«Черный рынок» разрешений: депутаты требуют проверки действий Минтранса
50 тысяч дальнобойщиков остались без работы из-за новых правил Минтранса, утверждает Берик Бейсенгалиев
Депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Берик Бейсенгалиев от лица членов фракции обратился с депутатским запросом о системных проблемах в сфере международных автомобильных перевозок к премьер-министру РК Олжасу Бектенову, передает Azattyq Rýhy.
«Уважаемый Олжас Абаевич! Международные автомобильные перевозки – один из опорных секторов реальной экономики, обеспечивающий занятость десятков тысяч граждан, экспорт казахстанских товаров и устойчивость логистических цепочек страны. Однако сегодня отрасль переживает глубокий кризис, который приобрёл социальный характер. Причиной стали нестабильность системы выдачи иностранных бланков разрешений (ИБР) и введение Министерством транспорта с 15 января 2025 года новых Правил разрешительной системы без проведения анализа регуляторного воздействия (АРВ)», – сказал Берик Бейсенгалиев, озвучивая депутатский запрос на пленарном заседании Мажилиса в среду.
По его словам, новые правила привели к ужесточению и росту бюрократической нагрузки. Так:
- индивидуализация иностранного бланка разрешения по VIN-номеру лишила перевозчиков гибкости;
- установлены сжатые сроки возврата (30 дней) независимо от маршрута, включая длинные рейсы (КНР – ЕС);
- при несвоевременном возврате – блокировка перевозчика на 6 месяцев, что фактически означает остановку бизнеса;
- отсутствует интеграция с информационной системой (ИС) «Беркут» и другими системами, что создаёт технические сбои и искажает данные;
- нет учёта объективных причин задержек (погодные условия, таможенные проверки, поломки и другое).
«В результате 160 транспортных компаний, как сообщают СМИ, более 50 тысяч водителей-дальнобойщиков остались без работы после массового простоя транспортных компаний, а на рынке возник искусственный дефицит разрешений, который породил спекуляции и «чёрный рынок».
Вышеуказанные действия Министерства привели к снижению контроля, росту коррупционных рисков, созданию почвы для фиктивных перевозок и перепродаже бланков «фирмами-однодневками», почти в каждом регионе. Это полностью дискредитирует реформу и наносит прямой ущерб добросовестным перевозчикам», – заявил мажилисмен.
В целях стабилизации ситуации и восстановления доверия бизнеса депутаты от фракции партии «AMANAT» считают необходимым Министерству транспорта Республики Казахстан:
1) провести экстренный аудит и приостановить действие спорных пунктов Правил применения разрешительной системы до завершения нового анализа регуляторного воздействия (АРВ);
2) возобновить работу рабочей группы при Министерстве с участием НПП «Атамекен», Министерства финансов, Антикоррупционной службы и представителей отрасли;
3) разработать электронную систему учёта и возврата иностранных бланков разрешения с интеграцией в налоговую и таможенную системы;
4) опубликовать Дорожную карту по борьбе с незаконным оборотом иностранного бланка разрешения (ИБР);
5) провести проверку возвратов иностранных бланков разрешения за 2023-2024 гг., включая сверку с базами КГД «Кеден».
«Уважаемый Олжас Абаевич! Просим Вас поручить провести комплексную проверку правоприменения новых Правил, восстановить справедливость для добросовестных перевозчиков и обеспечить прозрачность разрешительной системы», – заключил Берик Бейсенгалиев.