«Деятельность вызывает недоверие»: провести всесторонний аудит «Самрук-Казыны» потребовал депутат
Необходимо провести полную институциональную перезагрузку фонда, считает Адиль Жубанов

Депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Адиль Жубанов обратился с депутатским запросом о необходимости институциональной перезагрузки некоторых инвестиционных платформ к премьер-министру РК Олжасу Бектенову, передает Azattyq Rýhy.
«Уважаемый Олжас Абаевич! Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» был создан в 2008 году в качестве стратегического института антикризисной политики и драйвера долгосрочного экономического роста по аналогии с успешными зарубежными суверенными фондами, такими как Temasek Holdings (Сингапур). Однако на практике деятельность фонда вызывает все большее общественное недоверие, как по линии экономической эффективности, так и по линии прозрачности и подотчетности. Более того, мы наблюдаем укоренившую практику вмешательства подразделений фонда в рыночную экономику, обусловленное их преимущественным положением», – сказал Адиль Жубанов, озвучивая депутатский запрос на пленарном заседании Мажилиса в среду.
Например, далее он ссылается на данные Единой электронной базы государственных закупок за 2023 год, больше 60% всех закупок в группе компаний «Самрук-Қазына» были осуществлены из одного источника. Аналогичная ситуация наблюдается в дочерних структурах, таких как АО «Байтерек», где данный показатель составляет около 50%.
«Такие действия не соответствуют принципам рыночной экономики и создают потенциальные коррупционные риски, тем самым способствуют возникновению монополии. Таким образом, попытка адаптации модели Temasek Holdings к казахстанским реалиям оказалась безуспешной. В отличие от Сингапура, где действуют жесткие механизмы институционального контроля и отмечается низкий уровень коррупции (5-е место в индексе восприятия коррупции Transparency International за 2023 год), Казахстан занимает в данном рейтинге 93-е место из 180 стран. Как результат, базовые условия, в которых функционирует «Самрук-Қазына», радикально отличаются от условий в странах-эталонах. Более того, высокая концентрация активов (до 50% валового внутреннего продукта) в рамках одного фонда и отсутствие своевременного внешнего аудита приводят к системной неэффективности и стагнации управления. Анализ рентабельности ключевых активов фонда, таких как АО «КазМунайГаз», АО «Қазақстан темiр жолы», АО «KEGOC», говорят о снижении финансовых показателей и увеличении долговой нагрузки при отсутствии прозрачных стратегий трансформации», – отметил мажилисмен.
Без устранения системных дисбалансов в управлении и закупках фонд будет продолжать оставаться тормозом, а не драйвером экономического развития, утверждает Адиль Жубанов.
«В связи с этим, мы считаем необходимым провести полную институциональную перезагрузку «Самрук-Қазыны» для превращения его в платформу развития конкурентной экономики, а не в центр квазигосударственного влияния. Так как устойчивый рост возможен только через сокращение доли государства в экономике и переход к модели, в которой фонд служит интересам частного сектора, а не дублирует его функции», – заявил он.
На основании этого нужно, по словам депутата от фракции партии «AMANAT», в кратчайшие сроки необходимо принять ряд мер.
«Первое. Провести всесторонний внешний аудит эффективности деятельности фонда и его дочерних структур с привлечением независимых национальных и международных экспертов. Аудит должен охватить инвестиционную политику, корпоративное управление, закупки и использование государственных ресурсов. По итогам аудита представить нам полноценный отчет с конкретными рекомендациями по устранению системных недостатков.
Второе. Осуществить поэтапную передачу профильных активов фонда в конкурентную среду в таких секторах, как логистика, строительство, телекоммуникации, недропользование, обрабатывающая промышленность и другие. За государством следует сохранить контроль над стратегически важными активами, включая транспортную и энергетическую инфраструктуру, оборону, ядерную и водную безопасность, обеспечив при этом прозрачный доступ и справедливую конкуренцию для частного сектора», – сказал Адиль Жубанов.
В-третьих, необходимо в кратчайшие сроки разработать и утвердить механизм трансформации фонда, предусматривающий:
- вывод всех непрофильных активов и их передачу на рыночные условия;
- поэтапный отказ от закупок из одного источника и внедрение электронной, прозрачной тендерной системы с общественным контролем;
- обновление составов советов директоров с привлечением независимых профессионалов международного уровня.
«Четвертое. Рассмотреть целесообразность сохранения фонда в его текущем формате. В случае невозможности или затягивания реформ, инициировать поэтапную трансформацию фонда как централизованного холдинга с передачей активов под прямое управление профильных министерств для повышения эффективности и подотчетности, а также снижения избыточного давления на рыночную среду.
Мы все понимаем, что поддержание национальной экономики посредством искусственных квазигосударственных механизмов и ограниченного доступа к государственным ресурсам – снижает инвестиционную привлекательность Казахстана, а также усиливает социальное недоверие к институтам фонда», – заключил мажилисмен.