$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
08.06.2022, 16:37
Экономика

«Ситуация не меняется»: депутат раскритиковал работу Правительства

Из года в год обсуждаются одни и те же проблемы, заявил Аманжан Жамалов

«Ситуация не меняется»: депутат раскритиковал работу Правительства
Фото: inform.kz

«Днем сурка» назвал заслушивание отчетов правительства депутат Аманжан Жамалов. С ним трудно не согласиться. Рядовые казахстанцы и сами воочию наблюдают, как одни и те же проблемы кочуют из года в год. Да, устраиваются разносы, даже показательные порки зачастую, но воз, как говорится, и ныне там.

Что же на этот раз возмутило в действиях правительства? Разберемся в материале Azattyq Rýhy.

Итак, на пленарном заседании Мажилиса депутаты заслушали отчеты Правительства РК и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2021 год. По этому вопросу выступил с докладом депутат Мажилиса Аманжан Жамалов.

«Ежегодное обсуждение отчетов напоминает бесконечный «день сурка». Из года в год мы обсуждаем одни и те же проблемы, но ситуация не меняется», – заявил он.

По словам депутата, продолжается практика неэффективного планирования. С 2009 года Правительство перешло на трехлетнее планирование, но до сих пор так и не научилось планировать бюджет хотя бы на один год.

«Республиканский бюджет на 2021 год корректировался 9 раз, порядка 19% расходов подверглись пересмотру. Но даже при этом, неосвоенными остались 68,8 млрд тенге. В прошлом году вместо госпрограмм Правительство разработало 10 национальных проектов, начата их реализация. Но ситуация с планированием не улучшилась. Откровенно говоря, госпрограммы и нацпроекты, как их не назови, не стали документами стратегического планирования», – подчеркнул Аманжан Жамалов.

Он привел в пример проект «Ауыл – Ел бесігі». По мнению мажилисмена, это просто сводная таблица бюджетных программ, направленных на развитие села.

«Там есть строительство школ, поликлиник, объектов культуры и спорта. Но в нацпроекте по образованию также есть строительство школ на селе. А в нацпроекте по здравоохранению также есть строительство поликлиник и больниц. Фактически – это просто разная группировка бюджетных программ. На самом деле бюджетные программы можно группировать по любому принципу. И не важно, как это называть – нацпроектом или госпрограммой», – сказал депутат.

То есть основным элементом всей системы планирования является бюджетная программа, считает он.

«Правительство уже много лет говорит о необходимости внедрения проектного управления. А ведь у каждой бюджетной программы есть цель, задачи, показатели прямого результата, руководители. Чем это не проектное управление? Поэтому совершенствование системы госпланирования надо начинать с ревизии бюджетных программ и их правильной классификации. Не нужно придумывать новые стратегические документы – нацпроекты или другие. Стратегические документы – это послание главы государства, Национальный план развития, программа партии парламентского большинства. А таблица с расходами – это не стратегический документ, это просто аналитическая разбивка бюджета», – заявил Аманжан Жамалов.

Он утверждает, что «Правительство проедает резервы и накапливает долги».

«Всего лишь 50% расходов покрываются «чистыми доходами». Это значит, что половина бюджета финансируется за счет Нацфонда и займов. На сегодня активы Нацфонда составляют 52,5 млрд долларов США. А государственный долг превышает 47 млрд долларов. К этой сумме можно прибавить долг квазигоссектора – еще 40 млрд долларов. Итого – 87 млрд долларов. Баланс отрицательный. Правительство уже должно больше, чем накоплено в Нацфонде. В 2021 году лимит правительственного долга превышен на 470 млрд тенге. На обслуживание и погашение долга уже тратится 16,5% всех доходов бюджета. В то же время 25 млрд тенге привлеченных займов остались неосвоенными. Кстати, в прошлом году мы прописали ответственность первых руководителей госорганов за неэффективное планирование и использование внешних займов. Считаю, что пора уже использовать эту норму на практике», – напомнил мажилисмен.

Депутат упомянул и о слабой работе по повышению доходов бюджета. Правительство, утверждает он, расслаблено в отношении дополнительных источников доходов, поскольку всегда есть вариант взять деньги из Нацфонда или взять новый займ.

«По данным Министерства финансов, в 2021 году за счет налогового и таможенного администрирования дополнительные поступления в бюджет составили в сумме 684 млрд тенге. Однако аудитом эти данные подтверждены лишь на 55%. Напрашивается вопрос: а где результаты реализации проекта «Реформирование системы налогового администрирования», на который потрачено 3,9 млрд тенге? Ведь доля налоговых поступлений в ВВП не увеличилась. По итогам 2021 года она составила всего 16,2% ВВП, что ниже уровня 2017 года. Зато аудитом установлено, что исполнение плана доходов бюджета традиционно обеспечивается за счет авансовых платежей по КПН. Общая сумма авансовых платежей по КПН в 2021 году составила «космические» 2,5 трлн тенге.

Нет отдачи и от квазигоссектора. Правительство – единственный акционер ФНБ «Самрук-Казына», но не может заставить фонд платить положенные дивиденды в бюджет. По итогам 2020 года чистая прибыль ФНБ «Самрук-Казына» составила 558 млрд тенге. А в бюджет перечислено лишь 88 млрд тенге, или всего 16%», – обратил внимание Аманжан Жамалов.

Резерв Правительства затыкает дыры в бюджете, считает он.

«Согласно Бюджетному кодексу, резерв Правительства используется при ликвидации чрезвычайных ситуаций, устранения ситуаций, угрожающих стабильности страны, или непредвиденные затраты. В последние годы новой фишкой Правительства стало использование резерва для исправления ошибок планирования. К примеру, в 2021 году резерв Правительства был использован на реализацию «Дорожной карты бизнеса – 2025», на кредитование приоритетных проектов, на благоустройство территории культурных центров и жилых массивов. То есть на текущие расходы, никак не связанные с чрезвычайными ситуациями. Они должны были быть запланированы в бюджете изначально.

Считаю, что в Бюджетном кодексе необходимо закрепить лимит на общий объем резерва Правительства на уровне 2% от объема поступлений, как это сделано для местных бюджетов», – сказал депутат.

Бюджет становится основным кредитором экономики, утверждат он. Из-за высокой базовой ставки в 14%, которая сейчас выше, чем в России (там 11%), Правительство вынуждено осуществлять льготное финансирование и субсидирование бизнеса. Реализуются программы «Дорожная карта бизнеса – 2025», «Экономика простых вещей», «Енбек», льготное финансирование БРК, Фонда развития промышленности, Аграрной кредитной корпорации.

«Сотни миллиардов тенге выделяются каждый год. Десятки инструментов и продуктов. Но при этом нет единого учета этих инструментов, оценки их эффективности. Учитывая, что Нацбанк упорно не хочет снижать базовую ставку, льготное финансирование будет продолжаться еще долгие годы. Поэтому целесообразно интегрировать все меры финансовой поддержки бизнеса в одну программу, или нацпроект, чтобы обеспечить единство планирования, учета и мониторинга всех мер поддержки. Тем более есть холдинг «Байтерек», который оперирует всеми этими мерами поддержки.

В заключении, хочу сказать. Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев предложил новую экономическую политику. Фактически Правительству сказали, что надо делать. И теперь им надо срочно определиться – как это сделать. Поручение Президента по диверсификации экономики – это лестница, на которую невозможно взобраться, держа руки в карманах», – подытожил Аманжан Жамалов.

Новости партнеров