Ушел из жизни известный казахстанский артист балета, хореограф Булат Аюханов
Ему было 84 года
В возрасте 84 лет скончался казахстанский артист балета, хореограф, Народный артист РК Булат Аюханов. Об этом сообщили в пресс-службе театра Государственного академического театра танца, передает Azattyq Rýhy.
Булат Аюханов – народный артист Республики Казахстан, лауреат Госпремии КазССР, лауреат независимого Клуба меценатов Казахстана («Платиновый Тарлан»), профессор искусствоведения, академик «Международной Академии информатизации». Основатель Государственного Ансамбля классического танца Казахской ССР «Молодой Балет Алма-Аты» (1 августа 1967 года), с января 2003 года «Государственный академический театр танца Республики Казахстан».
Любимая роль в балетах «Гамлет» А. Исаковой, «Болеро» М. Равеля, «Чингизхан» М. Иржановой, «Гак-ку» А. Исаковой.
Аюханов Булат Газизович родился 13 сентября 1938 года в Семипалатинске. Булат Аюханов окончил Алма-Атинское хореографическое училище в 1955 году, затем он совершенствуется в классах Академического Ленинградского хореографического училища. В 1957-1959 годы он работает в Академическом театре оперы и балета имени Абая в Алма-Ате. С 1959 по 1964 год Булат Аюханов обучается на балетмейстерском отделении Московского государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского на курсе профессора, народного артиста СССР Р.В. Захарова.
В 1964 году Булат Аюханов возглавляет Алма-Атинское хореографическое училище, одновременно готовя класс солистов для будущего ансамбля «Молодой балет Алма-Аты». В этом же году совместно с ведущей балериной театра оперы и балета И. Манской выступает в организованном ими «Театре двух актеров», в котором родились хореографические сцены, миниатюры на музыку русских, советских и западных композиторов. Этот «Театр двух актеров» выработал творческие принципы камерного балетного театра, основы которого легли в рожденный ансамбль «Молодой балет Алма-Аты». Большая часть программ «Театра двух актеров» вошла в репертуар молодого коллектива.
Ансамбль создал концертные программы, одноактные и двухактные балеты, став театром камерного балета. В труппе 35 солистов, как такового кордебалета нет, отсутствует система «звезд». Каждый солист имеет собственный концертный репертуар, исходя из творческой индивидуальности артистов возникли все балеты. Разнообразие репертуара вызвано и требованиями к гастролирующим коллективам – создавать новые хореографические произведения, отражающие творческие направления ансамбля.
К работе над новыми постановками приглашались балетмейстеры из Москвы, Ленинграда, Таллина. Содружество с народной артисткой СССР Н.М. Дудинской, народным артистом РСФСР Н.А. Долгушиным, заслуженным деятелем искусств Эстонской ССР Май Мурдмаа творчески обогатило коллектив, расширило исполнительские возможности артистов. Исполнение артистами всевозможных классических па-де-де укрепляет академическую основу ансамбля классического танца.
1 августа 1967 года Булат Аюханов основал первый в истории культуры и искусства не только в Казахстане, но и в Советском Союзе ансамбль хореографических миниатюр «Молодой балет Алма-Аты», став его бессменным руководителем, педагогом, исполнителем и концертмейстером, которым руководил по сей день. В 1995 году коллектив был переименован «Государственный ансамбль классического танца Республики Казахстан».
В 1971 году ансамбль был удостоен звания «Лауреат премии Ленинского комсомола Казахстана». Среди творческих коллективов Казахской ССР ансамбль «Молодой балет Алма-Аты» занимает одно из ведущих мест.
За все время существование ансамбля зрители всех союзных республик ознакомились с его творчеством, возможностями каждого исполнителя. Артисты балета выступали в ГДР, НБР, ВНР, ПНР, Западном Берлине, Швеции, Финляндии, Индии, Франции, Ираке, Италии, Иордании, Сирии, Турции, Англии. Популярность ансамбля определяется его обращением к неожиданным сюжетам, смелыми хореографическими и режиссерскими решениями как концертных программ, так и балетов.
В 1998 году коллектив Булата Аюханова получил звание «Академический», а в 2003 году труппа Аюханова стала «Государственным Академическим театром танца Республики Казахстан». Булат Аюханов, развивая традиции мирового балета, сыграл выдающуюся роль в становлении и мировом признании искусства классического танца созданного им коллектива солистов балета, в котором нет традиционного для трупп кордебалета, где практически каждый артист имеет собственный репертуар, что позволяет Булату Аюханову расширять жанровые возможности искусства балета.
По воле выдающегося танцовщика современности Рудольфа Нуриева, с которым Булат Аюханов учился и дружил в Ленинграде, будучи на курсах усовершенствования (1955-1957) издана книга австралийского автора Юри Рюнтю Мэтью «Великие немые» (о Галине Улановой, Махмуде Эсамбаеве, Булате Аюханове, Наталии Дудинской, Майе Плисецкой).
В 1998 году Юри Мэтью передал подарок – картину Р. Нуриева «Ангел-хранитель Булата Аюханова».
В республиканском издательстве «Онер» (Искусство) в 1988 году вышла книга Булата Аюханова «Мой балет», в которой отражена история создания ансамбля, этапы его развития, творческий поиск его создателя, хореографические откровенности в свете современного балета. Булат Аюханов автор книг «Биография чувств», «Витражи балета».
Наряду с новаторской балетмейстерской деятельностью и в том числе подвижнической педагогической деятельностью, Б.Аюханов признан одним из ярких и самобытных исполнителей сценических образов.
Танцовщик с 45-летним исполнительским стажем поражал профессиональной формой и примером творческого долголетия.
Имя Булата Аюханова и его детища – театра танца известны и признаны неповторимым явлением в искусстве танца ХХ и ХХI веков. Основу программ коллектива составляют сюжетные хореографические произведения.
Репертуар возникает согласно творческой индивидуальности артистов. Разнообразие репертуара вызвано еще тем, что театр находится большую часть времени на гастролях. Как бы ни менялся состав труппы, Булат Аюханов продолжал настойчиво добиваться той цели, во имя которой она и возникла.
Его творческие порывы заразительны, благодаря чему возникают моменты впечатляющего совпадения творческих помыслов балетмейстера и отклика артистов. Он не боится нового, если даже для этого требуется преодоление инерции восприятия, отказ от привычных стереотипов. Неуемный дух поиска, столь свойственный молодости, стремление к совершенству и, главное, несмотря на все «приливы и отливы», неиссякаемый творческий энтузиазм – все живо в коллективе и является залогом его профессионального роста.
Булат Аюханов как художественный руководитель, балетмейстер и педагог создал высокопрофессиональный коллектив, интересный своим творческим многообразием существующих и планируемых постановок. Достаточно отметить, что каждая созданная постановка прочно входит в репертуар, на котором растут как старшее, так и младшее поколения артистов балета. Репертуар коллектива отвечает самым высоким требованиям современного зрителя. В освоении лучших традиций отечественного балета Булат Аюханов видел дальнейший рост исполнительского мастерства балетной труппы.
Большую творческую помощь художественному руководителю оказывали мастера балета, педагоги-репетиторы: Р. Унгарова, Г. Михалева, Р. Курпешева, С. Тихонов, Р. Мусин.