Включение онлайн-торговли в число плательщиков розничного налога – правильный шаг, считает депутат
По словам Никиты Шаталова, онлайн-торговля удваивается каждые пару лет и в перспективе будет базой роста рабочих мест

Ранее в Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен» состоялось заседание комитета по малому и среднему и бизнесу. На нем обсуждалась налоговая реформа и ключевое нововведение – резкое сокращение количества общего государственного классификатора видов экономической деятельности (ОКЭД), которые могут работать в режиме розничного налога. Свое мнение по данному вопросу высказал депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Никита Шаталов, передает Azattyq Rýhy.
«Безусловно, каждая отрасль хочет оказаться в этом списке, в том числе и те, кто работает с юридическими лицами. Звучат разные аргументы: например, некоторые услугодатели упирают на то, что их основные затраты – это фонд оплаты труда, и НДС там сложно вычленять.
Из всех ассоциаций меня заинтересовала, прежде всего, электронная коммерция, а в особенности – онлайн-торговля (ОКЭД 47910 – Розничная торговля путем заказа товаров по почте или через сеть Интернет). Основу этой сферы составляют небольшие магазины, которые работают через маркетплейсы – как отечественные, так и иностранные. Они попадают в концепцию розничного налога, так как работают напрямую с потребителями. К тому же это конкурентный рынок – большое количество малых предприятий пытаются выиграть в гонке за потребителя и нарастить средний чек. На тот момент они еще не фигурировали в разрешительном списке», – написал Никита Шаталов в своем Telegram-канале.
По его словам, после недолгой коммуникации с разработчиками Налогового кодекса им удалось включить онлайн-торговлю в число плательщиков розничного налога после того, как реформа будет утверждена.
«Этот сектор очень интересный – предприятий в нем меньше, чем в офлайне, но в силу цифровой специфики они работают чаще вбелую и меньше сидят в тени. Как итог – они платят 360 млрд тенге налогов, в то время как чистый оффлайн 240 млрд. Онлайн-торговля удваивается каждые пару лет и в перспективе будет базой роста рабочих мест (другой вопрос, как обелить именно их, но это вопрос всей экономики).
Включение этого ОКЭД в число плательщиков розничного налога – правильный шаг. Но впереди еще сложная работа: например, нужно придумать механизм, чтобы крупные сети не создавали e-commerce дочки, чтобы производить налоговую оптимизацию, а также выстроить правильное налоговое регулирование для маркетплейсов, чтобы отечественные платформы могли конкурировать с иностранными, и в то же время заставить платить большие платформы, которые работают на нашем рынке, в том числе через «Казпочту». Также в частном порядке я узнал, что КГД хочет повесить на онлайн-торговлю дополнительную отчетность, что создаст излишние трансакционные издержки и снижение эффективности», – сообщил мажилисмен.
По мнению Никиты Шаталова, E-commerce будет расти и дальше, и наша задача направлять этот рост в правильное русло.
«Уже порядка 100 тысяч предпринимателей работают в этой сфере, платят зарплаты, создают спрос в логистике и, что самое важное, не просят у государства пособия и дешевые кредиты. Наша задача – поддерживать такие конкурентные рынки и держать государственное вмешательство в очень жестких рамках», – заключил он.