«Случай с Offside носит частный характер»: Балаева о казахстанском кино
Министр рассказала, как развивается казахстанское кино
Министр культуры и информации Казахстана Аида Балаева рассказала о текущем состоянии отечественного кинематографа, передает Azattyq Rýhy.
Случай с «Offside» носит частный характер
Глава ведомства также прокомментировала недавно обсуждавшийся случай с удалением сериала «Offside» режиссёра Рустема Омарова с YouTube и блокировкой его аккаунта в Instagram.
«Хочу подчеркнуть: этот случай носит исключительно частный характер. В подобных ситуациях владелец аккаунта может напрямую обратиться к администраторам онлайн-платформ для восстановления доступа и разъяснения причин», — пояснила министр.
Рост интереса к казахстанскому кино
По словам Аиды Балаевой, интерес к казахстанскому кино растёт как внутри страны, так и за рубежом. В 2024 году отечественные фильмы собрали в прокате более 22 млрд тенге, а за последние пять лет приняли участие в более чем 300 международных фестивалях, получив 177 наград.
Министр отметила, что Казахстан впервые за 30 лет был представлен на крупнейшем кинорынке Marché du Film в Каннах, а также возобновил проведение международного кинофестиваля «Евразия».
«Впервые за 30 лет Казахстан был представлен на крупнейшем кинорынке в Каннах, где наш стенд стал заметным событием для продюсеров и дистрибьюторов. Мы возобновили международный кинофестиваль “Евразия”. Это огромный шаг вперёд. Но для нас сегодня особенно важно, чтобы наши фильмы не только демонстрировались на международных фестивалях, но и доходили до отечественного зрителя», — подчеркнула министр.
В этом году в широкий прокат поступило 10 отечественных картин, среди которых «Тезек», «Фейковый Арман» и «Qaitadan». Успех последней картины, собравшей свыше 1 млрд тенге и полностью окупившей государственные инвестиции, показал эффективность реформирования отрасли.
Обязательный выход в широкий прокат и поддержка молодых режиссёров
С 2024 года действует обязательное условие для фильмов, получающих господдержку — выход в широкий прокат. Только после этого картины могут размещаться в онлайн-кинотеатрах.
Аида Балаева подчеркнула, что министерство не диктует, что и как снимать:
«Сегодня киностудия активно развивается, предлагает партнёрам коллаборации, делится техническими ресурсами, оцифровывает и реставрирует национальное кинематографическое наследие, формируя цифровой архив. Мы запустили работу по развитию “Казаханимации” — впервые создана концепция роста отечественной анимации как части креативной индустрии. Наша задача — создавать условия для свободного творчества и честного диалога между авторами и зрителями. Все технические и организационные вопросы решаются открыто и прозрачно, строго в рамках закона».
Цифровизация и прозрачность кинопроизводства
Министерство активно обновляет систему кинопроизводства, делая её максимально прозрачной и современной. Создаётся цифровая платформа е-Кино, которая аккумулирует данные о сборах, посещаемости и производстве фильмов. К ней уже подключено около половины кинотеатров страны, и эта работа продолжается.