$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Устаревшие автобусы позорят Казахстан в глазах туристов, заявил депутат

По словам Кайрата Балабиева, должно быть стыдно перевозить туристов изношенными автобусами

Устаревшие автобусы позорят Казахстан в глазах туристов, заявил депутат
Фото: © istockphoto.com

Казахстанский туризм не успешен. Об этом заявил депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии AMANAT Кайрат Балабиев, передает Azattyq Rýhy.

«Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в Послании народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» поручил задействовать туристический потенциал нашей страны и реализовать прорывные проекты. Также отметил, что в этой важной отрасли пока нет значимых успехов и мы отстаем от других государств. Туризм – один из самых прибыльных видов бизнеса, темпы которого в мировой экономике не снижаются. На его долю приходится одна десятая часть мирового валового продукта и 10 процентов международных инвестиций. Туризм также способствует формированию внутреннего валового продукта, созданию дополнительных рабочих мест, активизации внешнеторгового баланса. Есть такие государства, которые зарабатывают только на доходах от туризма. А туризм в Казахстане – не совсем успешный, проблемы с дорогами, электричеством, связью и почти никакого сервиса. Вследствие чего, мы не можем использовать живописные места во благо экономики страны. И даже там, где есть и свет, и связь, и другое, картина ничем не лучше», – заявил Кайрат Балабиев, обращаясь с депутатским запрсом к первому заместителю премьер-министра РК Роману Скляру.

Тем временем, по его словам, пока другие организовывают экскурсии на двухэтажных автобусах, комфорт-такси, круизы на лайнерах, у нас даже в городах новых автобусов не хватает, не говоря об отдаленных населенных  пунктах.

«Автопарки давно устарели. Наихудшие показатели качества по ним в городе Алматы и Туркестанской области. В частности, у нас основная часть автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки (13,2 тысчси), изношена и устарела, – это 66 %. Срок их экплуатации уже более 20 лет, количество непригодных для использования составляет более 36%. А в развитых странах их средний срок службы составляет 5-7 лет. Кроме того, в городах Астана, Алматы и областных центрах наблюдается дефицит пассажирского общественного транспорта. А ведь города Алматы и Туркестан считаются в стране одними из лучших регионов с развитым туризмом», – отмечает мажилисмен. 

Сежду тем, износ техники напрямую влияет на обеспечение качества пассажирских перевозок и безопасности их жизни, считает Кайрат Балабиев.

«Очевидно, что объем выхлопных газов от изношенных автобусов превышает допустимые нормы. При таких условиях как мы можем обеспечить качество и безопасность пассажирских перевозок? Должно быть стыдно перевозить туристов автобусами такого состояния! Это, в свою очередь, наносит ущерб и репутации нашей страны. Мы можем привлечь иностранцев, только если будем создавать максимально комфортные условия для развития туризма в стране и будем предоставлять гостям услуги на самом высоком уровне. А развитие сферы туризма очень положительно скажется на экономике страны. Президент также отмечал, что в рамках поручения о создании благоприятных условий для населения необходимо отказаться от морально устаревших и наносящих экологический ущерб видов транспорта. У нас имеются заводы, но годовые показатели производства совсем низкие. В 2023 году семь заводов страны произвели всего 3,2 тысячи автобусов, а доля новых автобусов в общем автобусном парке составляет всего 7,4%», – обратил внимание он.

С такими показателями мы не сможем в ближайшее время обновить автобусный парк на необходимом уровне, удовлетворить внутренний спрос и избавиться от импортозависимости, утверждает депутат.

«Вместе с тем, безусловно, что в эту отрасль необходимы инвестиции со стороны государства и предпринимателей. Предпринимателям невыгодно привозить автобусы извне на собственные средства, поскольку высокие таможенные пошлины и утилизационный сбор делают импортные автобусы очень дорогими. Ни для кого не секрет, что таможенные процедуры не только для автобусов, но и для легковых автомобилей, различные сборы и платежи превышают общую стоимость транспорта в 2-3 раза и уже давно вызывают возмущение общественности. В 2014 году государство начало модернизацию автобусного парка и ввело нулевую ставку на импортные автобусы сроком на один год. Как только предприниматели начали пользоваться льготами, этот процесс был остановлен», – сказал Кайрат Балабиев.

С учетом важности вышеизложенных вопросов, в целях обновления отечественного автобусного парка и обеспечения внутреннего спроса, что напрямую влияет на развитие туризма в Казахстане, депутат просит:

  • ввести применение в течение двух лет нулевой ставки на новые автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров, въезжающих в Казахстан из-за рубежа, освободив от налога на добавленную стоимость в размере 12% и ввозных таможенных пошлин, взимаемых на внутреннем рынке;
  • предусмотреть меры по освобождению новых автобусов, ввозимых из других государств, от утилизационного сбора и платежей за первоначальную регистрацию.
Новости партнеров