Энергетический кризис: спасет ли отрасль новая тарифная политика

Повышение тарифов должно пройти максимально безболезненно для кошельков казахстанцев

Энергетический кризис: спасет ли отрасль новая тарифная политика
Фотоколлаж Azattyq Rýhy

В энергетической сфере в стране сейчас непростая ситуация: изношены две трети сетей электроснабжения, 57% тепловых коммуникаций и почти половина водопроводных сетей. К энергетическому кризису привели системные проблемы – устаревание инфраструктуры и низкие темпы модернизации. Об этом не раз заявляли с высоких трибун, в том числе об этом говорил и Президент. Но благо, выход есть – и начнет он действовать под названием «Тариф в обмен на инвестиции». Как новая тарифная политика поставит «на ноги» энергетику страны, расскажем в материале Azattyq Rýhy.

Отечественные энергоисточники уже морально устарели, из-за чего так часто и происходят аварии на электросетях. И как следствие – затяжной дефицит энергии в стране. Ситуация лишь ухудшается из года в год. Так, по сравнению с прошлым годом, аварийных остановок оборудования стало больше на 22%, а их продолжительность увеличилась на 16%. Статистика весьма печальна: износ генерирующих мощностей на сегодня составляет порядка 60%. Все проблемы вкупе могут стать серьезной угрозой для энергетической устойчивости страны.

Именно поэтому еще в своем послании народу глава государства обозначил проблемы в энергетике страны и поручил перейти на новую тарифную политику – «Тариф в обмен на инвестиции».

С 2009 по 2015 годы в стране действовала программа «Тариф в обмен на инвестиции» с внедрением предельных тарифов на электрическую энергию. За эти семь лет удалось создать среднесрочный резерв мощности путем ввода 1,2 ГВт новых мощностей и восстановления 1,7 ГВт мощностей, которые в итоге и дали возможность покрыть возникший дефицит.

Добавим, что мощность – это готовность электростанции выработать нужный для людей объем энергии. Для этого она должна постоянно работать: оборудование быть готовым к запуску, сотрудники должны быть на своих рабочих местах. И все это оплачивают потребители в виде платы за мощность. Взамен люди могут быть уверены, что если в определенный момент им понадобится больший объем электроэнергии, оборудование электростанции будет в работоспособном состоянии и поставит им необходимые мегаватты. 

Сейчас же задача «Тарифа в обмен на инвестиции» состоит в том, чтобы достичь снижения износа генерирующих мощностей на 15% к 2035 году путем трансформации подходов в тарифообразовании с увеличением ежегодных инвестиций в 3 раза. Причем немаловажная часть обновленной модели – это усиление действующих механизмов поддержки и обратных обязательств со стороны рынка.

Сейчас же политика по сдерживанию тарифов на энергию не учитывает рост инфляции в полной мере, а энергопредприятиям нужна тарифная политика, которая предусматривала бы индексацию на уровень инфляции. По информации вице-министра энергетики Жандоса Нурмаганбетова, чтобы снизить износ мощностей, в отрасль нужно влить инвестиций в три раза больше.

«В настоящее время лимит на объем средств, направляемых на возврат вложенных в отрасль инвестиций установлен на уровне 32 млрд тенге, его нужно увеличить до 100 млрд тенге. Также для обеспечения притока инвестиций необходимо увеличить действующий тариф на рынке электрической мощности с текущих 590 тысяч тенге за 1 МВт в месяц до 1,2 млн. Это позволит привлечь дополнительные 60 млрд тенге в год», – сказал он на заседании комитета энергетики при партии «AMANAT».

Однако члены Комитета энергетики при «AMANAT» считают, что рост тарифов на электроэнергию, отопление и водоснабжение не должен давить на рядовых потребителей. Председатель комитета, депутат Мажилиса Дюсенбай Турганов отметил, что речь идет не только о поставщиках света, тепла и воды, но, прежде всего, об интересах рядовых казахстанцев.

«Нельзя допустить давления на коммунальщиков. При утверждении тарифов надлежит учитывать инфляцию, тот же рост зарплаты для энергетиков, потому что отрасль может потерять ценные кадры. Что же касается отказа от перекрестного субсидирования, сейчас уже очевидно, что повышение тарифов неизбежно, вопрос только в том, чтобы это было не так ощутимо для людей», – подчеркнул председатель Комитета энергетики при партии «AMANAT» Дюсенбай Турганов.

В свою очередь заместитель председателя Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ Тимур Косымбаев рассказал, что решения по пересмотру тарифов на комуслуги будут приниматься для каждого региона отдельно.

«Мы проводим политику по достижению баланса между потребителями и монополистами. Обязательно должно быть равновесие между экономической и социальной составляющей. Монополисты должны использовать свою прибыль в виде амортизации и направлять большую ее часть на ремонт и модернизацию сетей. В целом, реформа предполагает рост тарифов для населения. При этом уполномоченный орган не допустит их резкого или необоснованного увеличения», – заверил он.

Министр энергетики Болат Акчулаков заверил, что для защиты отдельных категорий потребителей будут созданы условия адресного субсидирования. Но новая энергетическая политика предполагает не только рост тарифов, но и другие важные изменения. Так, к примеру, в прошлом должна остаться компенсация затрат на производство тепловой энергии за счет средств от реализации электрической энергии и услуги по поддержанию готовности электрической мощности. То есть перекрестное субсидирование должно быть исключено. Сейчас сектору теплоэнергетики нужна гибридная модель, которая будет стимулировать привлечение инвестиций и обеспечит гарантии их возврата.

«Для энергопредприятий будут внедрены встречные обязательства по вложению части собственных средств, помимо получаемых из тарифов, на развитие собственных активов», - подчеркнул глава Минэнерго страны Болат Акчулаков.

Чтобы полностью реализовать все эти меры, по его словам, нужно вернуть контрольные функции органа за целевым использованием денег, полученных в рамках политики «Тариф в обмен на инвестиции», а также установить показатели, которые необходимо достичь в рамках вложенных инвестиций, такие как:

• Снижение степени износа основного генерирующего оборудования;

• Снижение удельных расходов условного топлива;

• Улучшение экологических показателей.

По данным Минэнерго, на электрических станциях в этом году завершен ремонт на 4 энергоблоках (44%), 32 котлах (53%), 26 турбинах (62%).

По итогам заседания Комитет энергетики постановил взять на особый контроль вопрос стабильного обеспечения поставок угля и мазута как для электростанций и котельных, так и на нужды населения.

«Комитет будет не только держать на своем постоянном контроле решение проблем модернизации коммунальной инфраструктуры, реформирования тарифной политики, но и в рамках своей компетенции разрабатывать и предлагать необходимые для этого механизмы, в том числе и на законодательном уровне. Также следует обеспечить строгий контроль целевого использования средств потребителей, повышение ответственности монополистов, открытость процедур госрегулирования деятельности в сферах естественных монополий», – резюмировал председатель Комитета энергетики при партии «AMANAT» Дюсенбай Турганов.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.