Устаревшие автобусы позорят Казахстан в глазах туристов, заявил депутат
По словам Кайрата Балабиева, должно быть стыдно перевозить туристов изношенными автобусами
Казахстанский туризм не успешен. Об этом заявил депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии AMANAT Кайрат Балабиев, передает Azattyq Rýhy.
«Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в Послании народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» поручил задействовать туристический потенциал нашей страны и реализовать прорывные проекты. Также отметил, что в этой важной отрасли пока нет значимых успехов и мы отстаем от других государств. Туризм – один из самых прибыльных видов бизнеса, темпы которого в мировой экономике не снижаются. На его долю приходится одна десятая часть мирового валового продукта и 10 процентов международных инвестиций. Туризм также способствует формированию внутреннего валового продукта, созданию дополнительных рабочих мест, активизации внешнеторгового баланса. Есть такие государства, которые зарабатывают только на доходах от туризма. А туризм в Казахстане – не совсем успешный, проблемы с дорогами, электричеством, связью и почти никакого сервиса. Вследствие чего, мы не можем использовать живописные места во благо экономики страны. И даже там, где есть и свет, и связь, и другое, картина ничем не лучше», – заявил Кайрат Балабиев, обращаясь с депутатским запрсом к первому заместителю премьер-министра РК Роману Скляру.
Тем временем, по его словам, пока другие организовывают экскурсии на двухэтажных автобусах, комфорт-такси, круизы на лайнерах, у нас даже в городах новых автобусов не хватает, не говоря об отдаленных населенных пунктах.
«Автопарки давно устарели. Наихудшие показатели качества по ним в городе Алматы и Туркестанской области. В частности, у нас основная часть автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки (13,2 тысчси), изношена и устарела, – это 66 %. Срок их экплуатации уже более 20 лет, количество непригодных для использования составляет более 36%. А в развитых странах их средний срок службы составляет 5-7 лет. Кроме того, в городах Астана, Алматы и областных центрах наблюдается дефицит пассажирского общественного транспорта. А ведь города Алматы и Туркестан считаются в стране одними из лучших регионов с развитым туризмом», – отмечает мажилисмен.
Сежду тем, износ техники напрямую влияет на обеспечение качества пассажирских перевозок и безопасности их жизни, считает Кайрат Балабиев.
«Очевидно, что объем выхлопных газов от изношенных автобусов превышает допустимые нормы. При таких условиях как мы можем обеспечить качество и безопасность пассажирских перевозок? Должно быть стыдно перевозить туристов автобусами такого состояния! Это, в свою очередь, наносит ущерб и репутации нашей страны. Мы можем привлечь иностранцев, только если будем создавать максимально комфортные условия для развития туризма в стране и будем предоставлять гостям услуги на самом высоком уровне. А развитие сферы туризма очень положительно скажется на экономике страны. Президент также отмечал, что в рамках поручения о создании благоприятных условий для населения необходимо отказаться от морально устаревших и наносящих экологический ущерб видов транспорта. У нас имеются заводы, но годовые показатели производства совсем низкие. В 2023 году семь заводов страны произвели всего 3,2 тысячи автобусов, а доля новых автобусов в общем автобусном парке составляет всего 7,4%», – обратил внимание он.
С такими показателями мы не сможем в ближайшее время обновить автобусный парк на необходимом уровне, удовлетворить внутренний спрос и избавиться от импортозависимости, утверждает депутат.
«Вместе с тем, безусловно, что в эту отрасль необходимы инвестиции со стороны государства и предпринимателей. Предпринимателям невыгодно привозить автобусы извне на собственные средства, поскольку высокие таможенные пошлины и утилизационный сбор делают импортные автобусы очень дорогими. Ни для кого не секрет, что таможенные процедуры не только для автобусов, но и для легковых автомобилей, различные сборы и платежи превышают общую стоимость транспорта в 2-3 раза и уже давно вызывают возмущение общественности. В 2014 году государство начало модернизацию автобусного парка и ввело нулевую ставку на импортные автобусы сроком на один год. Как только предприниматели начали пользоваться льготами, этот процесс был остановлен», – сказал Кайрат Балабиев.
С учетом важности вышеизложенных вопросов, в целях обновления отечественного автобусного парка и обеспечения внутреннего спроса, что напрямую влияет на развитие туризма в Казахстане, депутат просит:
- ввести применение в течение двух лет нулевой ставки на новые автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров, въезжающих в Казахстан из-за рубежа, освободив от налога на добавленную стоимость в размере 12% и ввозных таможенных пошлин, взимаемых на внутреннем рынке;
- предусмотреть меры по освобождению новых автобусов, ввозимых из других государств, от утилизационного сбора и платежей за первоначальную регистрацию.