Не хуже Кении и Танзании: в Казахстане занялись улучшением качества дорог
Каким образом автомобильные трассы в стране станут лучше, рассказали в профильном ведомстве
Как только в Казахстане наступает весна, вместе со снегом тает и асфальт. Это – факт, который недавно даже подтвердил аким Астаны Женис Касымбек, написав пост в социальной сети Facebook. Да и депутаты Парламента неоднократно говорили о том, что отечественные дороги по качеству уступают тем, что находятся в беднейших странах мира. Вопрос: «Почему?» А главное: что с этим делать и когда казахстанцы будут ездить по нормальным и качественным дорогам. Об этом читайте в материале Azattyq Rýhy.
Тема состояния казахстанских дорог поднимается из года в год. Еще в апреле 2021 года Президент Касым-Жомарт Токаев принял кадровые решения в отношении лиц, допустивших серьезные промахи в работе, касающейся качества дорог. То есть ряд чиновников попросту были уволены.
«Правительство и областные акиматы до 2025 года должны отремонтировать и привести в порядок 95% местных дорог. С 2019 года на эти цели ежегодно из республиканского бюджета выделяется 50 миллиардов тенге. На строительство и ремонт дорог также направляются средства из местного бюджета. Однако можно сказать, что это не дает результатов. Большая часть отремонтированных дорог приходит в негодность уже на следующий год, и об этом следует говорить открыто», – заявил тогда глава государства, требуя разобраться с этим вопросом.
В октябре 2022 года депутат Мажилиса Альберт Рау поднял этот же проблемный вопрос. Во время Правительственного часа в Мажилисе он заявил, что в стране требуется построить и реконструировать почти 12 тысяч километров республиканских автодорог, а это почти 50% дорог республиканского значения.
«Хотя мы говорим, что мы приближаемся к 90%. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума, Казахстан занимает 93-е место среди 141 страны мира по показателю качества дорог. Кения и Танзания выше нас», – возмутился тогда парламентарий, напомнив, что, согласно национальному проекту, к 2025 году в хорошем и удовлетворительном состоянии должно быть 100% дорог.
В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК, хотя высказались спустя некоторое время, не совсем согласны с такой постановкой вопроса. По словам заместителя председателя Комитета автомобильных дорог Амангельды Бекова, это не совсем так, потому что опросы носят чисто субъективный характер.
«В рейтинге Всемирного экономического форума Казахстан занимает не 93-е, а 63-е место, а сам рейтинг составляется с помощью опросов. Опрашиваются все жители населенных пунктов, и из этого складывается качество автодорог. То есть, если кто-то недоволен состоянием одной улицы, он говорит в целом про дороги. Поэтому это осуществляется опросным методом и это, можно сказать, (такие опросы – AR) недействительно фактически», – убежден замглавы Комитета автодорог, подчеркнув при этом, что Казахстан не может быть позади Кении и других стран, «где вообще нет дорог».
Вместе с тем, напомнил он, общая протяженность автомобильных дорог страны составляет 95 тысяч километров, из которых 25 тысяч километров приходится на дороги республиканского значения, 70 тысяч – на областного и районного значения. В 2022 году по республиканской сети были охвачены строительством и реконструкцией 4 тысячи километров, из которых основные работы были завершены на 1,2 тысячи километров. Капитальным и средним ремонтом были охвачены порядка 3 тысяч километров, из которых завершены работы на 679 километрах. На местной сети автодорог всеми видами ремонта охвачены 4,6 тысячи километров, из которых завершено 3 тысячи километров.
«По итогам года доля дорог в нормативном состоянии увеличена по республиканской сети до 91%, по местной сети – до 85%», – заверил Амангельды Беков.
В этом году планируется охватить строительно-монтажными работами 11 тысячи километров автодорог общего пользования. По республиканской сети будут продолжены работы по строительству и реконструкции 3,6 тысячи километров, из которых планируется завершить работы на 856 километрах. Капитальным и средним ремонтом будут охвачены 3,4 тысячи километров, на местной сети охват всеми видами ремонта составит 4 тысячи километров, из которых будут завершены 3 тысячи километров.
«По итогам года доля дорог в нормативном состоянии будет увеличена до 92% по республиканской сети и 87% по местной сети», – пообещал заместитель председателя комитета МИИР.
Кроме того, Министерством индустрии и инфраструктурного развития продолжается работа по развитию придорожного сервиса. По данным Амангельды Бекова, сегодня вдоль автомобильных дорог республиканского значения функционируют 1 634 объекта придорожного сервиса, 74% из которых, или 1 204 единиц, отвечают требованиям Национального стандарта. В этом году планируется запустить еще 78 объектов сервиса, из них 53 объекта – за счет привлечения частных инвестиций, и 25 санитарно-гигиенических узлов в рамках реконструкции и ремонта автодорог, что позволит по итогам этого года довести долю объектов сервиса соответствующих Национальному стандарту до 82%.
«В рамках развития придорожного сервиса в прошлом году запущен механизм государственной поддержки по возмещению затрат на строительство объектов сервиса (10% от стоимости) и содержание санитарно-гигиенических узлов (83 тысяч тенге в месяц). В целях упрощения процедуры предоставления земель для строительства объектов придорожного сервиса мы прорабатываем вопрос по внесению изменений в действующее законодательство», – сообщил он.
Кроме того, по поручению Президента, особое внимание уделяется качеству дорожно-ремонтных работ и диагностике состояния автодорог. Экспертиза качества работ и материалов по республиканским дорогам осуществляется за счет средств, выделенных из республиканского бюджета и полностью охватывает всю сеть. Также активно ведется работа с местными исполнительными органами по охвату экспертизой дорог местного значения, а также улиц населенных пунктов. Для повышения качества автодорог проработан новый подход путем реформирования отрасли.
«На сегодняшний день принят ряд поправок в законодательстве, где Национальный центр качества наделен полномочием по проведению ведомственной экспертизы на ремонт улиц населенных пунктов, так как большинство жалоб у населения возникают именно на качество проводимых работ улично-дорожной сети в населенных пунктах», – рассказал Амангельды Беков.
Наряду с этим проработаны вопросы внедрения принципов FIDIC, которые позволят оптимизировать этапы реализации проектов, внедрение ЕРСМ-контракта, при котором подрядчик сам разрабатывает проект и берет на себя все риски по удорожанию. А также единый договор по экспертизе качества дорог местной сети с Национальным центром качества, что позволит повысить качество используемых материалов и дисциплину подрядных организации с соблюдением технологии строительства на всех автодорожных проектах страны. Также проведено совершенствование нормативно-технической базы отрасли, где действующие 1 200 нормативов будут оптимизированы и актуализированы до 50 основных ГОСТов и стандартов. Таким образом, подчеркивают в МИИР, будет актуализирован реестр новых апробированных и испытанных материалов и технологий.