«Жаль Казахстан»: приостановить контракт с Россией и повернуть нефть на Китай предлагает экономист
Таким должен быть ответ на решение суда, по которому приостановлена деятельность КТК, считает Алмас Чукин
Экономист Алмас Чукин предложил несколько вариантов экспорта казахстанской нефти в обход Новороссийска, передает Azattyq Rýhy.
Ранее стало известно о том, что суд Новороссийска приостановил деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на 30 суток. Это связано с нарушениями в документах по плану ликвидации аварийных разливов нефти. Ситуация вызвала волну обсуждения у казахстанских экспертов. Один из них экономист Алмас Чукин также высказался о запрете суда и потерях Казахстана, учитывая, что 22 марта произошла авария на морском терминале КТК.
«Мне все казалось, что это объективные случайности. Сначала шланги запутались в марте-апреле на трубопроводе КТК до Новороссийска, потом экологический штраф на миллиарды рублей. Потом мины времен Второй мировой войны надо было найти и обезвредить. Но теперь вице-премьер РФ Виктория Абрамченко озаботилась экологией в порту Новороссийска и комиссия выявила несколько ДОКУМЕНТАРНЫХ НАРУШЕНИЙ Плана на случай разлива нефти. То есть, ничего еще не разлилось, но по плану не всё выполнено. И комиссия дала время до 30 ноября исправить недочеты. Но Ространснадзор обратился в суд, и прямо в ходе заседания потребовал остановить работу КТК на 90 дней! И суд, в качестве НАКАЗАНИЯ вынес решение остановить ВСЮ деятельность трубопровода на 30 дней! Это прямые потери Казахстана и экспортеров на 300-500 млн долларов», - сокрушается экономист (орфография и пунктуация автора здесь и далее сохранены).
По его словам, «очевидно, что наш союзник в одном конце Черного моря ведет войну и минирует море, но очень внимательно следит за возможными разливами нефти из морских заправщиков, и возможными мерами по устранению этих разливов».
Для справки: КТК – крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км.
В систему КТК поступает нефть в основном с обширных месторождений Западного Казахстана, а также сырье российских производителей.
На официальном сайте КТК говорится, что в состав руководства КТК входят менеджеры из разных стран с большим опытом работы в России, Казахстане и других государствах и регионах, благодаря чему в консорциуме внедрены самые передовые управленческие практики.
При этом он отмечает, что крайне опасно не только потерять на месяц доходы от экспорта.
«Нефть сама не бежит из-под земли, ее оттуда надо качать. Если не качать, то она останавливается на больших глубинах и это непростой процесс. На Каспии вообще страшно представить - глубины, температуры, содержание серы и прочей химии. Но там у Шеврона и других - новые технологии и новое оборудование. Им было тяжело снизить производство в апреле, но они справились. Непонятно, как они справятся с полной остановкой. Возможно неделю другую будут работать на склады, а дальше? Губительно это будет для старых месторождений, которые в основном у КМГ. Там не очень хорошая нефть с парафинами, и не самое новое оборудование. Говорят, что эта нефть если встанет, то завязнет и такую скважину будет очень тяжело «поднять» заново», - обратил он внимание.
Также он предложил пути выхода из этой ситуации.
«Первое - это трубопровод Атасу-Алашанькоу. Он сейчас гонит 12 млн тонн в год, из которых 10 млн тонн российской нефти. В свое время, мы выбрали более дешевый маршрут через РФ, и у нас просто не было нефти на загрузку на Китай. Предложили очень дешевый тариф РФ, и заполнили трубу. Теперь, в виду угрозы экономической безопасности страны, надо приостановить контракт с РФ и повернуть хотя бы 10 млн тонн нашей нефти на Китай», - предлагает экономист.
При этом, по его словам, очень быстро мощность этой трубы за счет дополнительных компрессоров можно довести до 20 млн тонн.
«Второе - ограничить перевозки из РФ на Китай через наши ж/д, возможностей нет, и мобилизовать все, можно на перевозку по ж/д нефти на Восток, в Узбекистан, в Кыргызстан на их НПЗ. И два более сложных решения. У нас есть три порта на Каспии - Актау, Курык и CatRo, запустить или оборудовать все на перевозку в Баку. Трубопровод до Турции работает на 50% и до 20 млн тонн еще может принять. Но надо и в Баку делать расширение мощностей по приему. Выйти на США и попросить разрешения в виде исключения из санкций на строительство трубопровода Казахстан-Туркменистан-Иран на Персидский залив или по суше через Иран на Турцию до моря», - считает Алмас Чукин.
Он также отметил, что ему жаль КТК, ведь трубопровод только что окупился и стал давать хорошие дивиденды акционерам, в том числе и РФ.
«Жаль Новороссийск, возможно он станет «сухим» портом. Жаль Казахстан, который потеряет налоги и оптимизм инвесторов. Но мы выберемся, пусть будет чуть тяжело, но как говаривал прежний лидер - «ресурсы есть». Два-три года и будет три новых маршрута на Восток, Юго-Запад и Юг. А там глядишь с Ирана санкции снимут, так мы и ж/д до залива запустим. А РФ придется в объезд через Хабаровск к большому союзнику добираться. Но экология прежде всего. Пусть страдают люди, но барабулька и камбала не должна страдать. И не надо класть яйца в одну трубу», - говорит эксперт.
КТК - основной экспортный маршрут для казахстанской нефти, на нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. Мощность трубопровода - 67 млн тонн нефти в год.
Первый танкер КТК загрузил 13 октября 2001 года на Морском терминале.
C 2001 года по 09 января 2022 года включительно через нефтепроводную систему Тенгиз – Новороссийск на мировые рынки было поставлено 766 973 131 тонна нефти нетто. Из них 668 967 665 тонн – это нефть из Казахстана и 98 005 466 тонн нефти, добытой в России. Общее количество обработанных танкеров за этот период составило 7 246 судов.