Строительство аэропорта в Аркалыке: когда город получит новую воздушную гавань
На этот вопрос в очередной раз обратил внимание транспортных властей страны мажилисмен Берик Бейсенгалиев
Вопрос восстановления аэропорта в городе Аркалыке вновь вышел на повестку дня в парламенте РК. Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «AMANAT» Берик Бейсенгалиев в очередной раз поднял проблему, с которой жители и представители бизнеса региона сталкиваются уже многие годы. Аркалык, некогда развитый транспортный узел, сегодня остался без полноценного аэропорта, что сдерживает экономическое развитие региона. Об этом свидетельствуют обращения местных жителей, обеспокоенных отсутствием авиасообщения, как одного из ключевых элементов транспортной инфраструктуры. Подробнее об этом читайте в материале Azattyq Ruhy.
Почему аэропорт так важен для Аркалыка?
Город Аркалык, находящийся в Торгайском районе Костанайской области, долгое время был важным транспортно-логистическим узлом. Однако после того, как старый аэропорт был снесен и продан частному владельцу, регион оказался в изоляции с точки зрения воздушного сообщения. Берик Бейсенгалиев, обращаясь на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК с депутатским запросом к первому заместителю премьер-министра РК Роману Скляру, отметил, что вопрос строительства нового аэропорта не раз поднимался в парламенте, но конкретные действия со стороны государственных органов до сих пор отсутствуют.
«Этот вопрос неоднократно поднимался местными жителями во время встреч с избирателями региона, что еще раз показало его важность и актуальность. Население открыто выражает обеспокоенность по поводу того, завершится ли дело», – сказал Берик Бейсенгалиев.
Предложения по восстановлению аэропорта
На данный момент идет обсуждение восстановления старого аэропорта с учетом минимальных затрат. Берик Бейсенгалиев подчеркнул, что восстановление не потребует строительства новой взлетно-посадочной полосы, достаточно отремонтировать старую и создать объекты инфраструктуры для приема малой и средней авиации. В подтверждение этому он привел пример прибытия в Аркалык двух военно-транспортных самолетов из Чехии, что свидетельствует о возможности эксплуатации старой взлетно-посадочной полосы.
«Для восстановления аэропорта достаточно отремонтировать старую и построить инфраструктурные объекты для приема малой и средней авиации без строительства новой взлетно-посадочной полосы», – отметил депутат.
Текущие шаги и необходимые действия
Ранее акиматом Костанайской области были выделены 9,5 миллиона тенге для обследования состояния аэропорта. Однако, по словам депутата, с тех пор прошло восемь месяцев, но никаких видимых действий в этом направлении не было предпринято. Мажилисмены несколько раз посещали регион и проводили встречи с избирателями, однако на месте аэропорта не было зафиксировано ни инспекций, ни работ по восстановлению.
«Мы все больше убеждались, что аэропорт так же необходим, как воздух», – добавил Берик Бейсенгалиев.
Отсутствие полноценной авиационной инфраструктуры стало особенно ощутимым во время природных катаклизмов. Регион одним из первых испытал наводнение, однако из-за нехватки авиакеросина вертолеты из других регионов не могли добраться до сел, оказавшихся в зоне затопления. Также произошла трагедия – катастрофа медицинского самолета, который пытался перевезти больного человека из Аркалыка в районный центр, но приземлился в талый снег.
Эти события показали не только необходимость восстановления старого аэропорта, но и подтвердили его стратегическое значение для региона.
Реакция правительства: цифры и планы
Первый заместитель премьер-министра РК Роман Скляр, отвечая на депутатский запрос Берик Бейсенгалиева, предоставив детальный план возможных работ по восстановлению аэропорта в Аркалыке. В своем ответе он отметил, что для обследования состояния аэродромных покрытий акиматом Костанайской области было привлечено ТОО «NTDK Group». По результатам обследования выяснилось, что взлетно-посадочная полоса, рулежная дорожка и перрон находятся в неудовлетворительном состоянии. Также были изучены приаэродромные территории в радиусе 40 километров, где выявлены препятствия, связанные с сельскохозяйственной деятельностью и животноводческими фермами.
Ориентировочные затраты и инфраструктурные объекты
Восстановление аэропорта планируется на основе следующих параметров:
- взлетно-посадочная полоса длиной не менее 2 200 метров, способная принимать самолеты типа Q400, АН-24, CRJ 200. Необходимый ремонт аэродромных покрытий общей площадью 187,4 тысячи квадратных метров обойдется в 1,6 миллиарда тенге;
- пассажирский терминал с пропускной способностью 70 пассажиров в час и общей площадью 1 300 квадратных метров. Ориентировочная стоимость строительно-монтажных работ и приобретения оборудования для обработки багажа составит 4 миллиарда тенге;
- производственные помещения для аэродромных служб, включая службы авиационной безопасности, электросветотехнического обеспечения полетов и организации перевозок;
- парк аэродромной спецтехники, включая шнекоротор и снегоочистительные машины. Ориентировочная стоимость техники – 190 миллионов тенге;
- аэронавигационное и метеорологическое оборудование для обеспечения точного захода на посадку.
«Таким образом предварительная ориентировочная сумма затрат на восстановление аэропорта составляет 7,7 миллиарда тенге», – сказал Роман Скляр, подчеркнув, что окончательная стоимость будет определена после разработки проектно-сметной документации.
Также сообщается, что на данный момент акиматом Костанайской области прорабатывается вопрос изыскания 60 миллионов тенге для разработки проектно-сметной документации, а дальнейшее финансирование проекта будет вынесено на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии.
Перспективы и надежды
Непрерывное обсуждение вопроса восстановления аэропорта в Аркалыке свидетельствует о его важности как для региона, так и для всей транспортной системы страны. Региональные власти, в лице акимата Костанайской области, и депутаты продолжают настаивать на необходимости возобновления полноценного авиасообщения, что позволит решить множество социальных и экономических проблем.
Ожидается, что разработка проектно-сметной документации и дальнейшее финансирование со стороны государства позволят ускорить восстановительные работы, а сам аэропорт станет важной частью транспортной системы Казахстана, способствуя развитию региона и межрегиональной логистики.
«В целом вышеуказанные вопросы находятся на постоянном контроле правительства и дальнейшая работа по их решению будет продолжена», – заключил Роман Скляр.
Напомним, ранее президент Касым-Жомарт Токаев в рамках послания народу страны заявил о необходимости строить аэропорты в Казахстане.
«Важнейшая задача – развитие аэрохабов. В Казахстане ежегодно обрабатывается около 150 тысяч тонн авиагрузов. В ближайшие четыре года этот показатель можно увеличить в два раза. Предстоит создать все условия для расширения возможностей наших аэропортов по транспортировке грузов. В зоне пристального внимания должно быть развитие внутренних авиамаршрутов, особенно это касается вопроса инфраструктуры на основных туристических объектах», – заявил президент.
По словам главы государства, взлетно-посадочные полосы курортных зон Балхаша и Алаколя уже модернизированы.
«Предстоит раскрыть потенциал курортных зон Катон-Карагая, Зайсана и Кендирли. В курортных зонах нужно строить аэровокзальные комплексы и аэропорты с подведением качественной дорожной инфраструктуры. За счет Фонда развития промышленности следует приобрести воздушные суда малой авиации. Хочу особо отметить, что при реализации туристических проектов важно не нарушить экологический баланс, избежать ущерба природе», – добавил Касым-Жомарт Токаев.
После этого в Министерстве транспорта Республики Казахстан рассказали, что новые аэропорты будут построены в курортных зонах Катон-Карагай, Зайсан и Кендерли.
На сайте Министерства транспорта РК сообщается, что глава ведомства Марат Карабаев ознакомился с выбранными площадками для строительства новых аэропортов на востоке страны.
Уже известно, что в Катон-Карагайском районе новую воздушную гавань построят между селами Катон-Карагай и Улкен Нарын, недалеко от села Солдатово. Расстояние от места строительства до села Катон-Карагай составляет 38 километров.
В Зайсане аэропорт расположится на территории бывшего военного аэродрома имени Сатпаева. Расстояние от места строительства до Зайсана составляет 25 километров.
«Так, на начальном этапе в аэропортах будет построена индивидуальная взлетно-посадочная полоса (ИВПП) длиной 2200 метров для воздушных судов Q400, ATR 42/72, CRJ200. Данные типы воздушных судов позволят обеспечить авиасообщение с Астаны и Алматы до туристических мест области», – сказано в сообщении.
Также сообщается, что будет предусмотрена возможность для дальнейшего удлинения ИВПП что позволит принимать широкофюзеляжные самолеты с большой вместительностью типа Аirbus А320, Boeing 737.
«Строительство всех трех аэропортов начнем в 2025 году», – сказал Марат Карабаев.
Он также провел встречу с представителями местного исполнительного органа, экспертами строительной и авиационной отрасли, где был обсужден план по строительству аэропортов. Указанные участки признаны наиболее оптимальными в рассматриваемых районах по результатам предварительных исследований экспертов авиационной и строительной отрасли, проектировщиков исходя из следующих факторов:
- первое: проведенного анализа рельефа, метеоусловий, розы ветров;
- второе: отсутствие препятствий, в том числе горных для посадки воздушных судов;
- третье: возможность приема-выпуска воздушных судов с обоих курсов посадки;
- четвертое: возможность будущего расширения аэропортовой инфраструктуры;
- пятое: удобное расположение между граничащими районами области (Улкен Нарын, Катон-Карагай и Зайсан, Тарбагатай);
- шестое: наличие инженерной инфраструктуры и близость к существующим дорогам.