«AMANAT» призывает усилить контроль за казахстанским содержанием в госзакупках
Депутат предложил обязать подрядчиков платить налоги и социальные взносы в Казахстане
Депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Болатбек Нажметдинұлы обратился с депутатским запросом о казахстанском содержании в государственных закупках к премьер-министру Олжасу Бектенову, передает Azattyq Rýhy.
«Сегодня в Казахстане ежегодно реализуются регулируемые закупки – это не только государственные заказы, но и закупки компаний квазигосударственного сектора и недропользователей. Их совокупный объём доходить до 30 триллионов тенге. Это огромные средства, которые должны работать на казахстанцев и обеспечивать развитие национальной экономики. Однако реальная картина вызывает серьёзные вопросы», – сказал Болатбек Нажметдинұлы, озвучивая депутатский запрос на пленарном заседании Мажилиса в среду.
В качестве примера он привел конкретный случай:
«Одна из компаний, у которой официально числится всего 31 сотрудник, сдала по программе приобретения жилья 495 квартир. Это – эквивалент девяти полноценных девятиэтажных домов, где должны трудится больше 700 человек, то есть в 20 раз больше, чем указано в штате. Возникает закономерный вопрос: как возможно построить такой объём, если для этого нужно привлекать до тысячи работников, а их всего 31? И это происходит по всей стране».
По словам Болатбека Нажметдинұлы, анализ показывает, что подобные компании массово участвуют в государственных и квазигосударственных проектах, являясь бенефициарами госзаказов на десятки и даже сотни миллиардов тенге.
«Они параллельно строят социальные объекты, школы, больницы, инфраструктуру и жильё, несмотря на то, что фактически не располагают ни рабочими силами, ни производственными мощностями. Это означает, что большая часть реальных работ выполняется неофициально – «в тени», зачастую силами гастарбайтеров и неучтённых рабочих, по которым не выплачиваются налоги, социальные отчисления. То есть, по сути, государственные деньги уходят за пределы Казахстана, финансируя иностранные семьи, а не казахстанских граждан, для которых эти программы изначально создавались», – отметил мажилисмен.
Особенно тревожно, что такая ситуация стала возможной из-за системного пробела в нормативных актах, утверждает он.
«Когда мы принимали закон о государственных закупках, в подзаконных актах и правилах не были закреплены минимальные стандарты по фонду оплаты труда, ресурсным сметам и обязательным социальным отчислениям», – сказал Болатбек Нажметдинұлы.
Государственные органы, с его слов, забыли указать, что в квалификационных требованиях или в договорах подряда должны быть учтены:
- ИПН (индивидуальный подоходный налог),
- социальные и пенсионные взносы,
- медицинское страхование,
- а также контроль по ресурсной смете и реальной численности работников.
«Эти ключевые параметры отсутствуют и во внутренних правилах закупок квазигосударственных компаний, хотя именно через них проходит огромный объём государственных инвестиций. И сегодня можно уверенно сказать, что в этом направлении государственная система контроля провалилась. Мы декларируем приоритет отечественного содержания (ТРУ – товары, работы, услуги), но на практике казахстанское содержание формально присутствует только на бумаге. В реальности рабочие руки на стройках – иностранные, а налоги уходят мимо бюджета. Если бы эти средства работали на казахстанцев, мы бы уже сегодня видели меньше безработицы, меньше социальных выплат, и больше устойчивости в семьях, особенно в Год рабочих профессий, объявленный президентом», – заявил депутат.
Болатбеком Нажметдинұлы уже проведена значительная работа с вице-премьером по экономическому блоку Сериком Жумангариным, а также Министерством труда и социальной защиты. Достигнута договорённость о необходимости вынести этот вопрос на уровень правительства как одну из ключевых проблем системного характера.
В связи с этим депутат от фракции партии «AMANAT» просит:
1. поручить профильным министерствам внести изменения в правила закупок, закрепив обязательные минимальные требования к фонду оплаты труда, налогам и социальным отчислениям;
2. провести проверку по фактам участия компаний с минимальным штатом в крупных госинвестпроектах, определить источники фактического выполнения работ (список прилагается) на предмет до начисления;
3. разработать механизм контроля за реальной занятостью на объектах строительства с использованием интеграции систем Министерство труда и социальной защиты, министерство промышленности и строительства и министерство финансов;
4. обеспечить персональную ответственность уполномоченных органов за фактическое исполнение требований по казахстанскому содержанию (ТРУ);
«Каждая бюджетная тенге должна возвращаться в экономику Казахстана, и работать на наших граждан, их семьи и будущее страны», – заключил мажилисмен.