Бизнес на незаконной продаже бланков на въезд грузового транспорта процветает в Казахстане
О существовании черного рынка в сфере международных перевозок заявил депутат Мажилиса от партии AMANAT Болатбек Нажметдинов
В Казахстане в последнее время в вопросе получения допуска к международным перевозкам и оформления разрешения на грузовые автоперевозки наметилась устойчивая тенденция к созданию барьеров для добросовестных казахстанских компаний, росту серых схем в разрешительной системе в данном секторе экономики. Такое мнение высказал депутат Мажилиса, член фракции партии AMANAT Болатбек Нажметдинов, передает Azattyq Rýhy.
«Во многом это обусловлено отсутствием, неэффективным на протяжении многих лет необходимого регулирования и соответствующего государственного контроля со стороны уполномоченного органа и потому сегодня стало возможным получать удостоверение и карточки допуска к осуществлению международных перевозок с применением иностранных бланков разрешений (ИБР) без соблюдения квалификационных требований. Так, согласно Правил допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов, утвержденных приказом министра транспорта от 24 августа 2011 года, к осуществлению таких перевозок допускаются лица, имеющие трудоустроенных сотрудников, включая иностранных граждан, в количестве не меньшем количества автотранспортных средств. Однако, как показывает анализ данных органов внутренних дел и транспортного контроля, не редки факты превышения количества выданных допусков на одного перевозчика фактическому количеству имеющихся у него сотрудников», – сказал Болатбек Нажметдинов на пленарном заседании Мажилиса, озвучивая депутатский запрос на имя генерального прокурора РК Берика Асылова.
По факту данная норма правил не работает, заявил он. И следом привел пример:
«Перевозчик SOFI-TRANS, согласно отчету Комитета автомобильного транспорта, на конец 2023 года имел на балансе 32 автотранспортных средства (АТС), 31 из них состоит из арендованного подвижного состава. Перевозчиком было получено 74 бланков, возвращено только 28 ИБР. При этом численность сотрудников предприятия – до пяти человек. Закономерен вопрос: как перевозчик, не соответствуя квалификационным требованиям, получил допуск с применением ИБР на свои автотранспортные средства при численности в пять человек и куда делись 46 невозвращенных им ИБР? Ответ на поверхности – данная компания была замешана в беспрепятственной незаконной продаже бланков ИБР и, полагаю, что в этой незаконной схеме на системной основе помогали должностные лица уполномоченного органа. Вместо того, чтобы не допускать к разрешительной системе из-за несоответствия квалификационным требованиям».
Отсутствие своевременного реагирования на указанные факты со стороны Министерства транспорта привело к тому, что стало возможным осуществлять незаконную продажу допусков с применением ИБР на теневом рынке, утверждает мажилисмен.
«Об этих фактах известно всем отечественным и иностранным перевозчикам. Сегодня это по сути успешный теневой бизнес. Уровень доходности такого бизнеса намного выше, чем сами перевозки. При наличии дефицита в ИБР их можно продать и благополучно за это не отвечать. Причем по цене в тысячу раз дороже официального тарифа – не за 2 месячных расчетных показателя, или 7 тысяч тенге, по гостарифу, а за 1 000 и более, но уже в долларах США», – заявил Болатбек Нажметдинов.
С одним таким фактом можно познакомиться в одном из расследований, опубликованном в интернете, сообщил он. Его автору без труда удалось приобрести за 1 200 долларов США поддельный иностранный бланк разрешения.
«Кроме того, уже несколько месяцев Комитету транспорта от Минфина передаются данные из системы «Астана-1». Информацию о таможенных декларациях можно использовать для подтверждения выполнения рейсов перевозчиками, подозревающимися в незаконной продаже бланков. Однако до сих пор эта информационная платформа Комитетом транспорта не используется», – утверждает депутат.
На основании вышеизложенного Болатбек Нажметдинов просит:
- провести прокурорскую проверку с привлечением налоговой службы по вопросу законности выдачи допуска и нарушении налогового законодательства;
- в случае выявления нарушений, применить меры прокурорского реагирования.