«Зеленое» финансирование и роль банковского сектора в сокращении выбросов
Переходу Казахстана к чистым нулевым выбросам могли бы способствовать два канала в сфере финансовой политики
В большинстве стран мира банковский сектор играет важную роль в финансировании перехода к менее углеродоемкой экономике. Финансовые учреждения могут стимулировать приток средств в «зеленую» экономическую деятельность, а также косвенно способствовать повышению прозрачности, требуя от предприятий и домохозяйств предоставления и раскрытия информации о «зеленых»/ «коричневых» инвестициях. По мере того, как страны разрабатывают климатические стратегии, критически важным фактором и инструментом, который может действительно сместить баланс в сторону «зеленой», устойчивой экономической деятельности представляется расширение «зеленого» финансирования посредством банковской реформы, передает Azattyq Rýhy.
По мнению старшего специалиста финансового сектора Всемирного банка Исмаэля Ахмад Фонтана и ведущего экономиста Мартина Мелеки, Казахстан в значительной степени зависит от ископаемых видов топлива, в особенности от «коричневых» секторов, таких как угольная и нефтедобывающая промышленность. Учитывая также сложную политэкономию и ограниченный административный потенциал для проведения реформ, стране будет очень сложно достичь заявленной цели – углеродная нейтральность к 2060 году. Для достижения значимых результатов и целей, связанных с изменением климата, правительству Казахстана необходимо действовать избирательно и уже сейчас создавать прочную основу для «зеленого» финансирования.
«В этом отношении переходу Казахстана к чистым нулевым выбросам могли бы способствовать два канала в сфере финансовой политики. Одним из каналов, которые могут обеспечить надлежащее отражение климатических рисков в стоимости кредитования, управление такими рисками и сопутствующий надзор в финансовом секторе, является деятельность Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, которое осуществляет надзор за банковским сектором, страхованием, пенсионным обеспечением и рынками капитала», - считают специалисты.
Второй канал предполагает распределение рисков и другую финансовую поддержку со стороны государства через соответствующие квазифискальные структуры финансовым и нефинансовым рынкам, в первую очередь холдингу «Байтерек» и его дочерним компаниям.
Учет рисков, связанных с изменением климата, в стоимости кредитования
Из-за чрезмерного кредитования «коричневых» секторов Казахстану необходимо управлять дополнительным кредитным риском, связанным с переходом к чистым нулевым выбросам, и адекватно отражать такой риск в стоимости кредитования. Поэтому такие углеродоемкие области, как Карагандинская, Костанайская и Западно-Казахстанская (РИСУНОК 1), где ведущими отраслями промышленности является добыча нефти, газа и угля, получают больше всего кредитов от банков. При этом в Жамбылской и Алматинской областях – с их более экологичной структурой промышленности – наблюдается острая нехватка кредитов.
«Стимулирование притока кредитов в регионы с более экологичными отраслями могло бы способствовать более ускоренному переходу к чистым нулевым выбросам. Для этого банки должны отражать в своих кредитных ставках риски, связанные с «зеленым» переходом», - считают они.
Однако, при ценообразовании кредитов (РИСУНОК 2) банки в значительной степени игнорируют эти риски, которые можно было бы рассчитывать исходя из текущих тенденций выбросов парниковых газов в секторах экономики.
Соблюдение требований финансового регулятора
Одним из факторов притяжения, который может помочь Казахстану мобилизовать больше капитала для «озеленения» своей экономики, является разработка надежной «зеленой» политики для финансового и реального секторов. Новый Экологический кодекс и введение зеленой таксономии на основе требований ЕС – важные шаги в правовой сфере, которые позволят казахстанским хозяйствующим субъектам действовать в рамках единой нормативной базы, определяющей «зеленые» виды экономической деятельности и проекты. Разумеется, эти шаги улучшат систему управления климатическими рисками банков. Однако острым остается вопрос эффективного распределения и мобилизации капитала национальной финансовой системой – удастся ли избежать «зеленого отмывания» (безосновательное позиционирование компании, товара или услуги на рынке как «экологичных» - AR) и «зеленых пузырей» (чрезмерные инвестиции в возобновляемые источники энергии, несопоставимые с уровнем долгов многих компаний, занимающихся чистыми технологиями - AR)?
Эксперты считают, Казахстану еще предстоит разработать полноценную систему, с помощью которой банки и другие финансовые учреждения могли бы достоверно отмечать свои финансовые активы как действительно устойчивые. В такой структуре роль органов банковского надзора должна заключаться не в содействии или «направлении» банковского кредитования на декарбонизацию экономики, а скорее в обеспечении надежного управления банками рисками, связанными с изменением климата. АРРФР Казахстана необходимо сосредоточить внимание на том, чтобы риски, связанные с климатом, в достаточной мере учитывались банками при принятии решений. Это означает, что банки должны надлежащим образом идентифицировать эти риски, управлять, контролировать, регулировать их и вести по ним отчетность во всей своей деятельности. Следуя примеру таких стран, как Грузия или Украина, органы пруденциального надзора Казахстана могут разработать стратегическую дорожную карту, дополняющую обязательства страны по декарбонизации своей экономики рациональным управлением рисками, связанными с климатом, в банковской сфере.
Экологизация деятельности холдинга «Байтерек»
«Байтерек» – мощный инструмент финансовой политики, который при правильном реформировании может принести большую пользу в финансовом развитии и экологизации банковской деятельности. Согласно годовому отчету за 2020 год, на «Байтерек» приходится около 40-50% кредитов, предоставленных неэнергетическим секторам в важных областях экономики, где необходима экологизация, таких как жилищное строительство, национальная инфраструктура и деятельность компаний (малые и средние предприятия (МСП), экспортеры и сельское хозяйство).
«Таким образом, экологизация деятельности холдинга «Байтерек» может в значительной степени способствовать повышению устойчивости казахстанской экономики, задать стратегическое направление для банковской и финансовой сфер, что позволит выйти за рамки экологических, социальных и управленческих критериев или «зеленой» таксономии, и сосредоточить усилия на финансировании проектов, обеспечивающих масштабируемое и проверенное «зеленое» воздействие. «Байтерек» может использовать введение «зеленой» таксономии для разработки новых продуктов, которые позволят экономике снизить углеродоемкость и повысить энергоэффективность, таких как займы на энергоэффективное жилье, кредитование «зеленой» инфраструктуры и займы на устойчивое развитие для корпораций и МСП, чтобы они могли улучшить свой углеродный след», - подчеркивают они.
А применяя принципы импакт-инвестирования, «Байтерек» может запустить благотворный цикл ориентирования операций финансовой индустрии на проверяемое экологическое воздействие, включая содействие развитию специализированных компаний/направлений бизнеса в сфере независимой проверки экологического воздействия. Реформа деятельности «Байтерека» по принципу «сверху вниз» может быть дополнена пилотными проектами, отражающими принципы импакт-инвестирования, начиная с проектов, направленных на смягчение последствий изменения климата, адаптацию к климатическим рискам и справедливый переход, ориентированный на людей. Кроме того, выпуск и целевое использование «зеленых» кредитов, лизинг, инвестиции в акционерный капитал и страховая поддержка могут помочь «Байтереку» инициировать выпуски «зеленых» облигаций на биржах KASE и AIX, что внесет решающий вклад в развитие рынка «зеленого» капитала в Казахстане и в Центральной Азии.
Всемирный банк взаимодействует с финансовым регулятором Казахстана, чтобы помочь в продвижении регулятивных мер реагирования на изменение климата в Казахстане, а также с Министерством национальной экономики с целью реформирования холдинга «Байтерек» для более эффективного содействия финансированию «зеленых» проектов.
Сосредоточив внимание на этих областях реформ банковского сектора, Казахстан может заложить основу для «зеленых» финансов, которые будут служить его целям по сокращению выбросов углерода, помогая обеспечить более устойчивое и инклюзивное будущее для всех граждан страны.