$ 541.82  627.1  6.78
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
17.06.2025, 18:59
Авторы

Латте вытесняет чай: как Казахстан становится страной кофеманов

Кофе стал для казахстанцев массовым продуктом ежедневного спроса

Латте вытесняет чай: как Казахстан становится страной кофеманов
Фото: ИИ, freepik.com

Еще пять лет назад кофе был напитком «для любителя». Сейчас же кофе стремительно вытесняет чай из чашек казахстанцев: кофейни открываются на каждом углу, молодежь начинает утро с латте, продажи зернового кофе растут ежегодно, а кофемашина в офисе – уже не редкость, а норма. В последние годы в Казахстане наблюдается настоящий кофейный бум, и это уже не просто модный тренд, а формирующийся потребительский рынок. Почему все больше казахстанцев становятся кофеманами, как изменилась культура потребления и сколько этого напитка пьют в нашей стране, разбираемся в материале Azattyq Rýhy.

Казахстан на кофеине

Казахстан – традиционно чайная страна. Однако в последние годы все больше казахстанцев отдают предпочтение капучино, латте и фильтру. Все говорит о том, что в стране формируется новая кофейная культура – модная, городская и прибыльная.

Об этом свидетельствует и статистика: в год каждый казахстанец выпивает 0,4 килограмма кофе. По импорту динамика тоже положительная: в нашу страну с каждым годом завозится все больше кофе. По данным Бюро национальной статистики, только за два месяца этого года Казахстан импортировал 786,9 тонны – это на 45% больше зерен, чем за аналогичный период прошлого года. Для нашей страны это рекорд за последние шесть лет.

Причем большая часть – 66% – приходится на необжаренные зерна. Хотя в начале прошлого года показатели были на равных. Это значит, что казахстанские компании стали чаще закупать кофе для последующей обжарки уже в стране или для экспорта.

Причем кофейный бум продолжается, несмотря на стабильное подорожание этого напитка. По данным бюро, за год растворимый кофе вырос в цене на 12,5%, молотый кофе в зернах – на 18,8%. Так, в прошлом году казахстанцы отдавали за стаканчик латте в среднем 1 200 тенге, капучино стоил в среднем 1 050 тенге.

В статистику по регионам бюро включило все напитки – это чай, кофе и какао. Особенно сильно их подорожание за год ощутили жители Карагандинской области (на 16,5%), Северо-Казахстанской области (на 13,7%) и Астаны (16,4%).

Зато подорожание ударило не сильно по карману жителей Атырауской области (на 1,3%), Кызылординской области (на 4%) и Костанайской области (на 5,7%) – в этих регионах ценники выросли незначительно. А в Туркестанской области цены не изменились, оставшись на том же уровне. 

Аромат перемен: растет ли армия кофеманов?

Представители кофейной индустрии уверенно заявляют, что кофе в Казахстане – уже не просто напиток, а стиль жизни, за которым, по всей видимости, будущее. Если десять лет назад напиток считался экзотикой, то сейчас – это часть повседневной жизни. Особенно спрос растет в крупных городах, где за последние несколько лет число кофеен увеличилось в разы.

«Спрос на кофе растет сильно. Причем это достаточно долгосрочный тренд, так как есть устойчивый рост интереса в нашей стране именно к кофе, причем во всех городах. За последние два-три года происходит очень сильный бум, что в сторону кофе стали все обращать внимание. Он стал частью нашей повседневной культуры. Если раньше люди специально готовились, шли, выбирали напитки, то сейчас это как ежедневный ритуал, как традиция. Как в развитых странах кофе перестал быть особенным и стал, скорее, массовым продуктом ежедневного спроса.

Причем еще растет разнообразие. Поэтому однозначно идет и спрос, и динамика большая есть, особенно в городах Алматы и Астана спрос вырос в 2-3 раза. Ну и регионы подключаются постепенно. Поэтому динамика точно есть сильная», – подчеркивает председатель Ассоциации кофе Казахстана, организатор «Qazaqstan Coffee Festival» и международной выставки «Astana Coffee Expo» Айбек Аханов.

Возросший интерес казахстанцев к этому напитку отмечают и владельцы кофеен.

«Спрос действительно есть, и он большой. Это видно в Астане по росту количества кофеен и сетей кофеен. Этот рынок будет дальше расти и выживать. И важно подчеркнуть, что расти будут те кофейни, которые вкладываются в бренд и в качественный сервис», – отметил владелец кофейни в Астане Алихан Рысбаев.

Основную аудиторию кофеен составляет молодежь, которая приходит не только за кофе, но и за атмосферой. Также частыми гостями становятся офисные сотрудники, забегающие за напитком навынос.

«Молодежь является генератором кофейной культуры. Они быстро принимают и приспосабливаются к каким-то изменениям, трендам, поэтому молодежи большинство. Офисные сотрудники тоже регулярно заходят. Но здесь, наверное, сила привычки и комфорта – расположение кофейни рядом с офисом либо внутри офиса имеются, то, естественно, у них ежедневный трафик. В выходные дни эти кофейни пустеют, если они находятся в бизнес-центрах. Семьи в любом случае посещают кофейни реже, там много факторов: комфорт, атмосфера. Но в любом случае кофейня – это про молодежь и про бизнес-сегмент в первую очередь», – утверждает Айбек Аханов.

Что интересно, сезонность не сильно влияет на потребление – примерно на 5-10% и это больше связано с сезоном отпусков.

«Раньше сезонность влияла, но сейчас она уже не оказывает такого сильного влияния, потому что меняется само предложение. То есть зимой появляются какие-то горячие напитки, а летом холодные, в том числе кофейные напитки. В целом же, уже круглогодичный цикл имеется, и сезонность не сильно стала влиять на покупательскую способность», – отметил Аханов.

От 3-в-1 до кемекса: как меняется культура потребления кофе

Вместе с тем развивается и культура потребления: казахстанцы начали разбираться в сортах, способах обжарки и приготовления. В меню многих заведений появились альтернативные методы заваривания – кемекс, пуровер, аэропресс.

«В целом у людей вкусовой опыт с кофе стал богаче за последние годы, так как появилось много кофеен в нашем городе, и люди начали больше доверять кофейням и разным экспериментальным кофейным напиткам. Классика, конечно, как была, так и останется популярной, но гости готовы экспериментировать с напитками и получать разный вкусовой опыт. Рост есть и на альтернативные методы заваривания. Сейчас в кофейнях проходит переходной момент: многие пьют батч брю (фильтр кофе), как к нему привыкнут и дальше уже будет увеличиваться потребление именно ручных методов заваривания», – рассказывает владелец кофейни Алихан Рысбаев.

Сменились и предпочтения: если несколько лет назад большинству казахстанцев было достаточно пакетика растворимого кофе, то сегодня в тренде натуральный зерновой. Популярность обретает и specialty coffee – напиток более высокого класса с точным указанием происхождения зерна и уровня обжарки.

Помимо интереса к сорту и обжарке зерна, у казахстанцев растет тяга к экспериментам со вкусом. Все чаще кофеманы отдают предпочтение авторским напиткам, в которых привычный кофе дополняется необычными и даже национальными ингредиентами.

«Сейчас у нас есть помимо классических напитков есть авторские кофейные напитки: на рынке появился кофе с национальными ингредиентами – кофе с тары, куртом и прочее. И это тоже достаточно хороший тренд, и люди уже начали переходить от классических напитков в сторону авторских с какими-то различными ингредиентами и добавками. У нас альтернативные способы заваривания уже входят в обиход, но это узкий целевой сегмент. Это бариста и люди, которые уже прошли какой-то путь. Но в целом поменялась культура потребления. Клиент стал более осознанным в части того, что он старается разбираться в продукте, так или иначе начинают вопросы задавать и в целом разбираться в приготовлении», – пояснил председатель Ассоциации кофе Казахстана Айбек Аханов.

Несмотря на рост интереса к авторским рецептам и экспериментам со вкусом, в тренде по-прежнему остаются проверенные классические напитки – латте, капучино, американо.

«Молочные напитки капучино и латте – это лидеры. Большинство заказов на них идет. Сейчас кофейни начали предлагать много других напитков со всякими добавками, с сиропами и разными вкусовыми профилями, но в любом случае кофе на основе молока – в лидерах», – отметил эксперт.

Кстати, почти половина всего импортируемого в Казахстан кофе поступает из Бразилии – 48% от общего объема. Второе место занимает Россия с долей в 19%. Так, из этой страны в 2023 году в Казахстан было поставлено более 980 тонн кофе на сумму свыше 8 миллионов долларов. При этом закупать кофе напрямую у бразильских производителей оказалось экономичнее: оттуда было ввезено 1,2 тысячи тонн на сумму около 7 миллионов долларов. Замыкает тройку крупнейших поставщиков Италия.

«Сейчас крупные бренды, кофейные сети начали закупаться уже напрямую у производителей – это страны, кто выращивает кофе. Бразилия – мировой лидер по производству кофе. Но у нас есть и готовые обжаренные зерна, которые с Италии завозятся. Бразилия – это «зеленка», то есть зеленые зерна кофе к нам поступают и уже на месте обжариваются, а Италия – это готовое обжаренное зерно для коммерческого сегмента, для HoReCa, то есть отели и рестораны его используют», – объяснил Айбек Аханов.

При выборе зерен, как подчеркивает спикер, важна не только цена, но и вкус с устойчивостью.

«Однозначно на первом месте – вкус и стабильность, это все кофеманы подтвердят, потому что сейчас люди стали достаточно требовательны и капризны во вкусе, особенно когда ты ежедневно пьешь кофе, и при любых изменениях во вкусе люди уже начинают негативить. Поэтому здесь не столько цена важна в первую очередь, сколько стабильность и вкус. Цена, конечно, одним из основных факторов является, но после первых двух факторов», – считает глава Ассоциации кофе Казахстана.

Таким образом развитие кофейной индустрии в Казахстане – это уже не просто модный тренд, а отражение перемен в потребительской культуре: растет число локальных обжарщиков, специализированных кофеен, бариста-профессионалов. Похоже, кофейная волна накрыла страну всерьез, и отступать она не собирается. Конечно, хотя чай по-прежнему остается символом традиционного гостеприимства, место кофе на столе казахстанцев становится все прочнее.

Автор: Дана Мансур

Новости партнеров