Спорт жаңалықтары Новости спорта, футбол, КПЛ

«Должны звучать щелчки затворов фотокамер, но не оружия»

Памяти фотографа Владимира Высоцкого

«Должны звучать щелчки затворов фотокамер, но не оружия»

Год назад ушел из жизни фотограф Владимир Высоцкий. Владимир Викторович многие годы был председателем фотоклуба «Орион». 22 января 2022 года ему исполнилось 64. Учитель, соратник, фотограф и поэт с узнаваемым именем был не только участником всесоюзных, республиканских и местных выставок, но и организатором многих экспозиций, передает Azattyq Rýhy.

На каждом значимом вернисаже Владимир Викторович Высоцкий читал свои четверостишья. Емко, точно и лаконично он концентрировал смысл фотографических экспозиций и характер автора в своих стихах-посвящениях, порой написанных экспромтом. Он был учеником известного фотографа Едыге Ниязова, членом народного фотоклуба «Орион», председателем нового «Ориона», учителем для новой смены любителей и мастеров светописи, руководителем творческой группы «Квадрат Высоцкого».

Во время подготовки выставки «Наследие» к юбилею со дня рождения Ниязова в марте 2020 года, когда экспозиция по причинам пандемии отменилась, Владимир Высоцкий в своей фотомастерской рассказывал о том, как скрупулезно отбирались кадры для концепции выставки – продолжения темы «Ниязов и ученики». Эту преемственность мастерства от учителя к ученику Владимир Викторович ценил высоко. Как и строгость в отборе самых ценных снимков.

«Я в фотошколе преподавал около полугода, – говорил тогда Владимир Высоцкий. – Кроме того, вел фотокружок в Доме пионеров Ильичевского района. Эти кружки, в том числе, заполняли время ребят, которые не хулиганили по дворам, а были заняты делом. Я много времени наблюдал за Едыге Ниязовым со стороны. Начал читать много книг по химии и физике процесса. Потом, когда начал сам печатать, все реализовалось. Изначально осваиваешь просто технологию. Потом доходишь до какого-то уровня, пытаешься достичь вершин в технологии. Дальше ищешь уже не технические, но и творческие возможности. Растешь, видишь то, что интересно. А затем нужны единомышленники. Так появляются фотоклубы. Для того чтобы фотографию или другое произведение искусства оценить, нужно представлять, как это происходит, попробовать все самому. Чтобы что-то советовать, нужно иметь моральное право. И зритель должен быть подготовленным».

Первый фотоклуб в Павлодаре был организован в 1970 году фотографами-любителями. Среди них были люди разных профессий с одной общей страстью к фотографии. Павлодарцы участвовали во Всесоюзных, международных выставках и конкурсах. В 1980 году одному из первых в Казахстане фотоклубу «Орион» присвоили звание «Народный». Корифеи «Ориона», бывшие у его истоков, вступившие в первые годы его деятельности, и по сей день верны фотоискусству. За эти годы в клубе выросла целая плеяда интереснейших фотохудожников, чьи имена известны не только в Казахстане.

«Орионовцы» в свое время стали инициатором создания фотографического музея Багаева. В 90-е прежние владельцы продали дом с фотопавильоном в частные руки, он стал филиалом фотошколы. Туда «заселились» фотографы. И дом ожил – начали проводиться крупномасштабные для Казахстана выставки и события. К концу 1999 года здание опустело. Шла официальная передача от фотошколы музею. Дом с трудом удалось сохранить. Музей отремонтировали и открыли в начале 2001 года. Сейчас это культурный центр фотографического мастерства и искусства, здесь регулярно проводятся выставки.

В фотошколе есть ученики и учителя. А в фотоклуб люди шли не только за поддержкой единомышленников, но и за конструктивной критикой, считал Высоцкий. Уровень в фотоклубе разный. Занятий и сертификатов об окончании нет. Но учились все – друг у друга. Спорили, обсуждали выставки, творческие фотоотчеты – в атмосфере доверительности и естественности. И самый маститый фотограф мог слушать мнение новичка.

«Я помню, как очень бурно реагировал Константин Касиванов, когда на каком-то творческом конкурсе получил оценку ниже, чем 7-классник Гена Ярыгин. Это один из примеров, что профессионализм – не синоним творчества, – вспоминал «орионовец» Владимир Высоцкий. – Каждый нес в клуб свое».

В большой истории фотоклуба «Орион» был перерыв – с 1994-го по 2003 годы. В 2004 году объединение фотолюбителей возродилось, основываясь на традициях прежнего клуба и павлодарской школе фотографии. Долгие годы фотоклуб «Орион» возглавлял фотограф с огромным опытом – Владимир Викторович Высоцкий.

Собираться снова начинали в его фотомастерской. Затем традиционные творческие отчеты, просмотры и дискуссии проходили в разных залах Павлодара – театре Чехова, художественном музее, областной библиотеке и т. д. Многие сравнивали старый и новый «Орион». Поменялось время, изменились и задачи. Как говорил старейший фотограф Павлодара Борис Краснянский, современная техника получения фотоизображения открыла колоссальные возможности запоминать увиденное и делиться своими впечатлениями в безграничном пространстве. Но только общение, обмен мыслями позволяют оценить сюжет, характер и внутренний мир автора. И снимок приобретает статус художественного произведения.

В одном из интервью Владимир Высоцкий отмечал, что для него фотография – это необходимость, а фотоклуб – необходимость быть вместе. Это возможность показать свои фотографии, быть увиденным и оцененным. А многолетнее творческое сотрудничество привело к более тесным человеческим отношениям. Новый «Орион» занимался поиском новых имен. В 2012 году «орионовцы» организовали фотовыставку молодых павлодарских авторов «Плеяды», дав возможность высказаться. В той экспозиции выставлялись и мои работы. Отбор, очень строгий, со спорами и защитой каждого кадра, проходил в фотомастерской Высоцкого.

А спустя несколько лет, в 2018 году, тут готовилась уже другая выставка. Участники фотоклуба «Орион» и объединения «Квадрат Высоцкого» Владимир Высоцкий и Владимир Панасюк планировали экспозицию к 60-летнему юбилею Высоцкого. Но в фотостудии произошел пожар. Были уничтожены и пострадали работы для выставки.

Однако вернисаж в большом зале художественного музея тогда не отменили, а перенесли на месяц. Кадры перепечатали и восстановили. В экспозиции «Фотография. Это всё» были снимки Панасюка за 40 лет творческого пути, и яркие впечатления из путешествий по Юго-Восточной Азии Высоцкого.

«На снимках Китай, Индия, Таиланд, Турция. Я хотел передать на своих снимках эмоции, которые испытал, увидев все эти пейзажи, – говорил на вернисаже Владимир Высоцкий. – И если у Панасюка на этой выставке много фактов и историй, у меня – остановленные мгновения».

Яркие тропические декорации раскрывали эмоциональные сюжеты. На фотографиях – замеченные мелочи, которые делают обычный снимок уникальным кадром с исторической и художественной ценностью. «В каждой фотографии Высоцкого есть подтекст, заложена глубокая мысль», – рассказывал о снимках своего соавтора по выставке Владимир Панасюк.

Преемственность для Высоцкого значила много. В его семье были важные традиции. Одна из них – обязательный семейный выход с фотокамерой 9 Мая. В этот день должны звучать щелчки затворов фотокамер, но не оружия. Павлодарский фотограф Владимир Высоцкий вместе с дочерью Валерией каждый год снимал День Победы. Изначально это был фотографический практикум.

«А потом я осознал, что это процесс воспитания в патриотическом направлении, – говорил Владимир Высоцкий 9 мая 2019 года. – Семейные ценности – это дух уважения к старшим, к истории. Меня поразило, когда дочь Валерия первый раз вышла на съемку и затем смонтировала из фотографий ветеранов фильм, с песней «А мы с тобой, брат, из пехоты». Она продолжает снимать эту историю и продолжает эту традицию уважения к героям, которая есть у нас в семье».

В 8 лет отец дал дочери в руки фотокамеру и показал, как ей пользоваться. Искра интереса разгорелась. И научный проект школьницы «История возникновения фотографии» занял первое место среди исследований учеников начальных классов Павлодара в разделе «Культура». Свое решение Владимир Высоцкий пояснял так: «Дочь постоянно ходила со мной на съемки, живо интересовалась тем, что я делаю и как. Отдают же детей в пять лет заниматься фигурным катанием, почему же в восемь нельзя доверить фотоаппарат?» Результатом стала не только победа в городском конкурсе, но и живое увлечение фотографией.

А в 2011 году в Доме-музее Багаева состоялась первая выставка 9-летней школьницы Валерии Высоцкой и ее отца Владимира Высоцкого. Девочка стала самым юным в стране фотоавтором. Ее отец представил 25 черно-белых снимков 80-х годов ХХ века. А Валерия – 25 цветных фотографий, снятых в 21 веке. Название было символичным. Как в фотографическом смысле, так и в философском – «Смена».

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.