$ 511.22  540.05  4.73
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
25.11.2022, 20:25
Экономика

Еще больше дорог в Казахстане станут платными. Но станут ли они лучше?

Казахстанские дороги собрали с водителей 25 млрд тенге

Еще больше дорог в Казахстане станут платными. Но станут ли они лучше?
Фото: ru.qaj.kz, facebook.com/kazautozhol/

По состоянию на 1 ноября 2022 года автовладельцы заплатили за проезд по платным дорогам в Каазхстане порядка 25 млрд тенге. Эти средства, как правило, направляются на содержание этих самых магистралей. Сеть платных дорог в стране продолжит расширяться, вот только станут ли они лучше? Об этом рассказал председатель Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Толеген Абдуллин, передает Azattyq Rýhy.

«На 1 ноября общий сбор 2 200 километров платных дорог насчитывает порядка 25 млрд тенге. Эти средства в первую очередь направлены на содержание данных участков дорог и содержание систем взимания платы. В 2023 году, по мере завершения всех ремонтных работ, будет вводится платность (на других дорогах – AR). Эти участки разветвленные, в разных регионах – на юге, западе. То есть после проведения ремонтных работ – реконструкция это или ремонт капитальный – после этого будут приниматься решения по внедрению платности», – рассказал Толеген Абдуллин.

На сегодняшний день общая протяженность автомобильных дорог в Казахстане составляет 96 тыс. километров, из которых 25 тыс. километров являются дорогами республиканского значения, 71 тыс. километров – областного и районного значения. Дороги республиканского значения находятся в ведении уполномоченного органа в лице Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. Национальный оператор в лице АО «Национальная компания «ҚазАвтоЖол» в рамках государственного задания осуществляет организацию работ по развитию и содержанию. Развитие, ремонт и содержание автодорог областного и районного значения, а также улично-дорожной сети находится в ведении местных исполнительных органов.

«В текущем году ведутся строительно-монтажные работы на более 11 тыс. километров автодорог общего пользования. По республиканской сети ведется строительство и реконструкция 4 тыс. километров, из которых завершаем 1,2 тыс. километров. Капитальным и средним ремонтом охвачено порядка 3 тыс. километров, из которых завершается порядка 900 километров. На местной сети автодорог всеми видами ремонта охвачено 4,6 тыс. километров, из которых завершается 2,6 тыс. километров», – озвучил данные председатель комитета.

Таким образом, по итогам 2022 года долю дорог в нормативном состоянии МИИР обещает довести до 91% по республиканской сети и до 85% – по местной сети.

Работы по реконструкции ведутся еще на 17 проектах, завершить их планируется в 2024 году. В частности, по поручению Президента начата реконструкция двух участков автодороги «Подстепное – Федоровка» протяженностью 72 километра, на которую в 2022 году выделено 6 млрд тенге. На оставшихся двух участках прорабатывается вопрос финансирования за счет привлечения средств. Также в этом году начата реконструкция автодороги «Кызылорда – Жезказган» по территории Кызылординской области (218 километров – AR), по оставшимся участкам на территории Улытауской области ведутся конкурсные процедуры по определению подрядной организации, а также завершаются работы по разработке проектно-сметной документации на отдельных участках.

«В настоящее время в процессе проектирования находятся три новых проекта – это «Атырау – Уральск» с юго-западным обходом города Уральска – 521 километр, «Жезказган – Караганды» – 513 километров, «Актобе – Улгайсын» – 262 километра. Завершение проектных работ планируется в 2023 году с поэтапным началом строительно-монтажных работ», – добавил Толеген Абдуллин.

В настоящее время в республике функционируют 11 платных участков автодорог протяженностью 2,2 тыс. километров, которые поэтапно были внедрены в период с 2013-го по 2021-й годы. Это трассы: Астана – Щучинск, Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, Алматы – Хоргос, Астана – Павлодар, Капшагай – Талдыкорган, Тараз – Кайнар, Шымкент – Кызылорда, Шымкент – Тараз, Шымкент – Ташкент и Щучинск – Кокшетау.

«На сегодняшний день на всех платных участках действуют тарифы 2013 года, кроме того, до конца года будет внедрена абонентская плата для всех видов транспортных средств согласно следующим тарифам: легковые автомобили – 1 000 тенге в один год, автобусы до 16 мест и грузовые автомобили до 2,5 тонн – 2 месячных расчетных показателя (МРП) в месяц, 20 МРП в год, автобусы до 32 мест и грузовые автомобили до 5,5 тонн – 4 МРП в месяц, 40 МРП в год, автобусы до свыше 32 мест и грузовые автомобили до 10 тонн – 6 МРП в месяц, 60 МРП в год, грузовые авто до 15 тонн – 8 МРП в месяц, 80 МРП в год и грузовые авто свыше 15 тонн – 10 МРП в месяц, 100 МРП в год», – перечислил председатель комитета.

При этом отметил он, что абонемент можно оформить только в том случае, если транспортное средство состоит на учете в населенных пунктах и поселков, прилегающих к платному участку.

В то же время в 2023 году запланировано внедрение платы еще на 2,5 тыс. километрах автодорог второй технической категории. Произойдет это по мере приведения сети дорог в нормативное состояние. На новых участках будут действовать текущие тарифы.

Также продолжается работа по развитию придорожного сервиса. По итогам 2022 года планируется привести в соответствие с требованиями национального стандарта 74% объектов придорожного сервиса. В частности, уже установлены 76 благоустроенных санитарно-гигиенических узлов, часть из них за счет якорных инвесторов, часть – в рамках объектов придорожных сервисов, еще часть – за счет реконструкции и частных инвестиций. В 2023 году планируется увеличить долю объектов сервиса в соответствие с требованиями национального стандарта до 82% и установить еще 68 санитарно-гигиенических узлов.

«Для обеспечения внутренней транспортной связанности регионов с центром продолжается развитие местной сети автодорог. Развитие, ремонт и содержание автодорог областного и районного значения, а также улично-дорожной сети находится в ведении местных исполнительных органов. На сегодняшний день общая протяженность автодорог местного значения составляет 71 тыс. километров, 80% дорог находится в нормативном состоянии», – заверяет Толеген Абдуллин.

При этом по поручению главы государства перед местными исполнительными органами стоит ключевая стратегическая задача – к 2025 году довести 95% дорог местного значения в нормативное состояние, напомнил он. И в рамках реализации поставленной задачи местные исполнительные органы должны к этому сроку обеспечить реконструкцию и ремонт не менее 14 тыс. километров дорог.

Еще одним важным моментом является качество дорожно-ремонтных работ и диагностика состояния автодорог, которым уделяется особое внимание. Экспертиза качества работ и материалов по республиканским дорогам осуществляется за счет средств, выделенных из республиканского бюджета, и полностью охватывает всю сеть, заверяют в МИИР. Также активно ведется работа с акиматами по охвату экспертизой дорог местного значения, а также улиц населенных пунктов.

Кроме того, для повышения качества автомобильных дорог был подготовлен пакет поправок в действующее законодательство. Он включает в себя развитие науки, электронной базы материалов и новых технологий. Для этого на базе АО «Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт» уже создана единая база новых технологий и дорожно-строительных материалов. Данным институтом будут формироваться типовые конструкции дорожных одежд для каждого региона с учетом интенсивности движения, расчетных нагрузок. Исходными данными единой базы будут руководствоваться при проектировании и строительстве.

Также будет усовершенствована нормативная база. То есть в дальнейшем при разработке национальных стандартов будут учитываться научные исследования, заключения лабораторных исследований, результаты долговременного мониторинга опытных участков и пилотных проектов. Например, проектирование будет учитывать температурные характеристики каждого региона в разрезе климатических зон и интенсивности движения, что даст возможность повышать эксплуатационные характеристики. Все это, заверил председатель комитета, позволит улучшить качество казахстанских дорог, а гражданам же лишь остается поверить и проверить эти слова через несколько лет.

Новости партнеров