Стрельба, полицейский-провокатор и сельчане

Назвать деятельность незаконной полицейские могут, но привлечь за нелегальную добычу микросферы – нет

Стрельба, полицейский-провокатор и сельчане
Скриншот видео

В Сеть попало видео, на котором запечатлены люди в гражданской одежде, сотрудники полиции и СОБРа. Неизвестный автор сообщает, что за проезд через мобильный пункт сотрудники полиции потребовали у жителей по 300 тысяч тенге. Между тем добыча и сбыт микросферы – единственный заработок этих жителей.

На кадрах неоднократно появляется мужчина в синей футболке. Создается впечатление, что именно он разжигает конфликт.

«Я его задержал, давайте, заберите его у меня!» – кричит этот мужчина полицейским.

Спустя некоторое время он же то угрожает жителям, что нападение на него как на сотрудника полиции может грозить лишением свободы до 10 лет, то заламывает руки гражданским. В целом ведет себя, мягко говоря, вызывающе.

Периодически люди спрашивают, почему здесь теперь выставлен пост.

«В чем суть вашей работы? Что вы охраняете? Взрывная техника какая-то?» – вопрошают жители, но не получают ответов на свои вопросы. 

«Команда «К бою!», наручники приготовьте», – командует мужчина в синей футболке, а затем надевает наручники на одного из участников конфликта.

Когда толпа возмущенных мужчин начала двигаться в его сторону, один из сотрудников полиции выстрелил в воздух.

«В синей футболке – сотрудник полиции. В отношении него начато досудебное расследование. На данный момент на период досудебного расследования он отстранен от занимаемой должности. В интересах следствия я не имею права назвать его имя», – прокомментировала пресс-секретарь Департамента полиции Павлодарской области Жанна Белялова.

Отдельное внимание стоит уделить тому, почему сотрудник полиции выполняет свои обязанности не в регламентированной форме.

Относительно внешнего вида силовиков в ведомстве отметили, что полицейские работают в полевых условиях, и потому на них – камуфляжная форма. Тем не менее камуфляж надет далеко не на всех, кто конфликтует с жителями. Вряд ли черную футболку и обычные брюки можно назвать спецовкой.

Заместитель начальника Департамента полиции Ельдар Абдикенов заявил, что 13 мая около 17:30 на восьми автомобилях к посту подъехали около 30 жителей Береке. Они хотели провезти нелегально добытую микросферу, но получили отказ. Якобы незваные гости стали угрожать полицейским физической расправой и повреждением государственного имущества.

По словам замначальника ведомства, стреляли полицейские исключительно с целью локализации конфликта, и выстрел был произведен холостыми патронами.

Почему никто не предупредил жителей, что сейчас сотрудники откроют огонь, Ельдар Абдикенов не уточнил, но отметил, что по факту применения спецсредств начато служебное расследование, в ходе которого будет дана правовая, принципиальная оценка действиям полиции.

Начато досудебное расследование и по статье 380 (применение насилия в отношении представителя власти) Уголовного кодекса РК.

Предыстория конфликта

Мобильный пост в районе поселков Акжол и Береке Аксуского района выставлен был относительно недавно. Ранее жители беспрепятственно провозили микросферу.

Отметим, в результате промывочных работ ГРЭС-1 и ГРЭС-2 образовался водоем. Он закреплен за несколькими компаниями, которые добывают там золошлаковое сырье, которое образовалось здесь при сжигании угля на тепловых электростанциях, для своих производств.

Чем же ценны эти, по сути, отходы? Если опустить всю техническую терминологию, то в конечном итоге благодаря золошлаковому сырью можно повысить прочность бетона.

В полиции отмечают, что компании, сырье которых пытались провезти через пост эти жители, неоднократно обращались с заявлениями о хищениях.

Один из предпринимателей заявил, что было похищено готовое сырье со склада.

Оба поселка достаточно небольшие. Работы в них практически нет. Чтобы заработать на жизнь, большинство выезжает за пределы поселка. Добраться на машине до Павлодара или Аксу можно за 40-50 минут.

«В самом поселке, конечно, работу не найти. Люди собираются в одну машину по пять человек и едут либо в Аксу, либо на крестьянские хозяйства. Поливная земля рядом. Опять-таки несколько заводов есть. Но туда без образования не берут, конечно. В селе Евгеньевка есть поля. Туда тоже едут работать», – говорит местный житель, не пожелавший назвать своего имени.

Отметим, это уже не первый конфликт с местными жителями, получивший широкую огласку. Бойцов СОБРа сюда привлекают раз за разом. Если действия жителей действительно незаконны, то напрашивается логичный вопрос: почему нелегальную добычу до сих пор не пресекли? Может, «кормушку» не хотят прикрывать? 

Кстати, представитель одной из компаний, о которых упоминалось выше, в октябре прошлого года относительно сложившейся ситуации заявил, что в полиции и прокуратуре не могут завести уголовные дела по факту хищений, говоря о том, что это сырье – отходы. Между тем экологи назвали золошлак техногенным минеральным образованием, никак не отходами.

Глава региона Абылкаир Скаков, в свою очередь, также не спешит называть действия жителей неправомерными.

«Нужно комплексно изучить ситуацию, необходимо понять, в чем проблема, насколько локализован этот рынок. Всему этому мы обязательно оценку дадим», – заявил аким области.

Остается надеяться, что новоиспеченный аким изыщет возможности, чтобы трудоустроить жителей поселка Береке, чтобы им не приходилось воровать, а также сумеет повлиять на нерегламентированные действия стражей порядка.

Позиция редакции AR: Мы не склонны считать действия указанных жителей поселка Береке абсолютно правомерными. НО, не претендуя на роль адвокатов, хотим отметить:

Во-первых, все мы знаем, каков уровень безработицы в сельской местности, а в связи с карантином ситуация с возможностью заработка сильно усугубилась;

Во-вторых, судя по кадрам, распространяемым с места инцидента, немало вопросов вызывают действия силовиков – начиная от форменного обмундирования и заканчивая активным применением физической силы в отношении лица, не представляющего угрозу.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.