Депутаты просят отменить запрет на движение тяжелых самосвалов
Мажилисмены просят правительство пересмотреть норму
Депутаты Мажилиса, члены фракции партии «AMANAT» Болатбек Нажметдинұлы и Нуртай Сабильянов обратились с депутатским запросом об исключении нормы по эксплуатации тяжёлой техники и дорожной инфраструктуры к премьер-министру Казахстана Олжасу Бектенову, передает Azattyq Rýhy.
«Уважаемый Олжас Абаевич! В рамках работы над проектом Строительного кодекса в рабочей группе Мажилиса нами уже принята поправка об исключении статьи 38-2 Закона «Об автомобильном транспорте», которая вводит с 1 января 2026 года запрет на движение трёхосных самосвалов общей массой свыше 25 тонн. Однако, несмотря на эту законодательную работу, до вступления нормы в силу остаётся ограниченное время, а риски для экономики и социальной стабильности – крайне высокие. Дискуссии в СМИ и социальных сетях по этому вопросу показывают, что общество крайне негативно относятся к данному решению», – заявил Болатбек Нажметдинұлы, озвучивая депутатский запрос на пленарном заседании Мажилиса в среду.
По его словам, данная норма затрагивает около 36 500 самосвалов, задействованных в:
- строительстве;
- дорожных работах;
- жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) и вывозе мусора, снега;
- ТЭЦ и энергетической инфраструктуре;
- системах водо- и газоснабжения;
- недропользовании;
- Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны и акиматах.
Норма, утверждает мажилисмен, блокирует доступ к дорогам тысяч фермеров, которые перевозят:
- зерно;
- хлопок;
- удобрения;
- корма;
- урожай на элеваторы и переработку, которые в объеме больше, а в массе легче, чем допустимая максимальная норма.
«Эта категория перевозчиков в большинстве своём даже не знает, что с 2026 года их работа окажется под запретом. Для аграрного сектора это будет чрезвычайно болезненным ударом, особенно в период уборки урожая, то есть катастрофой», – подчеркнул Болатбек Нажметдинұлы.
По его мнению, введённый запрет означает, что:
- зимой некому будет вывозить снег;
- коммунальные службы останутся без техники;
- не будет достаточного количества машин для вывоза грунта, инертных материалов и аварийных работ;
- акиматы не смогут выполнять функции по благоустройству, содержанию инфраструктуры и выполнению госзаказов по строительству социальных и инфраструктурных объектов.
«При этом обществу непонятен двойной подход в этом вопросе. Ведь трехосное шасси используется не только в самосвалах, но и в бетономешалках, контейнеровозах, автобусах. Технически это один и тот же автомобиль, но запрет вводится только на самосвалы. При этом все самосвалы прошли сертификацию. Большая часть из них приобретена в лизинг и кредит», – отметил депутат.
При запрете эксплуатации, по словам Болатбека Нажметдинұлы, владельцы:
- теряют доходы,
- не смогут обслуживать обязательства,
- попадут в долговую яму.
«Это создаёт социальный риск, который напрямую затронет сотни тысяч людей», – заявил он.
В связи с вышеизложенным в целях предотвращения масштабных последствий депутаты от фракции партии «AMANAT» просят:
1) представить официальную позицию правительства по вопросу отмены или приостановления действия статьи 38-2;
2) до 1 января 2026 года принять решение о временном приостановлении действия статьи 38-2 внутренним нормативным актом, чтобы избежать паралича ключевых отраслей.