Латте вытесняет чай: как Казахстан становится страной кофеманов
Кофе стал для казахстанцев массовым продуктом ежедневного спроса

Еще пять лет назад кофе был напитком «для любителя». Сейчас же кофе стремительно вытесняет чай из чашек казахстанцев: кофейни открываются на каждом углу, молодежь начинает утро с латте, продажи зернового кофе растут ежегодно, а кофемашина в офисе – уже не редкость, а норма. В последние годы в Казахстане наблюдается настоящий кофейный бум, и это уже не просто модный тренд, а формирующийся потребительский рынок. Почему все больше казахстанцев становятся кофеманами, как изменилась культура потребления и сколько этого напитка пьют в нашей стране, разбираемся в материале Azattyq Rýhy.
Казахстан на кофеине
Казахстан – традиционно чайная страна. Однако в последние годы все больше казахстанцев отдают предпочтение капучино, латте и фильтру. Все говорит о том, что в стране формируется новая кофейная культура – модная, городская и прибыльная.
Об этом свидетельствует и статистика: в год каждый казахстанец выпивает 0,4 килограмма кофе. По импорту динамика тоже положительная: в нашу страну с каждым годом завозится все больше кофе. По данным Бюро национальной статистики, только за два месяца этого года Казахстан импортировал 786,9 тонны – это на 45% больше зерен, чем за аналогичный период прошлого года. Для нашей страны это рекорд за последние шесть лет.
Причем большая часть – 66% – приходится на необжаренные зерна. Хотя в начале прошлого года показатели были на равных. Это значит, что казахстанские компании стали чаще закупать кофе для последующей обжарки уже в стране или для экспорта.
Причем кофейный бум продолжается, несмотря на стабильное подорожание этого напитка. По данным бюро, за год растворимый кофе вырос в цене на 12,5%, молотый кофе в зернах – на 18,8%. Так, в прошлом году казахстанцы отдавали за стаканчик латте в среднем 1 200 тенге, капучино стоил в среднем 1 050 тенге.
В статистику по регионам бюро включило все напитки – это чай, кофе и какао. Особенно сильно их подорожание за год ощутили жители Карагандинской области (на 16,5%), Северо-Казахстанской области (на 13,7%) и Астаны (16,4%).
Зато подорожание ударило не сильно по карману жителей Атырауской области (на 1,3%), Кызылординской области (на 4%) и Костанайской области (на 5,7%) – в этих регионах ценники выросли незначительно. А в Туркестанской области цены не изменились, оставшись на том же уровне.
Аромат перемен: растет ли армия кофеманов?
Представители кофейной индустрии уверенно заявляют, что кофе в Казахстане – уже не просто напиток, а стиль жизни, за которым, по всей видимости, будущее. Если десять лет назад напиток считался экзотикой, то сейчас – это часть повседневной жизни. Особенно спрос растет в крупных городах, где за последние несколько лет число кофеен увеличилось в разы.
«Спрос на кофе растет сильно. Причем это достаточно долгосрочный тренд, так как есть устойчивый рост интереса в нашей стране именно к кофе, причем во всех городах. За последние два-три года происходит очень сильный бум, что в сторону кофе стали все обращать внимание. Он стал частью нашей повседневной культуры. Если раньше люди специально готовились, шли, выбирали напитки, то сейчас это как ежедневный ритуал, как традиция. Как в развитых странах кофе перестал быть особенным и стал, скорее, массовым продуктом ежедневного спроса.
Причем еще растет разнообразие. Поэтому однозначно идет и спрос, и динамика большая есть, особенно в городах Алматы и Астана спрос вырос в 2-3 раза. Ну и регионы подключаются постепенно. Поэтому динамика точно есть сильная», – подчеркивает председатель Ассоциации кофе Казахстана, организатор «Qazaqstan Coffee Festival» и международной выставки «Astana Coffee Expo» Айбек Аханов.
Возросший интерес казахстанцев к этому напитку отмечают и владельцы кофеен.
«Спрос действительно есть, и он большой. Это видно в Астане по росту количества кофеен и сетей кофеен. Этот рынок будет дальше расти и выживать. И важно подчеркнуть, что расти будут те кофейни, которые вкладываются в бренд и в качественный сервис», – отметил владелец кофейни в Астане Алихан Рысбаев.
Основную аудиторию кофеен составляет молодежь, которая приходит не только за кофе, но и за атмосферой. Также частыми гостями становятся офисные сотрудники, забегающие за напитком навынос.
«Молодежь является генератором кофейной культуры. Они быстро принимают и приспосабливаются к каким-то изменениям, трендам, поэтому молодежи большинство. Офисные сотрудники тоже регулярно заходят. Но здесь, наверное, сила привычки и комфорта – расположение кофейни рядом с офисом либо внутри офиса имеются, то, естественно, у них ежедневный трафик. В выходные дни эти кофейни пустеют, если они находятся в бизнес-центрах. Семьи в любом случае посещают кофейни реже, там много факторов: комфорт, атмосфера. Но в любом случае кофейня – это про молодежь и про бизнес-сегмент в первую очередь», – утверждает Айбек Аханов.
Что интересно, сезонность не сильно влияет на потребление – примерно на 5-10% и это больше связано с сезоном отпусков.
«Раньше сезонность влияла, но сейчас она уже не оказывает такого сильного влияния, потому что меняется само предложение. То есть зимой появляются какие-то горячие напитки, а летом холодные, в том числе кофейные напитки. В целом же, уже круглогодичный цикл имеется, и сезонность не сильно стала влиять на покупательскую способность», – отметил Аханов.
От 3-в-1 до кемекса: как меняется культура потребления кофе
Вместе с тем развивается и культура потребления: казахстанцы начали разбираться в сортах, способах обжарки и приготовления. В меню многих заведений появились альтернативные методы заваривания – кемекс, пуровер, аэропресс.
«В целом у людей вкусовой опыт с кофе стал богаче за последние годы, так как появилось много кофеен в нашем городе, и люди начали больше доверять кофейням и разным экспериментальным кофейным напиткам. Классика, конечно, как была, так и останется популярной, но гости готовы экспериментировать с напитками и получать разный вкусовой опыт. Рост есть и на альтернативные методы заваривания. Сейчас в кофейнях проходит переходной момент: многие пьют батч брю (фильтр кофе), как к нему привыкнут и дальше уже будет увеличиваться потребление именно ручных методов заваривания», – рассказывает владелец кофейни Алихан Рысбаев.
Сменились и предпочтения: если несколько лет назад большинству казахстанцев было достаточно пакетика растворимого кофе, то сегодня в тренде натуральный зерновой. Популярность обретает и specialty coffee – напиток более высокого класса с точным указанием происхождения зерна и уровня обжарки.
Помимо интереса к сорту и обжарке зерна, у казахстанцев растет тяга к экспериментам со вкусом. Все чаще кофеманы отдают предпочтение авторским напиткам, в которых привычный кофе дополняется необычными и даже национальными ингредиентами.
«Сейчас у нас есть помимо классических напитков есть авторские кофейные напитки: на рынке появился кофе с национальными ингредиентами – кофе с тары, куртом и прочее. И это тоже достаточно хороший тренд, и люди уже начали переходить от классических напитков в сторону авторских с какими-то различными ингредиентами и добавками. У нас альтернативные способы заваривания уже входят в обиход, но это узкий целевой сегмент. Это бариста и люди, которые уже прошли какой-то путь. Но в целом поменялась культура потребления. Клиент стал более осознанным в части того, что он старается разбираться в продукте, так или иначе начинают вопросы задавать и в целом разбираться в приготовлении», – пояснил председатель Ассоциации кофе Казахстана Айбек Аханов.
Несмотря на рост интереса к авторским рецептам и экспериментам со вкусом, в тренде по-прежнему остаются проверенные классические напитки – латте, капучино, американо.
«Молочные напитки капучино и латте – это лидеры. Большинство заказов на них идет. Сейчас кофейни начали предлагать много других напитков со всякими добавками, с сиропами и разными вкусовыми профилями, но в любом случае кофе на основе молока – в лидерах», – отметил эксперт.
Кстати, почти половина всего импортируемого в Казахстан кофе поступает из Бразилии – 48% от общего объема. Второе место занимает Россия с долей в 19%. Так, из этой страны в 2023 году в Казахстан было поставлено более 980 тонн кофе на сумму свыше 8 миллионов долларов. При этом закупать кофе напрямую у бразильских производителей оказалось экономичнее: оттуда было ввезено 1,2 тысячи тонн на сумму около 7 миллионов долларов. Замыкает тройку крупнейших поставщиков Италия.
«Сейчас крупные бренды, кофейные сети начали закупаться уже напрямую у производителей – это страны, кто выращивает кофе. Бразилия – мировой лидер по производству кофе. Но у нас есть и готовые обжаренные зерна, которые с Италии завозятся. Бразилия – это «зеленка», то есть зеленые зерна кофе к нам поступают и уже на месте обжариваются, а Италия – это готовое обжаренное зерно для коммерческого сегмента, для HoReCa, то есть отели и рестораны его используют», – объяснил Айбек Аханов.
При выборе зерен, как подчеркивает спикер, важна не только цена, но и вкус с устойчивостью.
«Однозначно на первом месте – вкус и стабильность, это все кофеманы подтвердят, потому что сейчас люди стали достаточно требовательны и капризны во вкусе, особенно когда ты ежедневно пьешь кофе, и при любых изменениях во вкусе люди уже начинают негативить. Поэтому здесь не столько цена важна в первую очередь, сколько стабильность и вкус. Цена, конечно, одним из основных факторов является, но после первых двух факторов», – считает глава Ассоциации кофе Казахстана.
Таким образом развитие кофейной индустрии в Казахстане – это уже не просто модный тренд, а отражение перемен в потребительской культуре: растет число локальных обжарщиков, специализированных кофеен, бариста-профессионалов. Похоже, кофейная волна накрыла страну всерьез, и отступать она не собирается. Конечно, хотя чай по-прежнему остается символом традиционного гостеприимства, место кофе на столе казахстанцев становится все прочнее.
Автор: Дана Мансур