Для 70% выпускников детской художественной школы Астаны увлечение перерастает в профессию
Сегодня школу посещают дети, родители которых также когда-то обучались в данном учебном заведении
Ежегодно около 700 столичных детей обучается в художественной школе. Это не просто организация дополнительного образования: система обучения в ней напоминает модель колледжа, так как каждые полгода учащиеся школы сдают экзамены, результаты которых определяют, достоин ли подопечный перевода на новую ступень. Сильная академическая основа позволяет талантливым детям усовершенствовать технику, а мотивацией является участие в конкурсах и выставках, которые проводятся на постоянной основе. Читайте об этом в материале Azattyq Rýhy.
Образование – один из главных приоритетов госполитики
В Посланиях народу страны президент Касым-Жомарт Токаев всегда особое внимание уделяет вопросам образования и развития творческого потенциала детей. 2 сентября 2024 года он подчеркнул, что огромную роль в укреплении кадрового потенциала страны играет среднее образование.
«По моему поручению реализуется национальный проект «Комфортная школа». До конца 2025 года планируется сдать в эксплуатацию 217 школ современного формата. Данный вопрос крайне актуален и находится на контроле фонда «Самрук-Казына». Правительство и акимы должны активно подключиться к этой работе. Полагаю, депутаты тоже не останутся в стороне. Для комфортных школ правительство должно предусмотреть отдельную систему управления», – отметил он.
Двумя годами ранее, в Послании от 1 сентября 2020 года, глава государства поручил развивать систему дошкольного образования.
«Требуется возобновить деятельность «детских кружков», где представители юного поколения могли бы постигать азы творчества и ремесленничества. Современные реалии бывают настолько опасными для детей, что их энергию и любознательность нужно направить в правильное русло. Ведь дети – это будущее нашего государства. Работу акимов будем оценивать и по этому критерию», – подчеркнул он.
Единственный в Казахстане музей детского творчества открыт в доме купца Кубрина
ГККП «Детская художественная школа – клуб ЮНЕСКО города Астаны» (ДХШ) в прошлом году отмечала 40-летний юбилей. Она была образована в 1983 году, и с того периода полюбилась горожанам. Сегодня школу посещают дети, родители которых также когда-то обучались в данном учебном заведении.
«У нас есть, например, дети, родители которых когда-то у нас учились. Уже формируются династии. Целые семьи проходят этот путь, хотя школа наша небольшая, и возможно не перекрывает все потребности города несмотря на то, что в Астане у нас действуют четыре филиала», – рассказывает заместитель директора по учебной работе ДХШ Алия Утепова.
Отдельное здание школе выделили два года назад, причем оно само по себе является памятником архитектуры начала XX века: когда-то в нем проживала семья купца Василия Кубрина. После этого в нем располагалось НКВД, затем здание служило в качестве краеведческого музея, госархива, и какое-то время в нем располагалось посольство Украины в Казахстане.
Теперь эти стены с более чем вековой историей становятся местом, где раскрываются таланты: если на первом этаже здания в основном проводятся занятия с творческими детьми, то на втором действует единственный в Казахстане Музей детского творчества. Высокие потолки, красивые люстры и узоры, которые пытались воссоздать в процессе реставрации передают торжественность былых времен. Когда-то купец проводил в гостевой зоне светские мероприятия.
Часть занятий проводится во флигеле: это небольшая пристройка к зданию, в которой когда-то проживала прислуга купца.
«Так как мы относимся к системе дополнительного образования, у нас постоянно имеется движение контингента учащихся, мы периодически объявляем набор новых учащихся. У нас минимум обучается около 700 человек. На данный момент преподают 24 преподавателя. Мы относимся к управлению образования, которое оказывает нам методическую поддержку, есть утвержденные типовые планы. Наши педагоги каждые пять дет подтверждают свою квалификацию. И кстати, некоторые учителя – это наши бывшие ученики, которые вернулись к нам после получения диплома в университете искусств», – подчеркнула Алия Утепова.
Система обучения в художественной школе напоминает модель колледжа
До четвертого курса, когда дети защищают дипломную работу, доходят далеко не все.
Новички сначала учатся в подготовительном отделении, где как правило занимаются дети в возрасте от 6 до 10 лет. Затем они переводятся на нулевой курс (с 11 лет), где начинается базовая подготовка. С 12 лет они поступают на первый курс, и обучаются четыре года. Причем в основной ступени обучения каждые полгода сдаются экзамены, насколько дети освоили знания.
«Ежегодно у всех проводится пленэр. То есть это летняя практика, когда две недели дети выходят на улицу, и пишут уже на свежем воздухе, потому что там большое значение имеет освещение для художников», – пояснила Алия Утепова.
По ее словам, главная задача художественной школы – дать детям академическую основу, чтобы они могли отточить свои таланты. Около 70% учащихся поступают после окончания школы в профессиональные вузы на творческие специальности, среди которых дизайн, архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
Меры государственной поддержки
Детская художественная школа относится к Управлению образования города Астаны, а потому акимат оказывает постоянную поддержку учебному заведению. Как говорят в администрации школы, самостоятельно они бы не смогли осилить аренду коммерческих помещений. Помещения для занятий им предоставляются бесплатно. Кроме того, за счет средств местного бюджета оплачиваются заработные платы педагогов и персонала школы. Все остальные потребности школа закупает за счет средств, которые поступают в результате платного обучения: как необходимые для учебы материалы, так и содержание зданий, так как выделяемых из бюджета средств не всегда достаточно.
«В Управлении образования с педагогами работают методически, предоставляют бесплатные курсы повышения квалификации. Мы тоже со своей стороны не остаёмся в стороне, участвуем в городских мероприятиях и конференциях, проводим очень много конкурсов совместно с управлением образования, с акиматом города. Мы стараемся, чтобы школа сохранила свои традиции, и максимально поддерживаем своих педагогов», – сообщила Алия Утепова.
Недавно акимат принял постановление, которое дает школе разрешение на открытие отделения керамики, мозаики, гончарного и ювелирного искусства.
«Нам выделили финансирование из бюджета, и сейчас у нас есть круги, гончарная печь, ювелирное оборудование, которое, кстати, не из дешевых. Мы нашли преподавателя, который будет развивать эти кружки, и уже с октября мы хотим начать обучение. У нас были кружки по войлоку, теперь мы будем расширять направление прикладного искусства», – пояснила она.
В качестве поддержки творческих детей часто организуются поездки в различные страны. Так, недавно группа 20 детей старшего возраста посетила Узбекистан. До этого они выезжали в Петербург и в Москву.
Кроме того, в сентябре Управлением образования был организован выезд победителей конкурса «Таза Қазақстан» в республиканский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен» на 21 день. Поощрение в виде путевки было предоставлено самым одаренным детям по таким направлениям, как математика, музыка, по художественным специальностям и направлению технического творчества. Дети ездили в лагерь без отрыва от учебного процесса: в первой половине дня с ними проводились занятия по общеобразовательной программе. Во второй половине дня дети участвовали в кружках и секциях.
Почему учащиеся школы намерены связать свою будущую профессию с изобразительным искусством
Чтобы узнать, как школа раскрывает таланты, мы познакомились с двумя ученицами, которые с удовольствием три раза в неделю посещают занятия (каждое из которых длится три часа), а затем – несколько часов в день закрепляют на практике полученные знания, выполняя домашние задания. Для них выражение себя через творчество – уже не просто хобби, а возможно дело всей их жизни, так как с ним они намерены связать и свою будущую профессию.
Каракат Толепбай – ученица 11 класса сельской школы в Талапкере. Она свободно владеет тремя языками (казахский, русский, английский), и посещает занятия в ДХШ третий год. Дедушка Каракат был художником, и она считает, что унаследовала свой талант по генам.
«Я начала рисовать, когда мне было 4 года, но в художку начала ходить с 9 класса. Мои родители думали, что я стану доктором или кем-то другим, но не художником. Ранее я принимала участие в большом количестве конкурсов, но не занимала призовых мест. Но после того, как начала обучаться в школе, я стала призером около десяти конкурсов. Самые значимые – это международный конкурс «Туған жерім», в котором я заняла первое место, а в конкурсе «Футбольный клуб Жеңіс – команда города» у меня было Гран-при. Но самый значимый конкурс, который я особо запомнила, был по самой лучшей новогодней открытке, где я впервые приняла участие и также заняла гран-при. Я не особо ожидала, что что-то выиграю, просто нарисовала и отправила. Наша художественная школа – это место новых возможностей, спасибо за это нашим преподавателям», – отметила она.
Юная художница больше всего любит использовать гуашь, но уже успела изучить многие техники. Любимая тема – природа.
«Я в основном люблю рисовать соусом, пастелью. Но когда я делаю композицию, я в основном использую акварель, потому что она дает воздушность и прозрачность. Там можно показать все детали и выразить какой-то персонаж. С этой можно показать всю глубину картины», – пояснила Каракат.
Сначала она хотела стать художницей, но сейчас намерена стать архитектором.
«Я поменяла свое мнение, так как в архитектуре мало кто эффективно работает. Я бы хотела поменять инфраструктуру Казахстана и помочь стать более продвинутыми в вопросах экологии. Я смотрела видео, где женщина из Таиланда, которая преподает в Гарварде, внедряет разные проекты, меняя ландшафт и делая акцент на посадке деревьев. Мне это очень нравится. Мы уже совершили ошибку в том, что были очень увлечены архитектурой и конструировали очень много зданий. Из-за этого ритм природы как-то изменился, и это привело к изменению климата. Я бы использовала все методы, чтобы исправить это. Я хочу спроектировать здание, которое было бы полностью из экологичных материалов», – поделилась она своим мнением.
Инжу Куандык – ученица третьего курса художественной школы, а в общеобразовательной она учится в 9 классе. Ей 14 лет. Она занимала призовые места на конкурсах, но считает, что главной ее целью являются не регалии, а улучшение навыков.
«Мой любимый стиль – это импрессионизм. Я люблю неточные мазки, мне нравится, как кисть ляжет. Я люблю более живые картины, пишу акварелью, гуашью, акрилом, очень сильно люблю пейзажи. Еще люблю изображаю девушек в казахских платьях, потому что я люблю показывать грациозность, как они танцуют, делают какие-то элементы, или даже показывать их образ через обычный быт», – отметила она.
Каждый день закреплению знаний на практике она уделяет по три-четыре часа каждый день, юная художница уже скопила большое портфолио.
«У меня довольно много работ, они целую полку занимают. У меня есть работы прямо с самого детства, с 5 лет. Я их оставляю, чтобы смотреть на свой прогресс. Сначала моя мама меня просто отдавала на кружки по рисованию, потому что она говорила, в том, что я рисую, есть какой-то шарм. Потом я поняла, что мне это нравится, я сама начала просить маму, чтобы она нашла мне художественную школу. И в итоге она нашла, я сдала документы, и теперь учусь уже здесь четвертый год», – поделилась Инжу.
Она считает, что ее будущая профессия не сильно будет связана с рисованием, но элементы творчества в ней будут присутствовать: девушка хочет посвятить себя проектированию 3D-моделей.
Активисты школы стараются не пропускать участия в проводимых выставках и конкурсах, чтобы поделиться своим взглядом на мир и обменяться опытом с другими конкурсантами.
Главная цель конкурсов – раскрытие талантов
Завуч по воспитательной работе художественной школы Райса Бадриденова рассказала, что школой постоянно проводятся городские, республиканские и международные мероприятия с вовлечением спонсоров. Каждый месяц проводится минимум два плановых конкурса, и иногда к ним добавляются два внеплановых.
В этом году впервые в Казахстане был проведен конкурс педагогов-художников дополнительного образования.
Кроме того, пять конкурсов стали площадками для проведения аттестации педагогов изобразительного искусства. К ним относятся: городской конкурс по компьютерной графике «Гравитация»; республиканский конкурс детского рисунка «Красная книга глазами детей»; международный конкурс детского творчества «Туған жерім»; городской конкурс детского рисунка «Футбольный клуб Жеңіс – команда города»; городской конкурс педагогов – художников «Ұлы даланың бояулары».
При организации конкурсов и выставок ДХШ сотрудничает с различными спонсорами, в числе которых магазины для хобби и творчества, Фонд поддержки творческих начинаний «Байта», сотрудничество с которым ведется уже на протяжении 24 лет, а также заключены меморандумы о сотрудничестве с Национальным музеем, с галереей искусств Has Sanat, галереей современного искусства ForteBank Kulanshi Artspace.
Учащиеся художественной школы часто ходят на площадки партнеров, чтобы порисовать там или посмотреть новые экспозиции.
Ряд мероприятий проводится в сотрудничестве с Международным союзом педагогов-художников. Кроме того, Детская художественная школа – клуб ЮНЕСКО города Астаны активно сотрудничает с различными посольствами Казахстана, аккредитованными в Казахстане.
«Очень часто проводим с посольствами интересные проекты, когда наши дети Казахстана рисуют какую-то страну, допустим, «Польша глазами детей Казахстана». В свою очередь, в Польше дети участвуют в проекте под названием «Казахстан глазами детей Польши». Подобное сотрудничество проводилось с Индонезией и с Кореей. Все дети рисуют по-разному, и всегда работы получаются очень интересными и неожиданными. К примеру, у детей Индонезии своеобразный стиль рисования. И мы таким образом знакомимся с их творчеством», – отметила она.
Затем работы казахстанских детей направляются в Польшу, а то, что рисовали дети Польши, перевозится к нам и выставляется на экспозиции.
Общаясь с администрацией и педагогами школы, становится очевидным, что они очень любят свое дело, а потому их заряд и энергетика передаются ученикам, которые стараются не пропускать занятия и оттачивать свое мастерство.