине, а поликлиники пустовали, ведь всю привычную толпу бабулек с дедушками отправили на самоизоляцию, как, впрочем, и всех остальных, руководство фонда не сидело сложа руки, не особенно экономя финансы. Правда, расходы организации были далеки от медицинской тематики. На что тратились сотни миллионов – в очередной подборке корреспондента Azattyq Rýhy с портала госзакупок.

Когда все государственные деньги направили на здравоохранение, конечно, предполагалось, что все они пойдут на борьбу с COVID-19, но на деле под эту статью расходов чиновники стали вовсю приписывать всевозможные закупки. Например, пропаганда здорового образа жизни, парки за пару миллиардов или обновление автопарков. А почему бы и нет? Нужно ведь выезжать в районы для мониторинга пандемии.

Госшопинг: внедорожники для алматинской полиции, пропаганда ЗОЖ по-шымкентски

У фонда медстрахования похожая ситуация. Ни коронавирус, ни коронакризис не помеха для заоблачных трат и… пиара. Напротив, сейчас самое время продекламировать о своей работе. Только о какой? Мало кто знает. Вот поэтому и надо заказать рекламку, чтобы народ знал о существовании такого фонда. И кто же должен презентовать продукт? Ну, разумеется блогеры и вайнеры, ведь аудитория фонда – бабушки с дедушками, выстраивающиеся в поликлиниках в очереди, – завсегдатаи соцсетей.

Само имиджевое сопровождение, как называют это в фонде, заключается в публикациях в Instagram и Facebook. Поставщик в лице компании Nomad Leader должен разместить 30 постов у блогеров с довольно скромной аудиторией – не менее 2 тысяч подписчиков. Есть ли смысл заказывать рекламу, чтобы ее увидела пара тысяч человек? Думаю, ответ очевиден. С вайнерами требование пожестче – 10 постов в Instagram должны будут появиться у популярных вайнеров с не менее 50 тысячами подписчиков. Надеюсь, подростки увидят рекламу и поймут, что медицина теперь в стране не бесплатная, и быть здоровым значит ежемесячно отчислять деньги в этот самый фонд. А на страницах самой организации поставщик, согласно договору, обязан разместить 300 информационных материалов. За ценой в организации, кстати, не постояли – имидж и реклама стоили бюджету 51 миллион тенге. Что ж поделать, пиар для чиновников – все.

Публикации в СМИ – тоже отдельная статья расходов и она тоже обойдется недешево. В начале мая фонд заключил сделку с компанией Local Corporation на 54 с лишним миллиона тенге.

Не меньше денег в фонде предпочитают тратить и на собственный комфорт. 8 апреля организация заключила договор с ТОО «Колганат-Караганда» на 19 миллионов тенге. Поставщик обязался поставить комплекты мебели для столичных начальников управления по цене в 214 тысяч. У вышестоящих по статусу директоров департаментов апартаменты должны быть, разумеется, солиднее. Чтобы обставить их кабинеты офисным гарнитуром, предусмотрели более крупную сумму – уже 447 тысяч тенге за каждый комплект.

Новая мебель понадобилась и в регионах. Так, трем заместителям директоров филиалов в Туркестанской области, столице и Алматы купили комплекты за 333 тысячи тенге каждый. Для начальства заложили сумму в три раза больше. Директору филиала в Туркестанской области купили мебель за 1 миллион 97 тысяч тенге. Разумеется, светлые головы начальства вдохновляются лишь в окружении дорогой мебели.

 

В общую сумму тендера также входит мебель для переговорной комнаты за почти полтора миллиона, для видеоконференцзала на 20 человек за 6 миллионов 18 тысяч тенге и гарнитур для зоны ожидания за 4,5 миллиона тенге.

Что интересно, ровно эти же самые лоты фигурируют в другом документе. 9 июня фонд заключает с этим же поставщиком «Колганат-Караганда» дополнительное соглашение на 17 миллионов. И согласно этому соглашению, компания должна поставить фонду ту же самую мебель за исключением мебели для начальников управления и директоров департаментов. Получается, что фонд дважды проводит одни и те же закупки?

При этом мебель для менеджеров фонд оценивает намного дешевле по сравнению с гарнитуром начальства. Для специалистов фонд купил 337 комплектов по 233 тысячи, заплатив 78 миллионов тенге. Поставщик – Талдыкорганское учебно-производственное предприятие общественного объединения «Казахское общество глухих».

Ну, и как же без расходов на авто. Услуги по обеспечению служебными машинами обойдутся бюджету в 24 миллиона тенге. Куда большую сумму бюджет платит за аренду одного лишь центрального аппарата фонда в столице. Рента нежилого помещения на год обошлась в 61,5 миллиона тенге. Аренда офисов в регионах в среднем стоит от 10 до 20 миллионов, судя по тендерам на портале госзакупок. Рекорд же по тратам побили компьютеры. Их фонд закупил на 243 миллиона тенге.

Все эти траты экономисты считают необоснованными и ненужными. Более того, директор центра прикладных исследований «Талап» уверен, что фонд как таковой стране не нужен – он лишь тратит бюджетные деньги на абсолютно бесполезные вещи.

«Надо было с самого начала мобилизовать накопленные средства фонда медстрахования. Но текущие вызовы в здравоохранении показали полную неэффективность медстрахования. Страховка не покрывает того, что нам действительно нужно. Например, тестирование на COVID-19. Я заплатил за тест 16 тысяч. Если в семье пять человек, то 80 тысяч надо будет заплатить из собственного кармана. Хотя это должно покрываться страховкой, но этого мы не видим. Потому существование фонда медстрахования абсолютно бессмысленно. У него чисто технические реализационные функции. Даже если вы исправно отчисляете деньги в ФСМС, страховкой элементарные тесты не покрываются», – считает директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.

С ним солидарен и экономист Арман Бейсембаев.  

«Очевидно, что ОСМС слизали с Запада и попытались внедрить у нас. И никто у нас не знает, зачем нам система медстрахования и как она работает. Из-за того, что у нас все копируется, никто точно не знает этого и зачем оно нужно. Ни один чиновник и эксперт не может объяснить это. И зачем создали фонд – непонятно. То есть чиновники не смогли воспользоваться той инфраструктурой, теми организациями, которые есть. Обязательно, конечно, надо создавать новый отдельный фонд.

По поводу ежегодной миллионной рекламы – а кто-нибудь что-нибудь видел? Кроме пары баннеров в нескольких городах, я ничего не видел. И то какие-то невнятные баннеры. И за них ведь каждый месяц платят – за обслуживание, за их содержание. Вот вам и траты в никуда. Кто-нибудь видел ролики какие-нибудь? Я лично не видел. У них работа ради работы», – заключил экономист Арман Бейсембаев.

Для справки: Некоммерческое акционерное общество «Фонд социального медицинского страхования» создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2016 года № 389.

Миссия:

  • обеспечение равного доступа населения к медицинской помощи с доказанной эффективностью;
  • финансовая защита населения от непредвиденных высоких расходов на медицинскую помощь;
  • осуществление закупок медицинской помощи на основе сбалансированности гарантий и обязательств.

Справочная информация об организации взята с ее официального сайта. Еще раз внимательно перечитайте обозначенную самим же фондом миссию. Равный доступ населения к медпомощи? Финансовая защита населения от непредвиденных высоких расходов на медпомощь? Мне кажется, или это миссия вам, мягко говоря, не по плечу?   

Почему казахстанцы не могут пройти элементарный тест на COVID-19 бесплатно? Да бог с ними, с деньгами, даже на платной основе провериться невозможно! Откуда, простите, взялись отказы в госпитализации или лечение в коридорах больниц? Вы сами обозначили миссию о «равном доступе», «финансовой защите» и прочем. Так выполняйте, раз заявили! А если придуманная вами же миссия для вас невыполнима, то уступите место профессионалам. 

Ромина МАКАРИМОВА

Новости партнеров