$ 513  541.16  4.69
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
03.12.2021, 23:12
Экономика

Дорожает, потому что дешевое. Что происходит с ценами на дизтопливо и бензин в Казахстане?

Все из-за того, что цены на ГСМ в стране ниже, чем у соседей

Дорожает, потому что дешевое. Что происходит с ценами на дизтопливо и бензин в Казахстане?
Фото из открытых источников

В Казахстане сложилась ситуация, когда ГСМ из страны вывозятся в сопредельные страны, где цены гораздо выше, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на Ranking.kz.

За десять месяцев в РК произвели 3,89 млн тонн бензина (плюс 6,1% за год) и 4,2 млн тонн дизельного топлива (плюс 7% за год).

Напомним, основной объем бензина и дизтоплива в РК производят три НПЗ:

  • Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ),
  • Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ),
  • Шымкентский нефтеперерабатывающий завод «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП).

«В то же время на рынке ГСМ РК складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, при модернизации НПЗ были учтены и заложены в планы внутренние потребности в топливе, и на текущий момент эти потребности НПЗ перекрывают. С другой - год за годом, особенно в «плодоовощной период», дешевое топливо из страны фактически «вымывается» транзитным потоком транспорта. В итоге на рынке возникает искусственный дефицит, что ведет к необходимости закупки ГСМ в тех же странах, куда ушло дешевое казахстанское топливо, но уже по значительно более высокой стоимости, и в итоге к росту цен. То есть ГСМ в РК дорожают… потому что дешевые», - говорится в публикации.

По ценам на бензин Казахстан входит в ТОП-10 самых «дешевых» стран мира. По ценам на дизельное топливо - находится на 21-м месте из 167. Во всех приграничных странах и, главное, в тех, что входят в состав СНГ - России, Узбекистане, Кыргызстане, - топливо не просто дороже, а намного дороже. Так, по данным GlobalPetrolPrices на 22 ноября текущего года, в России бензин стоит в среднем на 47,9% больше, чем в РК, в Кыргызстане - на 63,9%, в Узбекистане - более чем вдвое. И это, не считая Китая, где бензин и вовсе дороже почти втрое.

Что касается дизтоплива, в Кыргызстане оно стоит в среднем на 15,7% дороже, чем в РК, в России - на 20,8%, в Узбекистане - более чем в полтора раза. И вдвое дороже, чем в РК, дизельное топливо стоит в Китае.

В то же время, к примеру, летом и осенью из Узбекистана в РФ и обратно идет колоссальный трафик, везущий плодоовощную продукцию. Да и помимо транзитного транспорта топливо из РК «вымывается» особенно заметно во всех приграничных регионах - заехать в Казахстан заправиться давно стало нормой, и не только в рамках ЕАЭС.

И это - не говоря о контрабанде, приваренных дополнительных баках и прочих хитростях, применяемых водителями и не только. Напомним, в этом ноябре в РК введен очередной шестимесячный запрет на вывоз бензина и дизтоплива автотранспортом.

«Ситуация могла бы быть забавной, не будь она столь неприятной: топливо из РК вывозится даже по воздуху. Так, Минэнерго заявляет о нехватке авиатоплива, при том, что объем производства отечественных НПЗ полностью покрывает потребности авиакомпаний, выполняющих пассажирские перевозки. Дело в том, что на рынке авиаперевозок наблюдается скачок в секторе транзитных услуг, обеспечение которых потребует импорта авиатоплива, так как казахстанское - как более дешевое - в буквальном смысле улетает из РК», - отмечается в материале.

В тоже время цены на бензин и дизельное топливо в РК с 2016 года государством не контролируются и регулируются рынком.

«В этих условиях искусственный дефицит будет неизбежно приводить к росту цен, причем пытаться перекрыть этот дефицит, наращивая внутреннее производство, бесполезно: речь не идет о потребностях казахстанцев, а вывоз из РК будет происходить в любом случае, просто в силу разницы цен», - утверждается в материале.

Решается такая ситуация единственным возможным методом - ростом цен. Во-первых, это вернет интерес ресурсодержателей к внутреннему рынку, позволит полностью загрузить мощности НПЗ (которых вполне хватает на полное закрытие спроса на ГСМ и которые недозагружены), а самим НПЗ позволит планировать дальнейшие инвестиции в расширение. Во-вторых, снимет вопрос «вымывания» топлива в соседние страны.

Впрочем, роста цен на ГСМ стоит ждать в любом случае, даже без каких-либо специальных действий со стороны государства. Напомним: до 1 января 2025 года в рамках Евразийского союза будет сформирован общий рынок нефти и нефтепродуктов, что неизбежно уравняет цены на топливо в РК и в странах-союзницах. К сведению: на текущий момент в той же Беларуси, входящей в ЕАЭС, бензин стоит на 83,6%, а дизтопливо - на 48,2% дороже, чем в Казахстане.

Новости партнеров