«Руководство СПК за год получило 14 премий»: о цинизме топ-менеджеров заявил Елнур Бейсенбаев
И это в условиях, когда у социально-предпринимательских корпораций сформировался хронический убыток убыток в 209 миллиардов тенге, а доходы сократились на треть
Депутат Мажилиса, руководитель фракции партии «AMANAT» Елнур Бейсенбаев высказал мнение касательно озвученного сегодня на пленарном заседании палаты Парламента отчета Высшей аудиторской палаты РК на тему «Государственный аудит эффективности оказания мер государственной поддержки субъектам частного предпринимательства», передает Azattyq Rýhy.
«Сегодняшнее обсуждение отчетов Высшей аудиторской палаты – это не просто формальная процедура, а прямое воплощение принципа президента «Сильный президент – влиятельный Парламент – подотчетное правительство». В настоящее время парламентский контроль стал конкретным инструментом защиты интересов общества. Выводы, представленные Высшей аудиторской палатой, напрямую касаются «фундамента» нашей экономики. За последние пять лет государство направило на поддержку предпринимательства около 4,5 триллиона тенге. Однако аудит показал, что эффективность расходов оценивается не по реальным результатам, а через формальные показатели и методы, создающие видимость эффективности», – сказал Елнур Бейсенбаев в среду.
Он напомнил о том, что малый и средний бизнес – это основа экономики и социальной стабильности. Однако за «красивыми фасадами» госпрограмм по поддержке МСБ скрываются системные дефекты, продолжил мажилисмен.
«Задача по доведению доли среднего бизнеса в ВВП до 15% к 2025 году фактически провалена – показатель застыл на отметке в 6,7%. В 2020 года на 1 тенге субсидий пришлось 5,2 тенге налогов, а в прошлом году уже лишь 3 тенге. То есть отдача снижается из года в год. Невозможно измерить социально-экономический эффект от бюджетных вливаний. Потому что до сих пор нет единой методики расчета, системного подхода к сбору статистических данных.
Кроме того, вызывает большие вопросы отсутствие стабильной нормативной правовой базы. Например, постановление правительства о мерах господдержки частного предпринимательства менее чем за 4 года менялось 20 раз. Это лишает бизнес возможности долгосрочного планирования, так как правила игры постоянно меняются. Самое интересное, распределение госсредств для поддержки бизнеса для регионов разнится в десятки раз», – заявил Елнур Бейсенбаев.
В структуре несырьевого экспорта все еще доминирует экспорт продукции низкого передела, обратил внимание он, приведя далее конкретные примеры.
«Есть множество фермерских хозяйств, которые стабильно, десятки лет на миллиардные суммы получают государственную поддержку. Неужели другим предприятиям помощь не нужна? В Павлодарской области на инфраструктуру к заводу соды потрачено 2,5 миллиарда тенге, но завод так и не начали строить. В QazIndustry без движения на счетах лежат почти 2 миллиарда тенге, а в QazTrade более половины участников программ экспорта фактически его не осуществляли.
Уважаемые депутаты! Вопрос реформирования социально-предпринимательских корпораций окончательно перезрел. К сожалению, во многих регионах они превратились в «черные ящики», закрытые для общества и бизнеса. Их миссия – это развитие регионов. И если они не справляются, то целесообразность их деятельности стоит под большим вопросом. Аналогично есть вопросы и к работе стабилизационных фондов, которые получили 61 миллиард тенге, но оказались неспособны влиять на уровень цен. Например, взлетевшая цена на картофель в три раза, вдвое подорожавшее мясо тому ясное подтверждение», – отметил депутат.
Цифры аудита, по словам Елнура Бейсенбаева, неутешительны. За последние пять лет социально-предпринимательские корплрации (СПК) получили 528 миллиардов тенге. При этом у восьми из тринадцати корпораций, прошедших аудит, сформировался хронический убыток в 209 миллиардов тенге, а доходы сократились на треть.
«Вместо инвестиций в реальные проекты СПК используют примитивную схему размещения бюджетных средств на депозитах. Зачем нужен посредник в виде СПК, если вся его так называемая «работа» сводится к банковскому вкладу? Нет четкого ответа на вопросы о том, сколько рабочих мест создано, какую пользу получило население, как улучшилось социальное воздействие. Несмотря на то, что СПК именуются именно «социальными». По итогам проверок в казну государства возвращен 61 миллиард тенге, что само по себе является доказательством сказанного. На этом фоне цинично выглядят выплаты премий.
Например, руководство СПК «Акжайык» за год получило 14 премиальных окладов. Наверное, это выплаты за «выдающиеся результаты» годовой работы по земельным махинациям, которые выявил ВАП. Вместе с тем, компании, поддерживаемые институтами развития, такие как, ТОО «КазАзот» получило в 2022 году кредит в размере 5,4 миллиарда тенге. При этом в том же году они выплатили своим владельцам дивиденды на 10 миллиардов тенге. Вообразите, себе, это почти в два раза больше, чем размер самого займа. Что не поддаётся здравому смыслу. Неужели финансовое обогащение топ-менеджеров, выше обязательств по выплате займов, то есть долгов перед государством?! Тогда как эти займы были выданы из государственных средств», – заявил он.
Кроме того, институты развития БРК, ФРП, которые призваны стать локомотивами развития отрасли, увязли в бюрократии. Согласование договоров в этих институтах длится до 18 месяцев, подчеркнул мажилисмен.
«В условиях высокой волатильности курса тенге такая медлительность приводит к удорожанию проектов и росту долговой нагрузки. Мы сами загоняем бизнес в долговую яму еще до начала производства.
Уважаемые коллеги! Задача депутатского корпуса – законодательно обеспечить стабильную и предсказуемую правовую среду для бизнеса и прекратить практику постоянной корректировки подзаконных актов. Сегодняшнее острое обсуждение, актуальные вопросы от депутатов, конкретные предложения мажилисменов являются проявлением Президентской концепции «Слышащего государства». Глава государства поставил перед нами задачу по либерализации экономики, устранению всех искусственных барьеров и самое важное – уменьшению доли участия государства в бизнесе. Для этого Мажилис уже принял ряд законов по вопросам ведения бизнеса, единому реестру товаропроизводителей, о банках и банковской деятельности, Бюджетный и Налоговый кодексы. И самое важное – это трехлетний бюджет страны, который был принят недавно. Он гарантирует стабильное развитие нашей экономики. Это и есть предметная и системная, а самое главное созидательная работа депутатов нашей фракции и правительства», – сказал Елнур Бейсенбаев.
Фракция партии «AMANAT» поднимает эти вопросы не ради критики правительства, обратил внимание он.
«Практика показывает, когда наша фракция «AMANAT» жёстко и открыто обозначает системные проблемы, они находят решение. Так было, когда Парламент поддержал курс президента на отказ от практики гарантированных трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет. Это стало важным шагом к финансовой дисциплине и ответственному управлению государственными ресурсами. Фракция партии «AMANAT» считает, что правительству данный отчет нужно взять за основу для фундаментальной трансформации поддержки бизнеса и системных законодательных изменений. Каждый выделенный государством тенге должен давать ощутимый и измеряемый результат.
Основной вызов сегодня – повышение эффективности использования государственных ресурсов, устранение управленческих перекосов, формального подхода и ситуаций, когда значительные средства не дают соразмерного социально-экономического результата. Сегодняшнее открытое и принципиальное обсуждение показывает необратимость кардинальных реформ президента, направленных на построение справедливого общества и с открытой гражданской позицией», – заявил депутат.
В заключение Елнур Бейсенбаев особо подчеркнул следующий момент:
«По результатам проведенного аудита факты присвоения бюджетных средств не выявлены. Это является наглядным показателем того, что государственная финансовая система становится более устойчивой и прозрачной. Однако отсутствие прямого присвоения не означает, что проблем нет. Сегодня главная задача – повысить эффективность использования государственных ресурсов, устранить пробелы в управлении и формальные подходы. Также необходимо предотвращать ситуации, когда расходуются значительные ресурсы, но при этом не достигаются соответствующие социально-экономические результаты».