100 миллионов на PISA-тренажер потратит акимат Атырауской области
Закупка состоялась, договор с поставщиком заключен
В Казахстане выделяются миллионы тенге на внедрение различных образовательных программ и платформ в школьном образовании, чтобы модернизировать учебный процесс, предоставить доступ к образовательным ресурсам и подготовить школьников к вызовам цифровой эпохи. Однако на фоне значительных инвестиций возникает вопрос о целесообразности внедряемых программ. На сегодняшний день в Казахстане уже реализованы несколько крупных цифровых проектов, включая платформы для дистанционного обучения, электронные учебники и системы управления образовательным процессом. И, судя по всему, на одну такую платформу станет больше. В Атырауской области чиновники купили доступ к интерактивной платформе, сумма договора составляет 100 млн тенге. Редакция Azattyq Rýhy изучила детали договора.
В начале ноября 2024 года на портале государственных закупок появилось объявление о закупе услуги по повышению квалификации педагогов в области цифровых компетенций и функциональной грамотности с предоставлением интерактивной платформы и pisa-тренажера, заказчиком которого является управление образования Атырауской области. Сумма закупки составляет 100 млн тенге.
Тренажер для учителей
В технической спецификации говорится, что услуга включает подключение 201 школы к платформе персонализированного обучения с интерактивным контентом, а также организацию и проведение обучения не более трех тысяч педагогов.
Платформа персонализированного обучения с контентом должна включать интерактивные уроки с разными видами цифрового контента: анимационные ролики, симуляторы, интерактивные задания, на казахском и русском языках по предметам: математика, алгебра, геометрия, физика, химия, биология, английский язык, география, казахский язык. Также должен иметь тренажер по развитию функциональной грамотности.
Учителя должны иметь возможность назначать домашнее задание, самостоятельно формировать группы учеников на основе списка классов, выбирать срок выполнения домашнего задания, смотреть статистику учеников по выполненным заданиям, компоновать свой урок на базе существующих путем удаления компонентов урока, демонстрировать компоненты урока при фронтальной форме обучения.
Ученикам, в свою очередь, должны быть доступны основные функции, в части выполнения домашнего задания, просмотр статистики по выполненным заданиям, доступ ко всем урокам и виртуальным тренажерам (симуляторам) на платформе.
Помимо этого, на платформе должна быть реализована функция по воспроизведению уроков в разных типах контента: тексты, изображения, звуковые фрагменты, видеоролики, интерактивные задания, математические и химические формулы, виртуальные тренажеры.
Есть и количественные требования к цифровому контенту. Платформа должна располагать не менее 500 интерактивных уроков по различным предметам для учеников 2-9 классов.
Кроме этого, с помощью платформы учителя могут проходить аттестацию.
«При успешном прохождении итоговой аттестации слушатели получают документ (сертификат) установленного образца. Услуга включает право не выдавать документ (сертификат) установленного образца слушателям в случаях невыполнения обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного и (или) индивидуального учебного плана, а также вследствие бездействия в отношении заданий, предусмотренных программой», - говорится в технической спецификации.
Ответ Минпросвещения
Редакция направила запрос в Министерство просвещения касательно существующих информационных платформ в системе образования, как формируется бюджет и попросили предоставить список действующих IT-продуктов. Министерство без лишних подробностей предоставило короткий ответ.
«Министерство формирует единую государственную политику в области образования, а местные органы управления образованием реализуют государственную политику (статьи 5 и 6 Закона «Об образовании»). В силу норм статьи 29 Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» управления образования являются исполнительным органом акимата. В этой связи, органы управления образования самостоятельны в выполнении своих функций, и подчиняются акиматам», - говорится в ответе на запрос.
Также, согласно Закону РК, местные исполнительные органы (акиматы) поддерживают и оказывают содействие в материально-техническом обеспечении государственных организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования (за исключением организаций образования в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы). В министерстве утверждают, что на рынке Ed-Tech услуг в стране представлены несколько альтернативных систем, выбор которых осуществляется местными органами в рамках законных процедур. В связи с этим, нас попросили с данным вопросом обратиться в акиматы области.
Вопрос о том, насколько оправданы текущие расходы на цифровизацию образования так и остается открытым. Редакция обратилась в управление образования Атырауской области за разъяснением ситуации по закупу доступа к платформе.
Что ответили в акимате
«Опубликованное на сайте государственных закупок 30 октября объявление касалось услуги – повышения квалификации педагогов в области цифровых компетенций и функциональной грамотности. Данная услуга включала использование интерактивной образовательной платформы и PISA-тренажера, согласно описанию в технической спецификации. На основании результата конкурса договор заключен с образовательной платформой Amansultan (первый раз в Атырауской области), которая готова предоставить услуги повышения квалификации педагогов и доступа к PISA-заданиям. В апреле 2025 года ожидается международное тестирование PISA от ОЭСР всех школ Республики Казахстан и еще 90 государств. Организатором тестирования является ИАЦ Министерства просвещения РК и Атырауской области крайне важно повысить профессиональный уровень педагогов», - сообщили в управлении образования.
По поводу суммы лота, в акимате ответили, что сумма определена на основании ряда ключевых факторов и включает бесплатный доступ на протяжении 12 месяцев всем 205 школам области, всем 10 тыс. педагогам и 100 тыс. ученикам. Между тем, в технической спецификации, как мы написали выше, говорится: «организация и проведение обучения не более трех тысяч педагогов».
«Предоставляется доступ к цифровой платформе с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОРы) по школьным предметам в помощь учителям во время преподавания, предоставляется доступ к заданиям по развития функциональной грамотности учащихся (PISA), обучение всех педагогов области применению цифровой платформе и развитию функциональной грамотности, очные обучающие интенсивы педагогов по цифровым технологиям в образовании, техническая и методическая поддержка педагогов, подключённых школы», - перечислили список работ в акимате.
В управлении также сообщили, при подготовке конкурсной документации был проведен детальный анализ стоимости аналогичных услуг на рынке, что позволило установить экономически обоснованную сумму. Стоимость подписки на аналогичные платформы в РК составляет от 500 тыс до 1 млн тнг в год.
Мы решили проверить, сколько стоят услуги доступа к платформе AmanSultan, о которой идет речь. На сайте государственных закупок выявились несколько закупок, в названии которых указана данная платформа.
В 2022 году отдел образования одного из районов Костанайской области, а также ряд школ в СКО и Актобе закупили доступы к платформе AmanSultan. Стоимость одинакова – 193 329 тенге.
Полагаем, что есть и другие объявления, в которых не прописано название, но предполагается закуп доступа именно к этой платформе.
«В ссоответствие законодательству: все расчеты выполнены в строгом соответствии с законодательством, включая Закон «О государственных закупках» и нормативные акты, регламентирующие обоснование бюджетных затрат. Важно отметить, что стоимость лота напрямую зависит от качества и объема предоставляемых услуг, которые имеют стратегическое значение для повышения квалификации педагогов», - сообщает акимат.
Средства на данный лот были предусмотрены в процессе бюджетного планирования на 2024 год. Источник финансирования – целевые трансферты из республиканского бюджета, направленные на развитие системы образования, включая цифровизацию и подготовку к международным исследованиям как PISA.
«Управление образования не заключает договор с ТОО «AmanSultan» на постоянной основе. Победителем данная компания определена впервые и исключительно на основании строгого соблюдения процедуры государственных закупок и решения конкурсной комиссии. ТОО «AmanSultan» является резидентом AstanaHub и ее предложение наиболее соответствует техническим требованиям и условиям конкурса. Процесс выбора был проведен в полном соответствии с нормами Закона «О государственных закупках, - отметили в управлении образования Атырауской области.
При этом в управлении отмечают, что платформа Amansultan была выбрана на основании ее соответствия техническим требованиям, включающим: содержание и качество заданий наиболее соответствует требованиям международных тестов PISA, визуальный дизайн и навигация удобна и соответствует дизайну международных исследований, наличие методической поддержки, а также курсов повышения квалификации педагогов.
«Использование платформы позволяет обеспечить высокую эффективность образовательного процесса и достижение ключевых показателей, заявленных заказчиком, данная платформа пользуется во многих регионах (более 7) Республики Казахстан», - говорится в ответе на запрос редакции.
Между тем, в протоколе предварительного доступа говорится следующее. Заявки на конкурс подали две компании: ТОО «EdCrunch Academy» ТОО «AmanSultan». Конкурсная комиссия расписала подробные замечания по каждому участнику и вынесла решение – обе компании не соответствуют квалификационным требованиям, соответственно, их заявки отклонили.
Что является основанием для заключения договора с компанией «AmanSultan» не ясно, в документации к объявлению отсутствует независимая экспертиза и другие документы, подтверждающие необходимость выбора именно этой платформы.
«Платформа AmanSultan используется на основании договора, заключенного по результатам конкурса. Доступ к платформе будут иметь все школы Атырауской области. Преимущества использования платформы включают: повышение уровня подготовки учащихся: благодаря интерактивным тренажерам учащиеся улучшают свои навыки и готовы к участию в международных оценках, таких как PISA, развитие цифровой грамотности педагогов и учащихся: курсы и материалы платформы обеспечивают современный подход к обучению и помогают педагогам осваивать новые цифровые технологии, доступ к инновационным образовательным ресурсам: платформа обеспечивает школам интеграцию современных решений в образовательный процесс, что повышает его качество и эффективность», - сообщили в акимате.
И добавили, что управление образования готово ответить на дополнительные вопросы или организовать встречу с представителями образовательной платформы.
Отметим, что переход на цифровые технологии помогает улучшить доступ к учебным материалам и повысить мотивацию учащихся. Вместе с тем, без четкой координации и стандартизации программ существует риск дублирования усилий и избыточности ресурсов. Учителям необходимо время на обучение работе с новыми системами, а учащиеся могут испытывать трудности в адаптации к постоянно меняющимся платформам.
Необходимо обратить внимание на вопросы безопасности и конфиденциальности данных учащихся. С увеличением использования цифровых платформ возникает необходимость в защите информации и обеспечении безопасной среды для обучения.
Переход на цифровые технологии в образовании открывает множество возможностей, но требует продуманного подхода и комплексных решений, чтобы учитывать потребности всех участников образовательного процесса и минимизировать возможные риски.