«Величие просветителя». О жизни казахского учителя
Ибрай Алтынсарин получил всеобщее признание как педагог-новатор в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа
Такое название выставки, посвященной 180-летию Ибрая Алтынсарина, как «Величие просветителя», совершенно обосновано, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на «Московский Комсомолец».
Ему приходилось преодолевать немыслимые сопротивления прежде, чем каждый из его образовательных проектов принимали народ и служители власти, причем противоположной по своим позициям — со стороны Средней Азии и Российской империи. Но он был настойчив, дипломатичен и непоколебим. Напомнил о просветителе Центральный государственный музей Республики Казахстан.
Преодолевая косность и сопротивления
«На нашу долю теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать все, насколько хватит у нас сил и уменья... Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей», писал Алтынсарин. И не ведал, что спустя столько лет, в XXI веке, придется вновь возвращаться к истокам классического образования и убеждения власть имущих обратить внимание на школы. Но такие альтруисты, каким был Алтынсарин, к сожалению, сегодня вряд ли найдутся.
Ибрай Алтынсарин получил всеобщее признание как педагог-новатор в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа, организатор школ, ученый-этнограф, фольклорист, поэт, прозаик, переводчик сочинений русских классиков, общественный деятель, автор учебников и методик образования. Родился в 1841 году в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области. В три года осиротел и благополучно попал под опеку родного деда, известного в своей местности бия Жалгожи Жанбуршина. От него будущий просветитель с ранних лет был направлен на получение всесторонних знаний. Ибрай сам тянулся к учебе и свое первое образование получил в школе Оренбурга. Увлекаясь произведениями классиков российской и мировой литературы, поэзией Байрона, Пушкина, Гете, Шекспира, Лермонтова, он стал не только переводить их, но и самостоятельно писать стихи. Поработав переводчиком, учителем, затем писарем у родного деда, он получил от Оренбургской власти задание основать в Тургае школу. Ибраю на тот момент было всего 19 лет. Школ в то время в степи не было, многие казахи продолжали вести кочевой образ жизни. Понятно, что вопрос о появлении светских учебных заведений среди местного населения не только не вызывал поддержки, но и провоцировал конфликты. Однако Алтынсарин, преодолевая сопротивление, постепенно убеждал соотечественников в целесообразности получения детьми знаний. Ибрай не только перемещался из аула в аул, чтобы встречаться с людьми, но и собирал средства на строительство школы. Годом открытия первой школы в Казахстане можно считать 1864-й. В этом году 16 мальчиков стали первыми ее учениками. Затем молодому просветителю удалось открыть русско-казахские школы и в других населенных пунктах, а также в казачьем городке Илецкая защита, Иргизе, Актюбинске. А в 1888 году в Иргизе им было инициировано создание и первой в стране школы для девочек, а позднее — женских училищ в Тургае, Костанае, Карабутаке, Актюбинске.
Русская графика как необходимость времени
Учебных материалов для создаваемых Алтынсариным школ катастрофически не хватало, и он стал самостоятельно разрабатывать учебники и пособия. Им были написаны первая азбука казахского языка, основанная на русскоязычном алфавите, методика «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия». В этих книгах использовался новый казахский алфавит, созданный на основе русской графики. Во вступительной статье к «Киргизской хрестоматии» Алтынсарин писал: «...Книг общеобразовательного содержания почти не имеется ни на одном из азиатских языков, мы вынуждены искать подобные руководства на ближайшем русском языке. Вследствие чего мы сочли за более удобное напечатать настоящую хрестоматию русскими буквами, чтобы она прямо соответствовала своей цели, то есть служила непосредственным путеводителем к более ученым и общеполезным книгам, не противореча последним ни своим содержанием, ни алфавитом».
Кроме хрестоматий, наиболее известными стали написанные Алтынсариным басни «Клочок ваты», «Кривое дерево», «Чистый родник», «Мать и дитя», «Глупый друг», «Паршивый мальчик», «Кипшак Сейткул», «Польза любознательности», «Садовые деревья», «Целебная трава», «Добрый мальчик», «Как можно разбогатеть», «Жиренше Шешен», «Сын бая и сын бедняка», «Отец и сын», «Кукла и кошка». Всем известны его стихи «Давайте, дети, учиться», «Польза знания», «Река», «Лето».
В построенных новатором школах дети обучались не только русскому и казахскому языкам, но и математике, географии, истории и другим наукам. Он также ввел в школах обучение исламу. Притом его личное отношение к религии было либеральным. Алтынсарин был убежден, что религия должна согласовываться с наукой, техникой и законами справедливости. «...Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их (учеников) нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками. Посмейтесь надо мною, я иногда являюсь детям в пустое от занятий время официально муллой и рассказываю, что знаю, из духовной истории, прибавляя к тому и другие полезные удобопонятные рассказы...» Таким своеобразным приемом, более приемлемым для местного населения, он старался воспитывать в молодежи нравственные устои. Мудро, ничего не скажешь. И снова хочется отметить, что наступило время и сегодня появиться таким просветителям.
Книги Алтынсарина оказали свое влияние на формирование светского образования в Казахстане и Средней Азии, вошли в основу современных учебных пособий по казахскому и русскому языкам. Алтынсарину также удалось организовать открытие ремесленных школ, в которых молодежь обучалась слесарному, мыловаренному, маслобойному и кожевенному делу. Для создания всех школ он самостоятельно находил средства. В самой системе школьного образования, заложенной просветителем, главное место отводилось личности и моральному облику учителя. «Не служба, а Богом данное призвание. Во все времена ходили учителя в рубище. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свою пламень другим людям, ничего не требуя взамен», — любил повторять Алтынсарин.
Жизнь уникальной личности, к сожалению, оказалась короткой. Умер Алтынсарин, не дожив до своего 49-го дня рождения. Причина смерти осталась неизвестной.
Величие просветителя
Сразу в четырех залах главной экспозиционной площадки ЦГМ РК разместилась выставка, посвященная жизни и творческому наследию Ибрая Алтынсарина. Ее композиционную значимость представляют издания о жизни и творчестве великого просветителя, его семейное шежире, карты учебных заведений, открытых им, образцы школьных форм и принадлежностей учеников XIX века, колокольчик школы имени С. Кубеева аула Аксуат Костанайской области.
В качестве одного из главных экспонатов выставки можно отметить карманные часы Ибрая Алтынсарина, изготовленные на заводе «Павел Буре» и подаренные музею его родственником Уакбаевым Сериком в 1989 году. В экспозиции также можно увидеть оригиналы и ксерокопии фотографий, собранных в 1959 году во время экспедиции ЦГМ РК в Амангельдинской район Костанайской области, на которых отражены образы супруги великого просветителя, его сыновей Абдуллы и Абдрахмана, дочери Шарипы и внучки Нагимы Абдоловны, а также здания школ, интернатов и ремесленных училищ, построенных Алтынсариным.
Документальную ценность выставки повышают письма Ибрая Алтынсарина, написанные его близкому другу Николаю Ильминскому — востоковеду, педагогу-миссионеру, библеисту, члену-корреспонденту Российской Императорской академии наук. В них казахский просветитель затрагивает волнующие его вопросы, связанные с обучением казахских детей — учеников основанной им школы в Оренбурге. Также в экспозиции представлены подготовленная для публикации в газете рукопись, имеющая сведения о строительстве волостных школ в Тургайской области в 1884 году и копии Правил об открытии начальных школ для инородцев.
Есть в экспозиции и фотографии Алтынсарина вместе с его воспитанниками, ставшими его последователями — Бекежаном Сулейменовым, Абдигали и Ахметом Балгимбаевыми, Назипы Кульжановой.
Специальные витрины посвящены первым казахским меценатам Жангир-хану и Есенкулу Маманову, благодаря которым в конце XIX века в западной части казахской степи и Жетысу появились первые школы, открывшие дорогу казахским детям для получения образования.
Жизнь и творческое наследие просветителя, посвятившего всю свою жизнь обучению и воспитанию детей, способны служить наглядным примером для последующих поколений своей непоколебимой честностью, высоким духом и здравомыслием. Выставка продлится до 30 сентября 2021 года. И, может быть, посмотреть ее стоит прежде всего педагогам и представителям Министерства образования страны, а также «знатным» миллионерам, сконцентрированным сегодня исключительно на строительстве жилых комплексов. Вдруг что всколыхнет в душе человеческой.
Корабли и пароходы
В честь Ибрая Алтынсарина названы: Алтынсаринский район Костанайской области, областная библиотека для детей и юношества в Костанае, Туркестанская областная детская библиотека в Шымкенте, Рудненский социально-гуманитарный колледж в Костанайской области, проспект в Алматы, центральные улицы Костаная, Рудного, Убаганская средняя школа, средняя школа No 1 имени Алтынсарина в городе Капшагае, гимназия No 159 имени Алтынсарина в Алматы.
А в 1952 году ледник в северных отрогах Джунгарского Алатау был назван именем Ибрая Алтынсарина.
В честь выдающегося педагога в 2007 году Министерством образования и науки Республики Казахстан была учреждена ведомственная награда — нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин».
В 2017 году место рождения Алтынсарина, так называемый «Колодец Омара», был внесен в региональный перечень сакральных объектов Костанайской области.
Но не названиями улиц и пароходов живы дела человека. «Школы — это главные пружины образования киргизов, казахов... На них и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского) народа», — писал Алтынсарин.